Приказанные нам средства — виды поклонения Аллаху
ПРИКАЗАННЫЕ НАМ СРЕДСТВА —
ВИДЫ ПОКЛОНЕНИЯ АЛЛАХУ
Тот, кто отрицает то, что Аллах Достойный и Величественный ниспослал Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы служили только Ему, повиновались Ему и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, тот никогда не будет верить в религию, которая была узаконена Аллахом Достойным и Величественным, как Он Сам, Славный и Всевышний, сказал:
«Тогда мы наставили тебя [о Мухаммад] на Путь [Закон Ислама]. Следуй же по нему и не следуй страстям тех, которые не знают [этого Закона]. Поистине, неправедные — защитники друг друга, а Аллах — Защитник богобоязненных [тех, кто боится Его и избегает зла]. (Коленопреклоненная, 18—19).
Такие люди следуют своему желанию без руководства от Аллаха. О них Аллах Славный и Всевышний сказал:
«Или у них есть сотоварищи Аллаха, которые узаконили им в религии то, что не дозволял Аллах?» (Совет, 21).
Здесь они иногда начинают вносить новшества, которые называют истиной. Они ставят это выше того, что узаконил Аллах, а иногда они используют вселенское предопределение против Шариата, как сказал Аллах о мушриках, о чём было сказано выше.
Среди этих групп имеется одна группа, к которой эти люди относятся с превеликим уважением. Из хорошо известных обязанностей они признают только то, что выбрали исходя из своих желаний, и не признают хорошо известные запреты. Они заблуждаются, не обращая внимания на то, что им было приказано в качестве средств, которые сами по себе относятся к почитанию Аллаха, думая, что тот, кто признаёт Предопределение, избежит этого. Таким является тот, кто считает, что надеяться на Аллаха и молиться нужно только простым людям, а не избранным. Он обосновывает это тем, что тот, кто признаёт Предопределение, будет знать, что то, что ему предопределено, сбудется, следовательно, в этом нет нужды. Это и есть проявление заблуждения.
Аллах Достойный и Величественный соизмерил действия с причинами, так же, как Он, Достойный и Величественный, отмерил счастье и несчастье, обусловленные этими причинами.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Аллах создал некоторых людей для того, чтобы они попали в Рай. Он предопределил это для них, когда они ещё не были зачаты, и они должны поступать как обитатели Рая. А других Он сотворил для Ада. Он предопределил это для них, когда они ещё не были зачаты, и они должны поступать как обитатели Ада[5].
Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: Аллах записал Предопределения, — они сказали: «О посланник Аллаха! Должны ли мы отказаться от выполнения своих дел (используя Предопределение) и просто положиться на запись?» Он ответил: Продолжайте выполнять (используя Предопределение), ибо каждому будет оказана помощь в том, что ему было предопределено сделать. Благочестивым людям помогут делать благодеяния, а неблагочестивым помогут совершать неблагочестивые поступки»[6].
[5] Передали Ахмад, Муслим и Абу Дауд.