Как они могут войти в Огонь под приказом?
Мой вопрос о хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
Передан имам Ахмад ибн Ханбалем в его «Муснаде» и Аль-Байхгаки в его книге «Аль-Итигаад», и оценен Аль-Асвадом Бин Сарии как сахих, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«В Судный день четверо будут оправдываться! Глухой, который не слышал ничего; умалишенный; дряхлый старик; и тот, кто умер из числа тех, до кого не дошел призыв (в период фатра, когда не были ниспосланы посланники). Глухой скажет: “О Аллах, пришел Ислам, но я ничего не слышал!” Умалишенный скажет: “О Аллах, когда пришел Ислам, дети бросали в меня навозом!” Дряхлый старик будет говорить: “ О Аллах, пришел Ислам, но я ничего не понял!” А тот, до кого не дошел призыв скажет: “О Господь, до меня твой посланник не доходил!” После этого с этих людей будет взято обещание повиноваться Ему и затем Он велит им войти в Ад. И клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, если они войдут в Ад, то он станет для них прохладой и спасением, а тот, кто не войдет, будет ввергнут в него!»
Мой вопрос таков:
Будет ли испытание в Судный День? Насколько мне известно, в этот день люди будут отвечать за содеянное, но без испытаний.
А также:
Это испытание со свержением в Ад очень сложно и нелогично [для восприятия]. Мы все знаем, что огонь опасен и это естественно, что человек боится [добровольно] войти в него. Это не похоже на те испытания, которым мы подвергаемся в (этой) жизни, за которую мы будем в ответе, согласно нашим прямым исламским учениям.
Ответ:
Хвала Аллаху
Во-первых:
Ученые (да смилостивится над ними Аллах) разделились во мнениях относительно людей фатра (тех, кто жили во времена, когда не было посланников, или людей, живщих в местах, куда не дошел призыв посланников) и тех, кто попадают под такие же требования, например дети мушриков.
Относительно этого вопроса имеется несколько мнений, наиболее правильным из которых является то, что все они будут испытаны в День Воскресения. Любой, кто повинуется приказам Аллаха будет спасен и любой, кто не повинуется Ему будет наказан.
Известны несколько хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) которые подтверждают это мнение, к примеру, этот хадис, который был упомянут нашим братом в его вопросе к нам, и который полностью процитировал имам Ибн Кясир в его комментариях к аяту [интерпретация значения]: «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника.» [aль-Исрa’ 17:15]
Тот, кто хочет узнать больше может обратиться к тафсиру Ибн Кясира к этому аяту.
Эти хадисы подкрепляют друг друга и показывают, что это мнение подтверждается Сунной. И это было заявлено Абу’ль-Хасаном аль-Ашари, который является ученым Ахль аль-Сунны уа’ль-Джамаа.
Имам Ибн Кясир (да смилуется над ним Аллах) сказал:
Некоторые из этих хадисов являются сахих, как и было заявлено несколькими учеными, некоторые являются хасан (хорошими хадисами), некоторые да’иф (слабыми), но подкрепленные сахих и хасан сообщениями. Когда хадисы одной определенной темы подкрепляют друг друга в такой форме, это является убедительным доказательством (рассматриваемого) вопроса.
Тафсир Ибн Кясир (5/58)
Аль-Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал, при обсуждении различных мнений по этой теме:
«… они будут испытаны в Следующей Жизни посредством огня явившегося перед ними. Любой, кто войдет в него, он (огонь) станет для них прохладой и спасением, а тот, кто не войдет, тот будет наказан». Это было передано аль-Баззаром в хадисе от Анаса и Абу Саида, также это было передано аль-Табараани в хадисе от Муаза ибн Джабаля.
В вопросе об испытании, подтверждается, что (пройдет испытание) тот, кто невменяем и тот, кто умер во время фатра (время между жизнями двух Пророков) через сахих иснады. Аль-Байхаки заявил в Китаб аль-И’тигаад, что это правильное мнение.
Во-вторых:
Это мнение было отвергнуто некоторыми учеными, таким как Имам Абд аль-Барр, который сказал, что Потусторонний мир это место для расплаты, а не место для испытаний, и не будет в нем приказов или запретов.
Это мнение было опровергнуто и рассмотрено детально и обощенно.
