Любовь Аллаха к сильному верующему
![]() – Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сильный верующий лучше пред Аллахом иболее любим Им, чем верующий слабый, хотя в каждом (из них) естьблаго. Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, проси помощи у Аллахаи не опускай руки, а если постигнет тебя что-либо, не говори: “Если бысделал я (то-то и то-то), получилось бы так-то и так-то!” – но говори:“Это было предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал”, ибо эти“если” открывают шайтану путь к делам его». Муслим. Этотхадис содержит в себе важные основы и слова, заключающие в себе многосмысла. Так, например, в нём зафиксировано, что Аллаху присуще такоекачествокак любовь, имеющее отношение к тому, что Он любит, и к совершающимто, что Он любит. Кроме того, в нём указывается, что это качествосвязано с Его волей и желанием и что проявления Его любви бываютразличными, так как сильного верующего Аллах любит больше, чемверующего слабого. В этом хадисе имеютсяуказания на то, что составными частями веры являются убеждения сердца,слова и дела. Именно таких воззрений придерживаются приверженцы сунны исогласия, ведь вера включает в себя более семидесяти ответвлений,высшим из которых является произнесение слов ?? ?????? ?????? ???????“Нет бога, кроме Аллаха”, а низшим – устранение с дороги того, чтоможет повредить людям, и одним из ответвлений веры является стыдливость1.Все эти ответвления, связанные с явными и тайными делами, берут своёначало в вере, а человек, уделяющий должное внимание вышеупомянутымответвлениям, стремящийся к самосовершенствованию с помощью полезногознания и праведных дел и старающийся способствовать совершенствованиюдругих с помощью наставлений о необходимости держаться истины и хранитьтерпение, и является сильным верующим. Такой человек достиг высшейступени веры, а тот, кто этого не достиг, является слабым верующим. Всё вышеупомянутое относится к числу указаний наших праведныхпредшественников на то,что вера может увеличиваться и уменьшаться,зависит же это от степени познания веры человеком и его дел. Указанияна эту основу содержатся также во многих аятах Корана и хадисах. Сравнив между собой сильных и слабых верующих и отдав предпочтениепервым, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…хотя в каждом (из них) есть благо»,поскольку он опасался, что люди посчитают, что эти слова умаляютдостоинство слабых. Подобная мера предосторожности является весьмаполезной и служит указанием на то, что каждый из проводящих сравнениямежду людьми или делами и отдающих предпочтение чему-нибудь одномудолжен указывать на то, чему именно отдаётся предпочтение, и воизбежание нежелательных последствий отметить, что достоинствамиобладают и те и другие. Таким же образом следует поступать и в техслучаях, когда речь идёт о различных степенях дурного, дурных людях и оразличиях между ними, поскольку, коснувшись этого, необходимо упомянутьи о том благом или дурном, что является общим для сильного и слабоговерующего. Множество указаний на необходимость этого имеется в Коране исунне. В рассматриваемом нами хадисе указывается, что верующиеотличаются друг от друга в отношении совершения благого, любви Аллаха иисполнения своих религиозных обязанностей, так как Аллах Всевышнийсказал: «И для каждого (предназначены) степени (воздаяния) за то, что делали они…» “Пески”, 19. Верующиеразделяются на три группы. К первой относятся опередившие других встремлении к благу, которые совершают и обязательное, и желательное,отказываются от запретного, порицаемого и того дозволенного, чтоявляется излишним, доводят до завершения свои дела и отличаются всемикачествами совершенства. За ними следуют умеренные, которыеограничиваются исполнением своих обязанностей и отказом от совершениязапретного, а за ними – обижающие самих себя2, у которых праведные дела смешаны с дурными. Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, проси помощи у Аллаха…»,являются весьма содержательными и полезными и заключают в себе всё то,что способствует обретению счастья и в мире этом и в мире вечном. Полезные дела бывают двух видов – дела религиозные и дела мирские, араб нуждается как в одном, так и в другом. При этом обретение имсчастья и достижение успеха зависят от степени его целеустремлённости иусердия в том, что может принести ему пользу, а также от его обращенийза помощью к Аллаху Всевышнему, и если раб проявляет усердие, используяразличные способы и обращаясь к своему Господу за содействием радидостижения желаемого, это свидетельствует о его совершенстве и являетсяпризнаком того, что он достигнет успеха. Если человек не будетсовершать чего-либо из трёх вышеупомянутых дел, из-за этого он лишитсяопределённой части блага, а если он совсем не стремится к полезномуиз-за собственной лени, то не получит вообще ничего. Таким образом,лень является причиной разочарования и неудач, а ленивый не увидитблага; совершаемое им не получит достойной оценки, и он ничего недобьётся ни в религиозных, ни в мирских