Любовь Аллаха к сильному верующему


ИзображениеСообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха,  да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сильный верующий лучше пред Аллахом иболее любим Им, чем верующий слабый, хотя в каждом (из них) естьблаго. Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, проси помощи у Аллахаи не опускай руки, а если постигнет тебя что-либо, не говори: “Если бысделал я (то-то и то-то), получилось бы так-то и так-то!” – но говори:“Это было предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал”, ибо эти“если” открывают шайтану путь к делам его». Муслим.  
 Этотхадис содержит в себе важные основы и слова, заключающие в себе многосмысла. Так, например, в нём зафиксировано, что Аллаху присуще такоекачествокак любовь, имеющее отношение к тому, что Он любит, и к совершающимто, что Он любит. Кроме того, в нём указывается, что это качествосвязано с Его волей и желанием и что проявления Его любви бываютразличными, так как сильного верующего Аллах любит больше, чемверующего слабого.
  В этом хадисе имеютсяуказания на то, что составными частями веры являются убеждения сердца,слова и дела. Именно таких воззрений придерживаются приверженцы сунны исогласия, ведь вера включает в себя более семидесяти ответвлений,высшим из которых является произнесение слов  ?? ?????? ?????? ???????“Нет бога, кроме Аллаха”, а низшим – устранение с дороги того, чтоможет повредить людям, и одним из ответвлений веры является стыдливость1.Все эти ответвления, связанные с явными и тайными делами, берут своёначало в вере, а человек, уделяющий должное внимание вышеупомянутымответвлениям, стремящийся к самосовершенствованию с помощью полезногознания и праведных дел и старающийся способствовать совершенствованиюдругих с помощью наставлений о необходимости держаться истины и хранитьтерпение, и является сильным верующим. Такой человек достиг высшейступени веры, а тот, кто этого не достиг, является слабым верующим.
 Всё вышеупомянутое относится к числу указаний наших праведныхпредшественников на то,что вера может увеличиваться и уменьшаться,зависит же это от степени познания веры человеком и его дел. Указанияна эту основу содержатся также во многих аятах Корана и хадисах.
 Сравнив между собой сильных и слабых верующих и отдав предпочтениепервым, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…хотя в каждом (из них) есть благо»,поскольку он опасался, что люди посчитают, что эти слова умаляютдостоинство слабых. Подобная мера предосторожности является весьмаполезной и служит указанием на то, что каждый из проводящих сравнениямежду людьми или делами и отдающих предпочтение чему-нибудь одномудолжен указывать на то, чему именно отдаётся предпочтение, и воизбежание нежелательных последствий отметить, что достоинствамиобладают и те и другие. Таким же образом следует поступать и в техслучаях, когда речь идёт о различных степенях дурного, дурных людях и оразличиях между ними, поскольку, коснувшись этого, необходимо упомянутьи о том благом или дурном, что является общим для сильного и слабоговерующего. Множество указаний на необходимость этого имеется в Коране исунне.
  В рассматриваемом нами хадисе указывается, что верующиеотличаются друг от друга в отношении совершения благого, любви Аллаха иисполнения своих религиозных обязанностей, так как Аллах Всевышнийсказал: «И для каждого (предназначены) степени (воздаяния) за то, что делали они…» “Пески”, 19.
 Верующиеразделяются на три группы. К первой относятся опередившие других встремлении к благу, которые совершают и обязательное, и желательное,отказываются от запретного, порицаемого и того дозволенного, чтоявляется излишним, доводят до завершения свои дела и отличаются всемикачествами совершенства. За ними следуют умеренные, которыеограничиваются исполнением своих обязанностей и отказом от совершениязапретного, а за ними – обижающие самих себя2, у которых праведные дела смешаны с дурными.
 Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, проси помощи у Аллаха…»,являются весьма содержательными и полезными и заключают в себе всё то,что способствует обретению счастья и в мире этом и в мире вечном.
 Полезные дела бывают двух видов – дела религиозные и дела мирские, араб нуждается как в одном, так и в другом. При этом обретение имсчастья и достижение успеха зависят от степени его целеустремлённости иусердия в том, что может принести ему пользу, а также от его обращенийза помощью к Аллаху Всевышнему, и если раб проявляет усердие, используяразличные способы и обращаясь к своему Господу за содействием радидостижения желаемого, это свидетельствует о его совершенстве и являетсяпризнаком того, что он достигнет успеха. Если человек не будетсовершать чего-либо из трёх вышеупомянутых дел, из-за этого он лишитсяопределённой части блага, а если он совсем не стремится к полезномуиз-за собственной лени, то не получит вообще ничего. Таким образом,лень является причиной разочарования и неудач, а ленивый не увидитблага; совершаемое им не получит достойной оценки, и он ничего недобьётся ни в религиозных, ни в мирских делах. Если же он отличаетсяцелеустремлённостью, но стремится не к полезному, а к тому, чтоприносит вред или не позволяет достичь совершенства, то результатомэтого также станет разочарование и утрата благого, и не принесёт такомучеловеку ничего, кроме зла и вреда, и сколь много было стремившихсязаниматься бесполезными вещами, которые не добились ничего, кромеутомления и всевозможных страданий.
 Далее,даже если раб будет стремиться к полезному и проявлять в этом усердие,он добьётся успеха только при условии искреннего обращения к Аллаху зазащитой и помощью в успешном завершении и осуществлении того, к чему онстремится. При этом он не должен полагаться на собственные силы имогущество, но явно и тайно уповать только на своего Господа, благодарячему трудности покажутся ему незначительными и он добьётся хорошихрезультатов как в религиозных, так и в мирских делах. Однако в подобныхобстоятельствах он будет не просто нуждаться в знании о том, к чему емуследует упорно стремиться, но окажется вынужденным заняться поискамизнания такого рода.