Шейх уль-Ислам ибн Таймиййа, имам Ибн Кясир и другие опровергли это мнение в общих чертах, имам Ибн аль-Каййим опровергнул это мнение в деталях, состоящих из 19 пунктов:
A – что касается опровержения в общих чертах, то это можно резюмировать следующим образом: существуют испытания в могиле и в День Воскресения.
Что же касается мнения, что не будет испытаний в жизни последующей, это правда, но (не будет испытаний) только после того как люди Рая обоснуются в Раю и люди Ада обоснуются в Аду.
1 – Шейх уль-Ислам ибн Таймиййа (да смилостивится над ним Аллах) сказал:
Допрос закончится после того, как они войдут в обитель, которую они заслужили, будь то Рай или Ад. Также, когда люди будут воскрешены, они могут быть испытаны, как были испытаны в аль-барзахе, когда у них будет спрошено: Кто твой Господь? Какая у тебя религия? Кто твой Пророк?
Аллах говорит [интерпретация значения]: В тот день, когда обнажится Голень Аллаха, их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать этого. [aль-Калам 68:42].
И доказано в книгах Сахих более чем одним хадисом, что Аллах предстанет Его рабам в [установленном] месте, и как было сказано: «Пусть каждый народ следует тому, чему поклонялся», таким образом, мушрики последуют своим божкам, а верующие останутся (на местах). Затем Господь предстанет перед ними в ином виде, который им неизвестен, и они не узнают Его, затем Господь предстанет перед ними в том виде, в котором они узнают Его, и верущие падут ниц перед Ним, но спины лицемеров будут выделяться, как рога выделяются у скотины; они захотят пасть ниц перед Господом, но не смогут.
Затем он (шейх) процитировал аят [интерпретация значения]: В тот день, когда обнажится Голень Аллаха, их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать этого. [aль-Калам 68:42].
Маджму аль-Фатва (4/303, 304).
2 – Имам Ибн Кясир (да смилуется над ним Аллах) сказал:
Шейх Абу Умар ибн Абд аль-Барр аль-Намари упомянул некоторые хадисы об испытании, которые были приведены выше, затем он сказал: Хадисы на эту тему не очень сильны и не могут быть приняты в качестве доказательств. Ученые отвергают их, потому как Следующая жизнь является обителью расплаты (за содеянное в этом мире), а не местом для испытаний, так как же им будет приказано вступить в огонь, когда такое невозможно для созданий [противоречит естеству], а Аллах не возлагает на душу того, чего она не может вынести?
Он ответил, что по объяснению, вышеуказанный хадис, является сильным, как мы цитировали выше, затем он сказал:
Что же касается сказанного им, о том, что Ахира’ (Будущая Жизнь) является обителью вознаграждений, нет этому никаких сомнений, но это не означает, что там не будет отчетности перед тем, как людям после их воскрешения будет дозволено войти в Рай или Ад, Как рассказал шейх Абу’ль-Хасан аль-Ашари, по мнению Ахль аль-Сунны уа’ль Джамаа относительно испытания детей. Аллах говорит [интерпретация значения]: В тот день, когда обнажится Голень Аллаха, их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать этого.
[Калам 68:42].
И Сунна, в Сахих книгах и источниках, доказывает, что верующие падут ниц перед Аллахом в День Воскресения, что же касается лицемера, то он не сможет пасть ниц; его спина будет оставаться прямой. Каждый раз, когда он захочет преклониться, он будет падать назад.
В аль-Сахихайн говорится о человеке, который будет последним из обитателей Ада, выведенный оттуда, чтобы Аллах принял его обещание о том, что он не попросит ничего более из того, что он имеет, и он будет повторять это несколько раз, и Аллах скажет: «О сын Адама, какой же ты коварный» затем Он даст ему разрешение войти в Рай.
Что же касается этого вопроса: Как они могут войти в Огонь под приказом, когда они не способны сделать это? Это не означает, что хадис является недействительным, Аллах прикажет людям в День Воскресения переправиться через сираат, мост над Адом, который острее меча и тоньше волоса.
Верующие перейдут его в соответствии со своими делами, как молния, или как ветер, или как быстрые лошади; некоторые будут бежать, некоторые будут проходить (медленно), некоторые будут ползти, и некоторые упадут лицом в Ад. И преданий об это не мало, скорее наоборот.
Кроме того, Сунна доказывает, что Даджал принесет с собой его рай и ад (сад и огонь) и Законодатель повелел верующим, которые увидят Даджала, пить из того, что он называет огнем, ибо это будет прохладным и безопасным для верующего.
И Аллах повелел сынам Израиля убивать самих себя, и они поубивали друг друга, так, что в один день было убито их до семидесяти тысяч; мужчина убивал своего отца и своего брата. Это было наказание им за поклонение теленку.
Это также трудно совершить для любого (из людей) и является не менее (трудным) чем то, что упоминается в хадисе. И Аллах знает лучше. Тафсир Ибн Кясир (5/28).
B – Ибн аль-Kаййим (да помилует его Аллах) растолковал ответ на этот вопрос в деталях, как мы указали (выше), и он добавил другие нижеследующие пункты:
- Смысл этих ахадисов в соответствии с Кораном и основными принципами Шариата.
В Коране детально излагается, что никто не будет наказан, пока не будет установлена его вина.
Вина этих людей не была установлена в этом мире, но она (будет) раскрыта (перед) ними (в мире следующем). В тот день Различения, предопределённый Всевышним для суда, будут (собраны) свидетели, судебные дела и каждая вина будет доказана, всякая тайна раскрыта и всё станет явным. А грешники будут спорить, и искать оправданий. Но не принесёт им это пользы. И каждый притеснённый возьмёт из благих дел притеснителя.
- Это мнение было передано в сахих сообщениях от сахабов, и никакого другого мнения не было упомянуто ими в сахих сообщениях. Мнение, что они будут прислуживать людям Рая было передано в сахих сообщении от Салмана, и также есть хадис марфу’ относительно этого, цитируемый выше, но хадисы, в которых говорится, что они будут испытаны, являются более многочисленными, и более известны.
- Приказ войти в огонь не будет наказанием для них; как они могут быть наказаны, если они не совершали греха? Скорее это испытание для них, чтобы увидеть подчинятся ли они (приказу) или нет. Если они подчинятся и войдут (в огонь), то он не причинит им вреда, он будет прохладным и безопасным для них. Но если они не подчинятся и откажутся войти (в огонь), они заслужат наказание за непослушание приказа.
Правители могут испытывать тех, кто внешне показывают (им) повиновение, для того, чтобы увидеть действительно ли они (настолько) искренни. И они могут приказать им сделать что-либо, что кажется очень сложным, дабы убедиться сделают ли они это или нет; если они решили сделать то, что им приказано, (правители) могут (отклонить свой приказ), но если они откажутся и не подчинятся приказу, правители могут заставить их сделать это или накажут их чем то более суровым.
Аллах приказал аль-Халилу (Ибрахиму) принести в жертву собственного сына, но Его единственной целью было обучить (Ибрахима) повиноваться и покоряться, и ставить любовь к Аллаху превыше любви к своему сыну. Когда Ибрахим (собирался) сделать это, Аллах (отклонил свой) приказ принести в жертву Ему (мальчика).
Что касается мнения, что это не то, что могут совершить люди, на это ответил Ибн аль-Каййим в двух точках зрения:
1 – Они в состоянии сделать это, даже если это будет трудно для них.
Вы можете видеть поклоняющихся огню, спешащим бросить себя в (пламя), подчиняясь шайтану.
Они не говорят «мы не в состоянии сделать это» даже если они чувствуют (сильную) боль.
Рабам Милосердного, тем кому (дано) прощение, если им приказано Милосердным подчиниться Ему и прыгнуть в огонь, как они будут не в состоянии сделать это, если Он приказывает им сделать это для их же пользы?
2 – Если они заставят самих себя повиноваться Ему и искать Его довольство, то это принесет им радость и нисколько не повредит.
Он (да помилует его Аллах) сказал:
Сунна, мнения Сахабов и основные принципы Шариата не могут быть опровергнуты на таких основаниях. И Аллаху известно лучше.
См. Ахкаам Ахль аль- Дhиммах (2/1148-1158).
Это сильный аргумент, который разъясняет вопрос четко.
Мы просим Аллаха благословить нас полезными знаниями и позволить нам делать благие дела, и умертвить нас с сильной верой.
И Аллаху известно лучше.
http://www.islam-qa.com/en/ref/98714
http://salihat.com