делах. Если же он отличаетсяцелеустремлённостью, но стремится не к полезному, а к тому, чтоприносит вред или не позволяет достичь совершенства, то результатомэтого также станет разочарование и утрата благого, и не принесёт такомучеловеку ничего, кроме зла и вреда, и сколь много было стремившихсязаниматься бесполезными вещами, которые не добились ничего, кромеутомления и всевозможных страданий. Далее,даже если раб будет стремиться к полезному и проявлять в этом усердие,он добьётся успеха только при условии искреннего обращения к Аллаху зазащитой и помощью в успешном завершении и осуществлении того, к чему онстремится. При этом он не должен полагаться на собственные силы имогущество, но явно и тайно уповать только на своего Господа, благодарячему трудности покажутся ему незначительными и он добьётся хорошихрезультатов как в религиозных, так и в мирских делах. Однако в подобныхобстоятельствах он будет не просто нуждаться в знании о том, к чему емуследует упорно стремиться, но окажется вынужденным заняться поискамизнания такого рода. В конечном счёте, всё полезное в религии сводится к двум вещам: полезному знанию и праведным делам. Полезным является такое знание,которое очищает сердце и дух и приводит к обретению счастья в обоихмирах. Его принёс с собой Посланник, да благословит его Аллах иприветствует, а заключается оно в хадисах, тафсирах, фикхе и всех технауках арабского языка, которые способствуют его усвоению, что должноопределяться количеством свободного времени человека и занимаемым имположением. Таким образом, этому можно давать различные определения взависимости от обстоятельств, но в наиболее общем виде речь идёт о том,что человек, ищущий знание, должен постараться запомнить краткоеизложение основных положений той дисциплины, которую он изучает. Еслиже запомнить всё слово в слово окажется невозможным или слишком труднымдля человека, ему следует многократно возвращаться к этому изложению,размышляя над смыслом этого, чтобы суть его утвердилась в сердце. Послеэтого необходимо обратиться к другим книгам, имеющим отношение к этойнауке, например к толкованиям, разъяснениям и частным вопросам,касающимся той основы, с которой он познакомился, так как если человекзапомнит основы и хорошо усвоит как следует их познавать, то и всеостальные крупные и мелкие сочинения по этой дисциплине будут для негонетрудными, а тот, кто не постиг основ, не достигнет ничего. Теперь обратимся ко второму, то есть к праведным делам.Праведным является такое дело, в котором искренность по отношению кАллаху соединяется со следованием Посланнику, да благословит его Аллахи приветствует. Прежде всего речь идёт о стремлении приблизиться кАллаху с помощью твёрдой убеждённости в том, что Аллаху обязательнодолжны быть присущи определённые атрибуты совершенства и что рабыАллаха должны соблюдать Его права, поклоняясь Ему. Да благословит и да приветствует Аллах пророка, которому было даровано умение говорить столь содержательные и полезные слова! Далее,Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал каждогодовольствоваться тем, что было предрешено и предопределено Аллахом,после того как человек сделает всё зависящее от него в стремлении кполезному. Это значит, что если раба постигнет что-нибудь неприятноедля него, то он не должен будет связывать это с тем, чего он не сделали что, по его мнению, могло бы принести ему пользу, если бы былосделано. В таких случаях ему следует смириться с предопределённымсвыше, чтобы благодаря этому вера его увеличилась, и оставатьсяспокойным сердцем и душой. Что же касается произнесения слова “если” вподобных обстоятельствах, то это открывает шайтану путь к его деламвследствие уменьшения веры в предопределение, протеста противпредопределённого и вызываемой этим печали, которая приводит кослаблению сердца. Практическоеиспользование той основы, о которой упомянул пророк, да благословитего Аллах и приветствует, и которая была сформулирована в велениистремиться к тому, что может принести пользу, является обязательным какв частных делах раба, так и в том, что касается всей общины в целом, анеобходимой составляющей этого является отстранённость от всеговредоносного и обращение за помощью к Аллаху. Таким образом, все членымусульманской общины должны стремиться к тому, что пойдёт на пользувсем, обращаясь к Аллаху с просьбами о том, чтобы Он вложил такоестремление в их сердца, и отметая всё то, что этому противоречит.Пояснять эту мысль можно было бы ещё долго, но детали этогообщеизвестны. ____________________ 1Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Абу Хурайры, да будетдоволен им Аллах, и приводимом Муслимом. В этом хадисе сообщается, чтопосланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Вера включает в себя более семидесяти ответвлений, высшим из которыхявляется свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, а низшим –устранение с дороги (того, что наносит людям) вред». Шайх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди, "Радость сердец благочестивых". |