 В конечном счёте, всё полезное в религии сводится к двум вещам: полезному знанию и праведным делам.

 Полезным является такое знание,которое очищает сердце и дух и приводит к обретению счастья в обоихмирах. Его принёс с собой Посланник, да благословит его Аллах иприветствует, а заключается оно в хадисах, тафсирах, фикхе и всех технауках арабского языка, которые способствуют его усвоению, что должноопределяться количеством свободного времени человека и занимаемым имположением. Таким образом, этому можно давать различные определения взависимости от обстоятельств, но в наиболее общем виде речь идёт о том,что человек, ищущий знание, должен постараться запомнить краткоеизложение основных положений той дисциплины, которую он изучает. Еслиже запомнить всё слово в слово окажется невозможным или слишком труднымдля человека, ему следует многократно возвращаться к этому изложению,размышляя над смыслом этого, чтобы суть его утвердилась в сердце. Послеэтого необходимо обратиться к другим книгам, имеющим отношение к этойнауке, например к толкованиям, разъяснениям и частным вопросам,касающимся той основы, с которой он познакомился, так как если человекзапомнит основы и хорошо усвоит как следует их познавать, то и всеостальные крупные и мелкие сочинения по этой дисциплине будут для негонетрудными, а тот, кто не постиг основ, не достигнет ничего.
 Тому, кто будет стремиться к упомянутому нами, обращаясь за помощью кАллаху, Аллах окажет эту помощь и благословит и его знание, и тот путь,которым он следует.
 Чтоже касается человека, прибегающего в своих поисках знания не к этимполезным методам, а к чему-то иному, то он, как показывает опыт, толькодаром теряет время и напрасно мучает себя. Однако если Аллах пошлёт емухорошего наставника, владеющего различными методами обучения, то онполучит своё распоряжение средство, благодаря которому сможет обрестизнание.

