Положение мяса животного вскормленного нечистотами

 

 Вопрос:

Ас-саляму алейкум!

Вопрос о дозволенности мясо-костной муки в рационе животных. Столкнулся с этим когда приобрел ее для своего "хозяйства". На той же самой птицефабрике ею однозначно кормят птиц и не уверен в том, что:

1). это действительно смесь мяса и костей животных, заколотых по Шариату

2). эта смесь мяса и костей животных, дозволенных нам

3). они перед убоем птиц выдерживают их в течении трех дней для очищения. Как поступать, Братья? 

Ответ

< Уалейкум ассалам уа рахматуЛлах уа баракатуху.

Брат, надеюсь вы не будете возражать, но мы перенесли ваш вопрос из комментариев на главную, так как кажется что он достаточно важный и актуальный.

И для того чтобы другие читатели были в курсе-это продолжение темы затронутой здесь:

http://www.tayhid.lact.ru.edit.lact.ru/e/883389-zaboy-na-ptitsefabrike-s-predshestvuyuschim-udar#comment_26345

Что же касается самого вопроса, то конечно ответ на него строится на двух основах, первая из которых какое положение тех смесей о которых вы упомянули?

Здесь вы можете ознакомиться с основой этого вопроса:

http://www.tayhid.lact.ru/biblioteka/fikh/pischa-i-to-chto-s-ney-svyazano

И если это стало ясно, то тогда смеси, или муке о которой вы упомянули дается положение мертвячины, а значит нечистот.

И если это так, то переходим к следующей основе, а это положение, а затем последующее употребление в пищу животных питающихся нечистотами.

И этот вопрос известен в книгах по фикху, как вопрос ??????? – аль-джаляля- животное поедающее нечистоты.

Основа в этом – то что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – Запретил употреблять в пищу мясо аль-джаляли и ее молоко.

См. Абу Дауд 3811. ат-Тирмизи 1824, ан-Насаи 4447, Ибн Маджа 3189 и др.

Сказал имам ан-Науауи:

Сказали ученые шафииты: "аль- джаляля"- животное которое кушает экскрименты и нечистоты. И это может быть в верблюдах, коровах, овцах, курицах. И было сказано: "если большая часть еды будут нечистоты, то это аль-джаляля."

И правильное мнение, на котором большинство ученых (шафиитов), то что большинство (в еде) не имеет значения, однако значение имеет наличие неприятного запаха, если будет в ее поте запах нечистот, то это будет аль-джаляля, и если нет, то нет…

См. аль-Маджму 9\26\27

Второе мнение о котором упомянул имам ан-Науауи, т.е. то, что принимается во внимание большая часть рациона животного – мнение ханбалитских и ханафитских ученых.

См. аль-Мугний 11\66, Бадаию ас-Санаи 4\153.

И мотивировали ханафитские ученые это тем, что – "Если большая часть еды будет состоять из нечистот, то ее мясо меняется, начинает вонять."

См. Бадаию ас-Санаи 4\153.

Однако, очевидно что основное мнение шафиитских ученых более очевидно и на это указывают следующие положения-

Как очевидно из мотивировки ханафитских ученых, они также согласны с тем, что причина запрета аль-джаляли – изменение мяса, его запаха и т.д. Т.е. причина – воздействие нечистот, и изменение запаха – указание на это.

Колличество тоже может быть признаком, однако наличие запаха – признак более близкий и прямой. И если это так, то присоединить запрет к запаху будет очевидно - ближе.

Затем как среди шафиитских ученых, так и среди других есть разногласие в том, будет ли запрет упомянутый в хадисе, запрет употребления мяса аль-джалали – запрет тахрима, или нежелательности?

Ниже будет указано на это разногласие, однако до этого хотелось бы привести следующие слова:

Сказал имам Абу Яхъя Закария аль-Ансари:

И если не выявится (запах нечистот в поте животного и т.д.), то нет нежелательности (отталкиваясь от мнения что в случае наличия запаха – аль-джаляля нежелательна, а не запретна.), даже если она не кушает ничего кроме нечистот. И очевидно, как сказал аз-Заркаши то что вопрос не ограничивается на изменении запаха, так как изменение вкуса влияет больше. И ясно заявил аль-Джувейни, что нет разницы в этом между измением вкуса, цвета или запаха.

См. Асна ль-Маталиб 3\412.

Затем, как было уже сказано среди шафиитских ученых (и других) есть разногласие в форме запрета такого животного, будет ли этот запрет тахрима или нежелательности? Основное мнение у них – нежелательность. Другое, и его выбрали некоторые авторитетные ученые, как Абу Исхак аль-Маруази, аль-Каффаль, аль-Багауи, аль-Газали, ибн Дакик аль-Ид и др., то что запрет – запрет тахрима.

См. аль-Маджму 9\26\27 , Фатхуль-Бари 9\802

И очевидно, что подход этих ученых строится во-первых на взгляде на внешний смысл запрета, который в основе указывает на тахрим (харам), во-вторых на то, что будет упомянуто дальше.

