Вопрос 199. Что можно сказать о чудесах людей, близких к Аллаху (кярамату-ль-аулийа)?
Ответ. Такиечудеса действительно могут иметь место. Так называются связанные с нимисверхъестественные вещи, которые, однако, совершаются не ими самими и ккоторым сами они не стремятся. Всё это через них совершает Аллах, даже если онии не знают об этом. Примером может служить история с юношами из пещеры[1],история о людях, которых завалило обломком скалы[2],а также история Джурайджа[3],и все эти чудеса имели отношение к чудесам их пророков. Вот почему наибольшееколичество величайших чудес было совершено в этой общине: объясняется этовеличием чудес её пророка и тем, в какой степени этот пророк был почтёнАллахом Всемогущим и Великим. Извстны сообщения о том, что случилось с Абу Бакромв период вероотступничества (ридда)[4],о том, что Умар, стоявший на минбаре мечети в Медине, обратился к Сарийи,который в это время находился в Шаме, и эти слова были им услышаны, и о том,как он написал письмо Нилу[5],о том, как во время завоевания Рума аль-'Аля бин аль-Хадрами направил своегоконя в море[6] и тот пошёл по воде, отом, как Абу Муслим аль-Хауляни молился в огне, который разжёг для негоаль-Асвад аль-'Анси[7], а также о многих другихсобытиях такого рода, которые имели место с мусульманами как при жизни пророка,(с.г.с.), так и во времена сподвижников и тех, кто последовал за ними с чистымисердцами, и которые происходили впоследствии, вплоть до наших дней, и ещё будутпроисходить до самого Дня воскресения. И всё это по сути своей является не чеминым как чудесами нашего пророка, (с.г.с.), поскольку они получили возможностьсовершать подобное только благодаря следованию ему.
Если же нечтосверхъестественное совершает человек, не являющийся последователем этогопророка, то это является не чудом, а искушением и обманом, и такой человекотносится к числу близких не к Милостивому, а к шайтанам, да упасёт нас отэтого Аллах!
[1] Подробнее об этомрассказывается в "Аль-бидайава-н-нихайа", стр. 102 - 110. См. также: Коран, "Пещера", 8- 25.
[2] Об этом сообщается вхадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом, где рассказывается о том, как троихлюдей завалило обломком скалы в пещере и как они обращались к Аллаху спросьбами о спасении, упоминая о благих делах, совершённых ими прежде.
[3] Об этом говорится водном из хадисов, приводимом имамом Ахмадом, а также в "Аль-бидайа Ва-н-нихайа". Джурайджбыл отшельником, которого несправедливо обвинили в прелюбодеянии. Он обратилсяс просьбой о защитe к Аллаху, который помог ему, сделав так, чтосвидетельство о его невиновности принёс младенец, лежавший в колыбели.
[4] Имеется в виду отказнекоторых племён подчиняться власти халифа и выплачивать закят, в связи с чемАбу Бакром, да будет доволен им Аллах, были предприняты походы против рядаарабских племён. См.: "Тарих аль-ислам" и "Табакат аль-машахирва-ль-а'лям" аз-Захаби /3:20 - 25/.
[5] "Ан-нуджум аз-захира",1/35; "Тариху-ль-хуляфа", 49.
[6] Аль-'Аля бин аль-Хадрами- один из предводителей мухаджиров и правитель Бахрейна, назначенный на этудолжность посланником Аллаха, (с.г.с.),
[7] Абу Муслим аль-Хауляни -один из предводителей последователей, который принял ислам ещё при жизнипосланника Аллаха, (с.г.с.), приехал вМедину во время правления Абу Бакра ас-Сид-дика, да будет доволен им Аллах.Длинный рассказ об этом чуде приводится в "Тарих" Ибн Асакира (9/10)и "Маджму' аль-фатава" (11/ 279).