Является ли чтение книг и слушание аудиозаписей правильным методом поиска знаний?
Вопрос:
Мой путь в приобретении знаний заключается в том, что я читаю научные книги по вероубеждению и слушаю различные аудио-разъяснения шейха Ибн Усеймина, да помилует его Аллах. Считается ли это правильным путем приобретения знаний? И можно ли мне говорить, что шейх Ибн Усеймин или другие шейхи (чьи записи я слушаю) являются моими шейхами, несмотря на то, что я не сидел рядом с ним и не посещал его мечети, а всего лишь слушал его аудио-видео лекции. Да воздаст вам Аллах огромным благом и благословит вас и ваши знания!
Ответ:
Вся хвала принадлежит Аллаху!
Во-первых: Шариатские знания основываются на трех столпах:
1. Заучивание. Под этим мы имеем в виду заучивание легких коранических текстов, пророческих хадисов, научной информации, текстов и мыслей.
2. Понимание. Это понимание общих и частных примеров, понимание их сути и интерпретации.
3. Анализ, вывод и творчество. Все это должно происходить на основе связи между текстами, понимания целей шариата и общих правил различных шариатских наук.
Что касается чтения, присутствия на уроках, слушания записей лекций и вопросов к знающим людям, то все это является лишь средствами достижения этих целей. Чем больше таких средств, тем лучше они достигаются. Нет сомнений в том, что все эти средства очень важны, но если кому-то будет трудно охватить все возможные методы, ему стоит заняться хотя бы теми, которые даются ему легко. Чтение, в особенности, является одним из самых легких методов на сегодняшний день, и оно – самое лучшее и объемлющее из всех способов. Тот, кто будет стараться в чтении и слушании записей лекций, приобретет огромное благо, но с условием, что его целью будут три упомянутые основы, которые он будет стараться развить и развивать в себе путем чтения. Не нужно делать чтение целью, оно лишь средство достижения этих основ.
Все это подразумевает полное внимание в заучивании важнейших моментов из прочитанного, в их повторении время от времени и в их правильном понимании. Также важно стараться обсуждать прочитанное, обсуждать сделанные выводы и при возможности стараться совершенствоваться. Если читатель привыкнет к такому методу чтения, то приобретет желаемую пользу. Если же нет, то пользой чтения станет лишь общее понимание и ознакомление.
Во-вторых: Слушание записей лекций также является полезным средством приобретения шариатских знаний. Это заменяет преодоление больших расстояний и путешествий в поисках встречи с учеными и шейхами, а также экономит время, усилия и имущество. В таких записях содержится огромное благо.
Шейх Абдуль-Азиз Ас-Сидхан сказал в книге «Ма’алим фи такик’и таляби-ль-‘ильм»: «Клянусь Аллахом, в слушании аудиозаписей есть благо! Однако, многие из нас проявляют небрежность в этом, а причина этой небрежности заключается в отсутствии распорядка времени. Я читал асар относительно этой темы о том, что наши праведные предшественники говорили: «За знаниями надо идти, они не приходят сами». Сегодня же за ними ходят, также как они сами приходят к нам посредством этих записей (дисков, кассет), которые помогают приобретающим знания. Многие из тех, кто слушал их, упомянули огромное благо, заключенное в них. Я тоже получил много пользы от них. Говорю это, упоминая блага Аллах.
Ас-Сан’ани, да помилует его Аллах, сказал в своем произведении о хадже: «Тот, кто не пробовал, не знает своих возможностей. Попробуй и ты поймешь, что мы были правы в том, что сказали…»
Разве не является благом Аллаха для тебя то, что знания могут быть с тобой при прогулке, когда ты лежишь на кровати и когда сидишь за столом? Если кто-либо из нас выберет аудиозаписи и упорядочит время для их прослушивания в машине или дома, то найдет в этот огромное благо.
Как-то я рассказывал о молодом парне, который выучил Коран наизусть в первую очередь по милости Аллаха и, во-вторых, по причине этих записей. Он сказал, что слушал чтение шейха Мухаммада Сыддика аль-Миншауи два полных года. Каждый раз, когда запись заканчивалась, он включал ее снова, пока его язык не привыкал к Корану.
Не отдаляй это от себя и упорядочи свое время. Упорядочи эти записи для прослушивания и не начинай слушать следующую запись, пока не завершишь первую. Если ты не извлечешь всей пользы от записи, то прослушай ее снова и снова, много раз.
Если ты хочешь рассчитать время, которое ты тратишь, то посмотри на время твоей ходьбы и посмотри, сколько ты сможешь прослушать записей. Если одна запись длится час или полтора часа, то это время, на которое никто из нас не обратит внимания, если не заметит его. Поэтому установи для себя время, в котором ты будешь слушать аудиозаписи во время ходьбы. Ведь наступило время, когда увеличились расстояния между домами и дворами, умножились прогулки и поездки из-за работы или визитов, как визиты к близким и братьям по вере, а также поездки для исполнения домашних нужд. А после старайся сохранить такой порядок и ты увидишь, что выходя из машины, ты услышал много полезного.
Я упомянул эти примеры, потому что они являются распространёнными в наши дни и в них заключено много пользы, и потому, что знания наших шейхов и наших больших учёных сохранены в этих записях. Они продаются по самым низким ценам, и каждый из нас может слушать их в любое время.
Я знаю братьев, которые не присутствуют на уроках из-за занятости на работе, но они заменили их слушанием этих записей и Аллах даровал им пользу посредством них».
В-третьих: Слово «шейх» ученые хадиса использовали в значении «передатчик» (ар-рауи), то есть тот, кто передал хадис другому. Он становится его шейхом, а тот его учеником, даже если он услышал от него всего лишь один хадис.
Многие современные ученые используют слово «шейх» в отношении ученых, рядом с которыми проводят время студенты, берут от них знания, истинный путь, их качества, и проводят с ними такое время, при котором осуществляются цели изучения фикха. Скорее всего эта терминология является более приемлемой в наше время. Опираясь на это, можно сделать вывод, что тому, кто хочет назвать какого-либо ученого своим шейхом, следует соблюдать уважение к тому смыслу, которое несло это слово на протяжении веков. А соблюдение уважения будет выражаться в правдивости и отсутствии путаницы. Тебе не следует называть кого-либо из ученых своим шейхом, потому что многие могут понять под этим, что ты держался его, присутствовал при нем и взял от него многое, тогда как лично от него ты ничего не слышал или не присутствовал на его уроках, кроме как малое время, а возможно ты вообще не видел его. Если кто-либо введет слушателей в подобную путаницу, то велик риск, что его может охватить хадис Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Тот, кто хвастается тем, чего у него нет, подобен тому, кто надел две одежды лжи» (Аль-Бухари 5219, Муслим 2129).
Имам Ан-Навави сказал в книге «Шарх Муслим»:
«Ученые сказали: Смысл этого хадиса следующий: тот, кто много говорит о том, чего у него нет, при этом заявляя, что он обладает этим, часто повторяя об этом людям, и украшается ложью, является порицаемым».
Что касается использующего слово «шейх», имея ввиду, например, шейха Ибн Усеймина, да помилует его Аллах, и слышащие знают, что он подразумевает под этим: что он слушал его лекции и записи, а не присутствовал на его уроках и реально находился с ним, то тогда в этом нет проблем. Он не подделал истину и не рассказывал о том, чего не было. Шейх Сыддик Хасан Хан аль-К’аннуджи, родившийся в 1248 году по хиджре, передавал знания от имама Аш-Шаукани, который умер в 1250 году хиджры, и говорил: «Сказал наш шейх». Этим он не имел ввиду настоящее ученичество, потому что Аш-Шаукани умер, когда ему было лишь два года. Этим он подразумевал ученичество в чтении и книгах. Аль-К’аннуджи занимался изучением его книг и знаний, а также последовал по ним его манхаджу.
См. также ответ на вопрос под номером (20191).
Аллаху обо всем этом известно лучше!
Islam Q&A фатва № 104174 Перевод: Умар Бутаев [www.islamcivil.ru]