Что касается аргумента говорящих что смысл его нежелательность, то по их мнению причина запрета – наличие неприятного запаха в мясе, а это не требует запрета, также как если появился неприятный запах у зарезанного (обычного) животного. Также животное поедает нечистоты, и они попадают к нему в желудок, также как и чистая еда попадая в желудок становиться нечистотами, но это не влияет на разрешенность мяса. Также нечистоты не соединяются с мясом, так как проходят по желудку и кишкам, однако мясо впитывает это, и это все не требует тахрима.

См. Мугний аль-Мухтадж 18\201 , аль-Хауи 15\330, Тухватуль-Мухтадж4\346 и др, шафиитские книги.

Т.е. в общем смысл этого подхода строится на том, что само мясо в основе разрешено, и от поедания нечистот оно не становиться само нечистым, значит продолжает быть на основе, и нежелательность дается из за неприятного запаха.

И как очевидно это мнение достаточно сильное, хотя упомянутая аналогия, в ней есть разница, так как нечистота которая образовалась в желудке, у нее нет никакого положения, в то время как то, что туда попало будучи нечистым, уже было таковым.

Сказал имам аш-Шафии:

То что будет скрытым в желудке (из нечистот образовавшихся там) – его положение – положение чистоты. Как кровь и другое, то что будет внутри тела, положение этого – положение чистоты. И если оно отделилось от тела, то его положение будет – положение нечистоты. И нельзя проводить аналогию того, что будет внешне (отделяться от тела) на то, что будет скрытым в созданиях, и его положение – положение чистоты.

См. аль-Умм 1\76 , Шарх аль-Уаджиз 4\40

И может быть поэтому комментатор слов ибн Хаджара аль-Хайсами в отношения проведения аналогии запаха мяса от поедания нечистот, на появление запаха у мяса обычного животного сказал:

"И в этой аналогии – размышление (????)" – термин который может означать как обращение внимания на сильный ответ, так и на неясность и некое послабление. См. Хашия аля Тухвату ль-Мухтадж.

И если это так, то нет ничего удивительного в том, чтобы мясо животного на котором выявилось воздействие нечистот, его положение будет – запрет в форме тахрима, и дается ему положение нечистот с которыми оно смешалось, также как жир, или что-то жидкое смешается с нечистотами.

См. Шарх аль-Уаджиз 12\150.

Плюс к этому, в этом мясе может быть некий вред здоровью.

Подкрепляет первое мнение (нежелательность) то, что передал имам аль-Бухари в разных местах своей книги (№3133, №4385, №5517, №5518, №7555) достаточно длинный хадис от Абу Муса аль-Ашъари, суть которого заключается в том, что один человек не хотел есть курицу, так как видел ее (в общем курицу, или же эту конкретную) поедающей нечистоты. Абу Муса же аргументировал разрешение мяса курицы тем, что он видел как Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – ел мясо курицы.

Сказал имам ибн Хаджар в комментарии этого хадиса, после того как упомянул слова ученых в разрешении (в основе) есть мясо курицы:

"Кроме как некоторые исключили аль-джалялю, и это та которая кушает нечистоты. И внешние действия Абу Муса указывают на то, что он не обратил на это никакого внимания (т.е. то, что она может быть, или есть – аль-джаляля)."

См. Фатхуль-Бари 9\801

Также сказал он после того как привел разногласие шафиитских ученых в форме запрета мяса аль-джаляли - тахрим, или нежелательность?

Сказал:

И большинство отдали предпочтение тому, что смысл запрета- нежелательность, и это положение действий Абу Мусы (т.е. то что он не придал значения вероятности того что эта курица, или курицы вообще могут быть аль-джаляля).

См. Фатхуль-Бари 9\802

Однако есть вероятность, что причина непринятия Абу Мусы вероятности того, что эта курица была из раздела аль-джаляля, не то что он не считал это запретным (тахрим), а то что в основе нет никакого запрета, и нет уверенности в том, что эта отдельная курица – такова.

И это можно взять из слов имама ибн Хаджара в комментарии слов этого человека - Поистине я видел ее поедающей что-то (нечистоты).

Сказал ибн Хаджар:

Как будто он решил, что если курица съела много нечистот (в этом случае - та курица которая была подана и та которую он видел – одна) и стала аль-джалялей. И разъяснил ему Абу Муса что это не так (т.е. можно есть в любом случае), или то что не следует из того, что если он видел некую курицу (сделала такое), то что все курицы такие.

См. Фатхуль-Бари 9\801

Т.е. аргументация историей Абу Мусы на нежелательность только, достаточно относительна.

И передал ибн Абу Шейбата с достоверным иснадом (сказал ибн Хаджар. См. Фатхуль-Бари 9\701) от ибн Умара, то что он задерживал курицу аль-джалялю (не ел ее) три дня (для очищения).

