Законоположения, касающиеся праздника разговения

Ответ: В день праздника все мусульмане проявляют свою радость по поводууспешного завершения поста, молитвенных бдений, а также других обрядовпоклонения, совершенных ими в месяц рамадан. Этот праздник есть одновеличайших благ, дарованных Аллахом Его слугам. Ночь праздника ониначинают прежде всего с возвеличивания Аллаха и продолжают это в деньпраздника перед совершением молитвы. Затем в начале дня онинаправляются в мечеть, чтобы совершить этот особо величественный актпоклонения, то есть праздничную молитву, которая проводится особымобразом. Как упомянуто в хадисе, на эту молитву направляются мужчины иженщины, совсем молодые девушки и девственницы, чтобы участвовать вней, обрести благо и воочию убедиться в силе призыва мусульман.
О.: Если день праздника выпадает на пятницу, то законным длямусульман является совершение праздничной и пятничной молитв в мечетях,в которых проводятся пятничные молитвы. Тому, кто присутствовал напраздничной молитве, разрешается не присутствовать на пятничной молитвеи ограничиться совершением полуденной молитвы, что вытекает изследующих хадисов:
В хадисе Зайда Ибн Аркама - да будет доволен имАллах! - сказано: "Совершив праздничную молитву, Пророк, да благословитего Аллах и приветствует, разрешил пятничную молитву, а затем сказал:"Тот, кто хочет молиться, пусть молиться." Этот хадис приводят пять авторов, за исключением ат-Тирмизи, и он подтверждён Ибн Хузаймой.
В хадисе Абу Хурайры - да будет Аллах доволен им! - о ПосланникеАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приводится егоследующее высказывание: "На этот ваш день пришлись два праздника. Ктопожелает, может не совершать пятничной молитвы или же совершит их обе."Этот хадис приводят Абу Дауд и Ибн Маджа.
В хадисе ан-Наомана Ибн Башира, да будет Аллах доволен им! - говорится:"Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прославляя имяГоспода твоего Всевышнего и спрашивал: "Известна ли тебе история о дневоскресения из мертвых?" Когда же праздник выпадал на пятницу, онговорил то же самое во время совершения обеих молитв." Этот хадис приведён Муслимом.
В приведённых хадисах содержится свидетельство о том, что мусульманесовершают праздничную и пятничную молитву в том случае, если праздниквыпадает на пятницу. В первом и втором хадисах содержится довод одопустимости неприсутствия на пятничной молитве того, кто присутствовална праздничной молитве, если два этих события происходят в один день.Если человек не присутствовал на пятничной молитве, то он обязансовершить полуденную молитву, поскольку бесспорным является постулат онеобходимости совершения пяти обязательных, и если кто-то по причинеболезни, путешествия или присутствия на праздничной молитве, еслипраздник выпадает на пятницу, не совершил пятничную молитву, то онобязан возместить её полудённой молитвой, в чём единодушныучёные-богословы.
Я испрашиваю у Аллаха ниспослать нам, вам и всем нашим братьям успеха вглубоком усвоении религии и твёрдом её соблюдении. Пусть Аллах сделаетнас и вас её убеждёнными сторонниками и проповедниками. Истинно, ОнЩедрый и Великодушный.
О.: По мнению многих учёных праздничная молитва являетсярелигиозным предписанием, не обязательным абсолютно для всех безисключения, поэтому некоторым категориям людей позволяется пропускатьеё. Однако что касается братьев-мусульман, то их присутствие напраздничной молитве и участие в ней является безусловно похвальнымдействием. Пропускать её позволяется только на основании уважительной сточки зрения шариата причины. Некоторые деятели науки утверждают, чтопраздничная молитва представляет собой одно из главных и обязательныхрелигиозных предписаний, каким является, например, пятничная молитва.Исходя из этого, ни одному из совершеннолетних мужчин, из числапроживающих оседло, не разрешается пропускать праздничную молитву, очём имеются достаточно убедительные и веские доказательства.
Согласно Шариату, женщинам разрешается присутствовать на праздничноймолитве с соблюдением необходимых предосторожностей, то есть приусловии закрытия всего тела и неиспользования благовений. В обеихсборниках "Ас-Сахих" приводится хадис Ум Атийи - да будет Аллах доволенею! - которая сказала: "В дни обеих праздников нам было велено выходитьвсем, даже молодым девушкам и тем, у кого были менструации, чтобыприобщиться к благу и воочию убедиться в силе призыва мусульман. Приэтом женщины, имевшие менструации, должны были находиться визолированном месте." Одна из женщин сказала: "О Посланник Аллаха! Ноодна из нас не имеет джильбаба, чтобы выйти в нём на улицу!" Пророк, даблагословит его Аллах и приветствует, сказал: "Пусть её сестра даст еёсвой джильбаб!" Несомненно, что это очевидно доказывает необходимостьвыхода женщин для участия в праздничной молитве, чтобы приобщиться аблагу и увидеть силу призыва мусульман. И успех принадлежит Аллаху.
О.: Молитва, совершаемая в дни обоих праздников, являетсярелигиозным предписанием, не обязательным абсолютно для всех безисключения, и если её совершает достаточно большое количество людей, тодля остальных неучастие в молитве не будет грехом. Учитывая, чтоисламские центры устраивают праздничную молитву на основании наблюденияза появлением полумесяца во всех арабских странах в целом, и вКоролевстве Саудовская Аравия в частности, то это обстоятельствоосвобождает от данного необязательного предписания тех людей, которыене присутствовали на ней. Не разрешается переносить совершениепраздничной молитвы на второй или третий день месяца шавваль только длятого, чтобы на ней могли присутствовать все мусульмане, например,Лондона, так как это станет расхождением с тем, что делали сподвижникиПророка и те, кто были после них. И нам не известен ни один учёный,который бы допускал такой перенос. Да, перенос молитвы на следующийдень допускается только в том случае, когда людям стало известно онаступлении праздника только после захода солнца. И да благословитАллах нашего Пророка Мухаммеда, его род, его сподвижников, и даприветствует.
Подготовил к изданию Мухаммад Аль Муснад