 Теперь обратимся ко второму, то есть к праведным делам.Праведным является такое дело, в котором искренность по отношению кАллаху соединяется со следованием Посланнику,  да благословит его Аллахи приветствует. Прежде всего речь идёт о стремлении приблизиться кАллаху с помощью твёрдой убеждённости в том, что Аллаху обязательнодолжны быть присущи определённые атрибуты совершенства и что рабыАллаха должны соблюдать Его права, поклоняясь Ему.
  Помимо этого,подобное стремление подразумевает отрицание всего того, что несоответствует Его величию, и убеждённость в истинности всего того, очём сообщил Он Сам или Его посланник и что касается прошлых и будущихсобытий и имеет отношение к посланникам, Писаниям, ангелам, мирувечному, раю и аду, награде и наказанию и всему прочему. А после этого,человеку следует стремиться к исполнению того, что Аллах вменил вобязанность Своим рабам и что имеет отношение к соблюдению прав Аллахаи прав людей, дополняя это совершением добровольных дополнительныхдействий, особенно в тех случаях, когда на время их совершения имеютсянадёжные указания3. При этом человеку следует обращаться кАллаху с просьбами о помощи в исполнении и завершении всего этого и отом, чтобы Он помог ему делать это, придерживаясь искренности, ккоторой не примешивались бы никакие корыстные цели.
  И человекуследует стремиться приблизиться к Аллаху с помощью отказа отзапретного, в особенности от того, к чему призывают людей их души и кчему они склоняются. Он должен стремиться приблизиться к своемуГосподу, отказываясь от запретного ради Аллаха и выполняя то, чтовменяется ему в обязанность, и если рабу удастся действовать такимобразом и он будет обращаться за помощью к Аллаху, то добьётся успеха.При этом степень его совершенства будет определяться тем, что онвыполняет или не выполняет из числа вышеупомянутых дел.
 Если говорить о полезных мирских делах, то прежде всего следуетотметить, что раб обязательно должен стремиться к поискам средств ксуществованию, прибегая к тому, что принесёт ему наибольшую пользу и внаибольшей мере будет соответствовать его положению. В этом отношениилюди отличаются друг от друга, но цель приобретений и устремленийкаждого должна состоять в обеспечении всем необходимым самого себя итех, кого он содержит и кормит на свои средства. Наряду с этимнеобходимо ограничиться тем, что действительно необходимо ему дляжизни, и не обращаться с просьбами к людям. Кроме того, цельприобретений человека должна состоять в обеспечении себя достаточнымколичеством средств для того, чтобы он мог осуществлять те видыпоклонения, которые требуют материальных затрат, например выплатузакята, раздачу милостыни и выделение средств на частные и общиеблаготворительные цели. При этом человек должен стремиться к благимприобретениям, избегая приобретений дурных и запретных, и если в своихмирских устремлениях раб Аллаха будет преследовать эти великие цели ииспользовать самые полезные средства, которые он посчитаетсоответствующими его положению, то все его действия и устремлениястанут для него средством приближения к Аллаху.
 Совершенства же в этом раб достигнет в том случае, если он будетнадеяться не только на собственные силы, проницательность, познания испособность к определению и использованию необходимых средств, но ещё иобращаться за помощью к своему Господу, уповая на Него, надеясь на то,что Он облегчит ему путь к тому, что окажется наиболее лёгким и внаибольшей мере способствующим достижению желаемого, и моля своегоГоспода о том, чтобы Он благословил его в его уделе. Первым признакомполучения подобного благословения становится то, что в своём стремлениик приобретению средств к жизни человек основывается на благочестии иблагих намерениях. Признаком благословенности удела является такжеоказание рабу содействия в использовании этого удела на обязательноеили желательное по шариату, и то, что он не забывает о проявленииблагожелательности по отношению к людям, на необходимость чего указалАллах Всевышний, Который сказал: «Не забывайте, (что вам следует относиться) друг к другу благожелательно». “Корова”, 237. Это значит, что надо идти навстречу обеспеченным4,давать отсрочку находящимся в трудном положении и, по мере возможности,проявлять уступчивость в больших и малых торговых делах, благодаря чемураб может обрести много блага.
 Если же кто-нибудь спросит: “Какие приобретения  являются наилучшими инаиболее достойными?” – на это можно ответить следующим образом: мненияулемов по этому вопросу разделились. Одни отдавали предпочтениеземледелию, другие – торговле, а третьи – ремёслам, и каждый из нихприводил свои доводы в пользу этого. Однако этот хадис должен положитьконец всем спорам, поскольку Пророк,  да благословит его Аллах иприветствует, сказал: «Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, проси помощи у Аллаха…».Общеизвестно, что полезным для каждого является что-то своё, чтозависит от самого человека и от того, в каком положении он находится.Так, для некоторых наиболее подходящим является земледелие, для других– торговля, а для третьих – какое-нибудь ремесло, и всё здесь зависитот того, что именно каждый конкретный человек умеет делать лучше. Такимобразом, лучше заниматься тем, что приносит больше всего пользы.

  Да благословит и да приветствует Аллах пророка, которому было даровано умение говорить столь содержательные и полезные слова!

 Далее,Пророк,  да благословит его Аллах и приветствует, побуждал каждогодовольствоваться тем, что было предрешено и предопределено Аллахом,после того как человек сделает всё зависящее от него в стремлении кполезному. Это значит, что если раба постигнет что-нибудь неприятноедля него, то он не должен будет связывать это с тем, чего он не сделали что, по его мнению, могло бы принести ему пользу, если бы былосделано. В таких случаях ему следует смириться с предопределённымсвыше, чтобы благодаря этому вера его увеличилась, и оставатьсяспокойным сердцем и душой. Что же касается произнесения слова “если” вподобных обстоятельствах, то это открывает шайтану путь к его деламвследствие уменьшения веры в предопределение, протеста противпредопределённого и вызываемой этим печали, которая приводит кослаблению сердца.
 С другой стороны, то, к чему направлял людей Пророк, да благословит егоАллах и приветствует, является наилучшим средством обеспеченияспокойствия сердца, удовлетворённости и приятной жизни. Речь идёт онеобходимости стремиться к полезному, приложении всех сил ради егообретения, обращении к Аллаху с просьбами о помощи в этом, выраженииблагодарности Аллаху за то, путь к чему Он облегчает для Своего раба, испособности смиряться с предопределённым в тех случаях, когда что-либосделать не удаётся.
 Знай, что слово “если” может использоваться по-разному, а различияопределяются тем, какой смысл в него вкладывается. Если его произносятв таких обстоятельствах, когда вернуть упущенное невозможно, то оно,как уже отмечалось ранее, открывает шайтану доступ к рабу Аллаха. То жесамое относится и к тем случаям, когда это слово произносят, стремясь кчему-нибудь дурному или греховному, поскольку подобные действиязаслуживают порицания, а человек, который так поступает, совершаетнечто греховное, ведь даже если он и не совершает таких действий, тожелает этого.
 Еслиже его произносят в стремлении к благому или с целью передачи полезногознания, тогда это является похвальным, поскольку на средства достиженияцелей и на сами цели распространяется действие одних и тех жеустановлений.

 Практическоеиспользование той основы, о которой упомянул пророк,  да благословитего Аллах и приветствует, и которая была сформулирована в велениистремиться к тому, что может принести пользу, является обязательным какв частных делах раба, так и в том, что касается всей общины в целом, анеобходимой составляющей этого является отстранённость от всеговредоносного и обращение за помощью к Аллаху. Таким образом, все членымусульманской общины должны стремиться к тому, что пойдёт на пользувсем, обращаясь к Аллаху с просьбами о том, чтобы Он вложил такоестремление в их сердца, и отметая всё то, что этому противоречит.Пояснять эту мысль можно было бы ещё долго, но детали этогообщеизвестны.
 Вданном хадисе Пророк,  да благословит его Аллах и приветствует,объединяет веру в предрешённость и предопределённость всего с велениемстремиться к тому, что может принести пользу. Указания на необходимостьпридерживаться обеих этих основ содержатся во многих аятах Корана идругих хадисах, поскольку без них невозможным становится осуществлениене только религиозных, но и любых иных дел. Объясняется это тем, чтослова «Стремись к тому, что принесёт тебе пользу…»– в равной степени распространяются на все религиозные и мирские дела,указывая на необходимость усердия, приложения всех сил ицелеустремлённости в намерениях и действиях.
 Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «…проси помощи у Аллаха…»

____________________

 1Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Абу Хурайры, да будетдоволен им Аллах, и приводимом Муслимом. В этом хадисе сообщается, чтопосланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Вера включает в себя более семидесяти ответвлений, высшим из которыхявляется свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, а низшим –устранение с дороги (того, что наносит людям) вред».
 2 Имеется в виду люди, которые совершают грехи.
 3Здесь имеются в виду сообщения о совершении Пророком , да благословитего Аллах и приветствует, дополнительных молитв или соблюдениидобровольных постов в определённые периоды времени.
 4Здесь имеются в виду, к примеру, такие случаи, когда обеспеченныйчеловек не может отдать весь долг сразу и просит дать ему возможностьрасплачиваться по частям.
указывают на необходимость веры в предрешённость и предопределённостьвсего и выражают собой веление уповать на Аллаха, иначе говоря, целикоми полностью полагаться на силу и могущество Всевышнего в стремленииполучить пользу или избежать вреда и ни минуты не сомневаться в успехеэтого, благодаря содействию Аллаха. Для каждого из тех, кто следуетпримеру посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,упование на Всевышнего во всех религиозных и мирских делах являетсяобязательным, как обязательно для него по мере своих сил и знаний истремиться к тому, что может принести ему пользу, а за помощью следуетобращаться к Аллаху.


Шайх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди, "Радость сердец благочестивых".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика