Можно ли в путешествии совершать намаз полностью?
Ассаламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух!
1) Как совершается молитва в пути, на современном транспорте, когда может быть затруднено сойти с него, и сделать молитву на земле в сторону Киблы? Более того к примеру в самолете нет возможности выполнить руку и суджуд.
2) Второй вопрос по поводу намаза в сафаре (сокращение ракаатов). А также, можно ли совершать намаз полностью, не сокращая, если едешь в другой город где живут мои родители?
Джазака Ллаху Хайран!
Аягоз
Ответ:
Алейкум ассалям уа рахмату Ллахи уа баракятух!
Говорит шейх ибн Баз:
«Ваджиб на мусульманине в самолете если придёт время намаза читать его по мере возможности.
И если есть возможность читать стоя, то читает стоя, делает рукуъ и сяжда как положено.
Но если нет возможности то читает сидя и делает рукуъ и сяждя указывая (т.е. наклоняясь, и чтобы в сяждя была голова ниже чем в рукуъ).
Но если находит место в самолёте где может читать стоя, и делать сяждя на пол, напротив указанию (т.е. читать сидя) то ваджиб на нём сделать стоя.
По словам Аллаха (смысл)
«Бойтесь Аллаха по мере возможности».
И то что Посланник Аллаха сказал Иъмрану ибн аль-Хусейну когда он болел:
«Читай намаз стоя, но если нет возможности то сидя, но если нет возможности то лёжа» Бухари в Сахихе…
И положение машины, поезда и лодки (корабля) положение самолета»
Маджмуъ Фатава уа Макулят 11\60.
И обращая внимания на слова Шейха можно вывести из них то, что основа в намазе читать стоя и это понятно, но если возможности уже таковой нет, то читаешь так, как позволяет тебе возможность в данный момент. То есть действительно нет возможности, после того как ты приложил к этому усилия или из обстановки точно видно что нет возможности…
Что касается сокращаемого намаза, и можно ли читать его полностью, то в этом вопросе есть разногласие.
И имам Шафии говорит, что лучше сокращать, но полностью читать можно и это также мнение имама Ахмада в одном из риваятов. Как передал шейх аль-Ислям ибну Теймия приводя хиляф, хотя сам выбрал мнение что читать полностью намаз в сафаре макрух, соответствуя мнению имама Малика и одного из мнений имама Ахмада.
Маджмуъ аль-Фатава 5\384.
И указывает на это положение (т.е. то что в путешествии можно читать полностью) хадис, хотя в достоверности его разговор, но посчитали его достоверным или хорошим: имам ад-Даракутни (Сунан ад-Даракутни 2\47), имам ан-Науауи (Хуляса 2\727), имам аль-Байхакы (Сунан аль-Байхакы аль-Кубро 3\142), ибн Баз в (Хашияту Булюг аль-Марам стр.290)
И в нём то, что приходит от Аишы
«Читала я намаз сокращённо, а ты полностью, я постилась, а ты был не постящимся»? Сказал Посланник Аллаха «Очень хорошо ты (сделала) о Аиша».
Редакция сайта www.tayhid.lact.ru