И это внешне указывает на то, что ибн Умар считал запретным (тахрим) употребление такого мяса в пищу.

Поэтому, как минимум у нас есть внешнее разногласие сподвижников в положении мяса аль-джаляли. И нет проблем взять одно из мнений, на основе других доказательств.

И конечно аналогия на жидкость смешанную с нечистотами кажется более очевидная, чем аналогия на то, что образуется в желудке животного, плюс сильная вероятность наличия вреда в таком мясе.

И если возьмем за основу мнение о тахриме, то сказал имам ар-Рафии:

"Знай, что если выявился запах в мясе, то если мы сделаем это причиной запрета (тахрима) мяса, и его нечистоты, то мы не сделаем это причиной нечистоты (внешне) животного при его жизни… Однако если скажем об его запрете, то оно присоединиться к животному, мясо которого не кушается. И поэтому если его зарежут, то его кожа будет нечистой, но она может быть очищена дублением."

См. См. Шарх аль-Уаджиз 12\152.

Однако возникает естественный вопрос: А как быть если эта мука, смесь и т.д. не изменяют в животном ни запаха, ни цвета, ни вкуса?

Ответ на это также упомянули шафиитские ученые.

Сказал имам ан-Науауи: Овечка, если она была вскормлена молоком собаки (отталкиваясь от того что оно нечистое), то у нее положение аль-джаляли.

См. Раудату т-Талибин 1\380.

Имам ар-Рамли упомянул почти такое же выражение, только сказал: Если мясо овечки изменилось.

См. Нихаятуль- Мухтадж (с Хашией) 8\156

Сказал комментатор его слов- ар-Рушейди (умер в 1096 по Хиджре):

Очевидно он имеет ввиду условное изменение, таким образом что предпологается если молоко которое она выпила в этот период, было бы экскриментами - например-, и выявилось бы изменение. И придет похожее с этим, в словах аль-Багауи. Ведь молоко по его причине не выявляет изменения, как это не скроется.

См. Хашия Нихаятуль- Мухтадж 8\156.

Затем привел ар-Рушейд слова имама аль-Багауи в вопросе если животное будет питаться украденным кормом.

Сказал имам аль-Багауи:

Если овца была вскормлена украденым кормом, и размер этого корма если был бы нечистотами, то выявилось бы измениение (вкуса, запаха мяса), то эта овца (ее мясо) будет запретным. Если нет, то нет.

И есть вероятность того, что можно будет ее есть, в любом случае, так как сам корм – разрешен (чист) в основе, и запрет в нем по причине права другого (т.е. права его хозяина). В противоположность овцы вскормленной молоком собаки. Есть мясо этой овцы запрещено (Тахрим. И это отталкиваясь от его мнения в вопросе аль-джаляли).

См. Хашия Нихаятуль - Мухтадж 8\157.

Поэтому если скажем что мясо аль-джаляли – нежелательно, то если она съест то колличество некой смеси которое не меняет ничего в мясе, однако если предположить его экскриментами, то должно произойти изменение, то мясо это будет нежелательным. Если скажем запретно запретом тахрима, то соответствующе.

И конечно в вопросе вероятности изменения следует обращаться к специалистам.

Остался вопрос очищения аль-джаляли.

Сказал имам ан-Науауи:

Сказали шафиитские ученые:

Если аль-джаляля будет задержана (закрыта и т.д. и не будет есть больше нечистот), после выявления запаха, и поела что то чистое, так что исчез запах, затем была зарезана, то нет никакой нежелательности ( в ее мясе в этом случае).

И нет в размере того, сколько ей нужно съесть четкой границы, однако принимается во внимание то, что известно обычно (т.е. на основе опыта и обычного хода вещей) или на основе предположения что запах нечистот уйдет по причине этого размера.

См. аль-Маджму 9\27

Что же касается ограничения в трех днях например в курице, то это не точное определение, а в соответствие с обычным и большинством.

См. Тухватуль-Мухтадж 4\346

Затем во всех этих вопросах в случае наличия сомнений – основа разрешенности.

Заключение:

1. Нет сомнения, что в любом случае, даже если скажем о нежелательности есть мясо животного чей запах или вкус изменился по причине поедания им нечистот – то выйти из разногласия с теми из ученых которые сказали о тахриме - будет желательно.

2. Изменение может быть реальное и ощущаемое, или же условное. И это когда животное есть нечистоту которая не изменяет ничего в его мясе, в этом случае предполагается эта нечистота, которой оно кормится, одним из видов других нечистот, среднего уровня, которое изменило бы вскус или запах мяса животного, или запах его тела. И в соответствие с этим определяются сроки (размеры корма) в которые, это животное могло стать аль-джалялей.

И с этим вопросом следует обращаться к специалистам в этом области.

3. Нет четкого определения времени, или размеров чистого корма после которого аль-джаляля будет считаться чистой. И в этом вопросе также следует обратиться к специалистам.

Редакция сайта www.tayhid.lact.ru.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика