Знание преимуществ хушу' в молитве
Это включает:
- Пророк (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Мусульманину,который, когда приходит время обязательной молитвы, делает вуду' какследует, соблюдает надлежащее кушу', и поклоняется надлежащим образом,прощаются все прошлые грехи, если только они не кабира (тяжелые). И такпродолжается на протяжении всей его жизни". (передал Муслим, 1/206, 7/4/2)
- Награда записывается пропорционально степени хушу', так как сказал пророк (салаллаху алейхи ва салям): "Рабможет молиться и не иметь ничего записанного за это, кроме десятойчасти этого, или девятой части, или восьмой части, или седьмой части,или шестой части, или пятой части, или четверти, или трети, илиполовины" (передал имам Ахмад, Сахих аль-Джами, 1626)
- Грехипрощаются, если вы сконцентрируетесь надлежащим образом и будете иметьполное кушу', так как Пророк (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Когдараб встает и молится, все его грехи приносятся и собираются на егоголове и плечах. Каждый раз, когда он кланяется или простирается,какие-то из них спадают с него". (Передал аль-Байхаки в ас-Сунан аль-Курба, 3/10, см. также Сахих аль-Джами).
Аль-Манависказал: "Что здесь имеется в виду, так это то, что всякий раз какзавершается какой-нибудь столп молитвы, часть его грехов спадает снего, до того, что когда он завершит молитву, все его грехи удаляются.Это происходит в той молитве, где все условия соблюдены и все столпысовершены. Мы понимаем из слов "раб" и "встает", что он стоит передВладыкой владык (Аллахом) в положении смиренного раба" (передалаль-Байхаки в ас-Сунан аль-Курба , 3/10 см. также Сахих аль-Джами)
-Тот, кто молится с хушу' почувствует облегчение после окончаниямолитвы, как будто с его плеч свалился груз. Он почувствует себя легчеи свежее настолько, что пожелает чтобы молитва продолжилась, потому чтоона - источник его радости и покоя в этом мире. Его будет преследоватьчувство того, что он томящийся в темнице, пока он снова не станетмолиться, он обретет успокоение в молитве, которое заменит желаниезавершить ее поскорее. Те, кто любят молитву говорят: мы молимся иобретаем успокоение в нашей молитве, также как наш предводитель, нашпример и наш пророк (салаллаху алейхи ва салям), который говорил: "ОБилял, давай-ка, обретем успокоение в молитве". Он не говорил:"Давай-ка, поскорее завершим ее".
- Пророк (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Моя радость - в молитве". Итак, кто находит свою радость в молитве, как он сможет вынести поиск других радостей, или удержаться от них?
(аль-Вабиль ас-Сайб, 37)
Стремление возносить дуа в соответствующих местах молитвы, особенно в суджуде.
Несомненно,что разговор с Аллахом, смирение себя перед Ним, испрашивание у Негоблаг и усердное прибегание к Его помощи, - все это помогает укрепитьсвязь раба с его Господом и увеличить его кушу'. Дуа - это актпоклонения, и нам повелено совершать дуа.
Аллах говорит: "…к Кому вы взываете со смирением и тайной". (аль-Ан'ам 6:63). Пророк (салаллаху алейхи ва салям) сказал: "Кто не взывает к Аллаху, Аллах будет гневаться на того". (передал ат-Тирмизи, Китаб ад-Да'ват 1/426, признан хасаном в Сахих ат-Тирмизи 2686).
Передается,что Пророк (салаллаху алейхи ва салям) делал дуа в особых местахмолитвы, т.е. в суджуде, между двумя простираниями и после ташахуда.Наиглавнейшая из них та, что в суджуде, потому что Пророк (салаллахуалейхи ва салям) сказал: "Ближе всего раб к своему Господу, когда он простирается в суджуде, поэтому, увеличивайте свои дуа (в этот момент)". (передал Муслим, Китаб ас-Салат, Баб ан-Най ан Кираат аль-Куран филь руку вас-суджуд, 207)
Одной из дуа, которой Пророк (салаллаху алейхи ва салям) взывал в суджуде была: "Аллахумма гфирли занби ва джиллаху ва аввалаху ва ахираху ва аланийатаху ва сирраху"( О Аллах, прости мне грехи мои, малые и большие, первые и последние,явные и скрытые) (передал Муслим Китаб ас-Салат, Баб ан-Най ан Кирааталь-Куран филь руку вас-суджуд, 216)
Он также говорил: "Аллахумма гфирли ли ма асрарту ва ма а'ланту" (О Аллах, прости мне то, что я сделал втайне и сделал явно). (передал ан-Нисаи, аль-Муджтаба, 2/569, Сахих аль-Джами, 1067)
Мы уже описали некоторые дуа, которые читаются между двумя суджудами (см. раздел 11)
Одним из того, что он (салаллаху алейхи ва салям) читал после ташаххуда было то, что мы узнаем из хадиса: "Когдакто-либо из вас завершает ташаххуд, пусть он ищет убежища у Аллаха отчетырех вещей: от наказания Огня, от наказания могилы, от искушений(фитны) жизни и смерти и от зла даджаля (антихриста)".
Он говорил: "Аллахумма инни аузу бика мин шарри ма амилту ва мин шарри ма лам амал" (О Аллах, я ищу у Тебя прибежища от зла, что я сделал и от зла, что я еще не сделал).
"Аллахумма хасибни хисабан йасиран" (О Аллах, облегчи мой расчет).
Он учил Абу Бакра ас-Сиддика (радиаллаху анху) говорить: "Аллахуммаинни заламту нафси зульман касиран ва ла йагфир аз-зунуба илла антафагфир ли магфиратан мин индака вархамни иннака анта аль-Гафур ар-Рахим"(О Аллах, я сильно обидел свою душу, и никто не сможет простить моигрехи, кроме Тебя. Пожалуй мне прощение Твое и помилуй меня, ведь Ты -Всепрощающий, Всемилостивый).
Он услышал, как один человек произносил в своем ташаххуде: "Аллахуммаинни ас`алука йа Аллах аль-Ахад ас-Самад аллази лам йалид ва лам йуладва лам йакум лаху куфуван ахад ан тагфир ли зунуби иннака антааль-Гафур ар-Рахим" ( О Аллах, я прошу Тебя Аллах,Единого, Самодостаточного Господа, Кто не рождает и не рожден, и нетЕму равных, прости мне мои грехи, ведь Ты - Всепрощающий,Всемилостивый). Он (салаллаху алейхи ва салям) сказал своимсподвижникам: "Он прощен, он прощен".
Он услышал, как другой человек произносил: "Аллахуммаинни ас`алука бианна лакал-хамд , ла илаха илланта вахдака ла шарикалак аль-Маннан йа бади ас-самавати валь-ард, йа зал-джалали вал-икрам,йа хайу йа кайум, инни ас`алука аль-джанна ва аузу бика минан-нар"(О Аллах, я прошу Тебя. Ибо вся хвала принадлежит Тебе, нет бога, кромеТебя Одного, у которого нет сотоварища, Дарующего, О Творец небес иземли, О Обладатель славы и почести, О Вечно Живущий, ОСамодостаточный, я прошу у Тебя рай, и прибегаю к Тебе от ада).
Пророк (салаллаху алейхи ва салям) сказал своим сподвижникам: "Знаете ли вы, чем он попросил у Аллаха?". Они сказали: "Аллах и Его посланник знают лучше". Он сказал: "КлянусьТем, в Чьей руке находится моя душа, он попросил Аллаха Его величайшимименем (исмиуль азам), тем, что когда им призываешь Его, Он отвечает, икогда спрашиваешь им Его, Он подает".
Последним, что он произносил между ташаххудом и таслимом было: "Аллахуммагфирли ма каддамту ва ма аххарту ва ма асрарту ва ма а'ланту ва маасрафту ва ма а'лам бихи минни антал-мукаддим ва антал-муаххир ла илахаилла анта" (О Аллах, прости мне то, что я совершил впрошлом, и что я совершу в будущем, и что я сокрыл, я что я сделалявно, и в чем я превысил меру, и знаешь ты больше обо всем, чем я. Ты -Торопящий повеления, и Замедляющий их, нет бога, кроме Тебя).
(эти и другие дуа с иснадами можно найти в Сифат ас-Салат, 'Алламаха аль-Албани, стр.163, 11-е издание)
Запоминаниеподобных дуа решит проблему того, что некоторые люди остаютсябезмолвными позади имама, когда они заканчивают ташаххуд, потому чтоони не знают, что им нужно произносить.
Азкары, читаемые после молитвы.
Они также помогают укрепить хушу' в сердце и умножить блага и достоинства молитвы.
Нетсомнения, что одним из лучших путей охранения и поддержания доброгодела является продолжение его следующим добрым делом. Поэтому, тот, ктоподумает об азкарах, которые следуют за молитвой, обнаружит, что ониначинаются с троекратного спрашивания прощения, как будто поклоняющийсяспрашивает у своего Господа прощение за некоторые упущения, которыемогли иметь место в его молитве или в его хушу'. Так же важно обращатьвнимание нафилям (сверхобязательным) молитвам, потому что оникомпенсируют что-то недостающее в молитвах-фард (обязательных), включаялюбую ошибку касающуюся кушу'.
Обсудив те вещи, которые помогают нам иметь хушу', теперь мы перейдем к осуждению.