Для никаха требуется 5 человек
Для никаха требуется 5 человек:
1 - уалий, довод, хадис пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
"Нет никаха, кроме как с уалий".
2 - жених
3 - невеста
4 - свидетель 1
5 - свидетеля 2, довод хадис от Джабира, что посланника Аллаха сказал:
"Нет никаха, кроме как с уали и двумя праведными свидетелями".
(хадис приводят ибну Хиббан 4075, аль-Бейхаки 7/125, ад-Даракутний 3/221)
Когда шейха аль-Фаузана спросили на счет парня, кот. хочет заключить никах скрыто, т.е. не разглашать его, будет лт он правильным, шейх ответил:
"Если будут сочетаться все условия акта никаха, такие как присутствие уали, присутствие 2-х благочестивых свидетелей, согласие жениха и невесты, то никах сахих..."
??? ?????? ???? ??? ??????? ?? ???? ?????? ????? ???????? ???????? ????? ??????? ?? ???????? ??????? ????
Так же из столпов никаха - заключение договора между уали и женихом словесно или письменно или жестом и т.п.
Т.е. "я отдал тебе свою дочь...", "я взял..." или "я выдал замуж дочь за ...", "я принял в жены ..." и т.п.
А что касается присутствия невесты, то в хадисе сообщается следующие:
Приводят имам аль-Бухарий (5136) и Муслим (1419), сообщается что посланник Аллаха сказал:
"Не выдавайте замуж своих женщин, кроме как после совещания с ними, и не выдавайте девственниц, кроме как после того как вы спросите их разрешения!"
О посланник Аллаха! Какое их разрешение ???
"Их молчание".
Здесь не оговаривается их присутствие, однако их желание и согласие обязательно!
А есть случаи, где желание девушки не спрашивается. Это если девочка не достигла совершеннолетия. И уали может отдать её замуж без её желания.
(см. "Мулакхас аль-Фикхийя" гл. "Акт никаха и его условия", шейха аль-Фаузана)
"Нет никаха, кроме как с уали и двумя праведными свидетелями".
(хадис приводят ибну Хиббан 4075, аль-Бейхаки 7/125, ад-Даракутний 3/221)
Так же этот хадис приводят имам Ахмад, ат-Тирмизий "сахих сунан ат-Тирмизий" (879), абу Дауд "сахих сунан аби Дауд" (1836), ибну Маджа "сахих сунан ибну Маджа" (1526) и другие.
Шейх Альбаний подтвердил его достоверность.
Имам ат-Тирмизий сказал:
"Поступать в соответствие с этим - это дело обладающих знанием из сахабов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, таби'инов. И разногласят в этом только некоторые из поздних поколений ученых..."
Далее имам ат-Тирмизий упомянул, что разногласие среди них в том, может ли свидетельствовать один затем по очереди другой.
Учёные Куфы говорили: "Не дозволен никах, кроме как если засвидетельствуют 2 свидетеля при акте никаха".
Учёные Медины дозволяли свидетельство поочередное, один потом один (т.е. не одновременно), если будет объявлено об этом. Это мнение Малика и др.
Некоторые говорили, что можно свидетельство одного мужчины и двух женщин.
Так говорили Ахмал и Исхак.
(См. "найл" 6/260)
В шархе к книге "Зад аль-Мустакниг" шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин (да окажет ему Аллах свою Милость) сказал:
"ЧЕТВЕРТОЕ УСЛОВИЕ НИКЯХА: СВИДЕТЕЛЬСТВО" (Слова автора книги "Зад аль-Мустакниг")
Слова аль-Усаймина:
"ЧЕТВЕРТОЕ УСЛОВИЕ НИКЯХА: СВИДЕТЕЛЬСТВО" - то есть четвёртое условие законности (сыхха) никяха - это засвидетельствование брака. То есть чтобы два свидетеля засвидетельствовали процесс бракосочетания доказательство этому слова Всевышнего :
« Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас» (65:2)
Аллах в этом аяте приказал осуществлять свидетельство во время возврата (раджга) разведённой жены, а возврат (раджга) - это восстановление прежних брачных отношений, и если уж для возвращения необходимо свидетельство, то для нового бракосочетания свидетельство тем более необходимо. Ведь ту которую человек возвращает себе - это фактически его жена, а та (на которой он снова женится) посторонняя женщина. Также (необходимость свидетельства обосновывается) хадисом:
"Нет никаха, кроме как с уали и двумя праведными свидетелями".
(Этот хадис привёл аш-Шафии в книге "аль-Умм" (7/222), а от него в свою очередь аль-Байхакы (7/112) ввиде хадиса остановленного (маукуф) на ибн Аббасе, смотри "Ат-Тальхыс (1512) и "хулясату аль-бадр аль-мунир" (1948) и "аль-Ирва" (1844))
Однако это слабый хадис (даыф) который не используется в качестве аргументации.
Также (необходимость свидетельства обосновывается) тем, что засвидетельствование бракосочетание служит для огласки брачного союза. А также потому что этот договор является очень важным договором. Одним из самых серьёзных договоров является договор бракосочетания. потому что от этого зависит вопрос связанный с махрамством, наследством, родовой линией, поэтому в этом договоре есть условия которых нет в других договорах.
Некоторые учёные сказали: " Засвидетельствование не является условием никяха. Потому что договор бракосочетания такой же договор как и все другие договора. Это договор посредством которого мужчина делает для себя дозволенной свою жену. И это такой же обычный договор, как и договор купли-продажи, или как покупка рабыни с которой дозволена близость".
Они также сказали: "Что касается свидетельства во время возврата (раджга), то Аллах приказал привлекать свидетелей, чтобы не произошёл спор между мужем и женой, например он может утверждать, что он вернул её, а она отрицает то, что он её вернул, и мы по ошибке можем вынести решение, что муж не вернул её, и сделаем дозволенной женитьбу на ней другому мужчине, а окажется что он на самом деле вернул её. И тогда мы испортим дело (мафсада). А что касается никяха, то относительно изначального никяха споров нет".
Некоторые учёные сказали: "Условием никяха является либо засвидетельствование(ишхад), либо публичная огласка (Иглян), то есть оповещение людей, и доведение до них этого. И если было сделано публичное объявление (иглян) то этого достаточно, потому что это более действенно в распространении информации о бракосочетании, и это даёт больше надежности, что брак не будет перепутан с прелюбодеянием (со стороны окружающих). Потому что отсутствие свидетелей создаёт опасность, что человек на самом деле совершает прелюбодеяние , а потом утверждает , что женат на этой женщине, а это не так. Именно поэтому одним из условий называют засвидетельствование брака. Однако если сделано публичное объявление о бракосочетании, то эта опасность тем более исчезает".
Это мнение выбрал и шейх аль-Ислам ибн Таймийя (да окажет ему Аллах свою милость), но он еще сказал следующее: "Если есть свидетельство (ишхад), но нет публичного объявления о браке, то правильность такого свидетельства еще подлежит рассмотрению (фихи назр); потому что пророк (мир ему и благословение Аллаха ) приказал объявлять о бракосочетании, и сказал :
"Объявляйте о никяхе публично"
Потому что бракосочетание - это тайна, которая несет в себе опасность даже при наличии свидетелей. Человек может совершать с женщиной прелюбодеяние, да убережёт Аллах, а потом будет говорит, "Я женат на ней", и приведёт двух лжесвидетелей подтверждающих его слова.
Так же из того, что указывает на отсутствие такого условия, как свидетельство (ишхад), что если бы оно было, то было бы нужным объявить об этом законоположении и разъяснять его, и невозможно, чтобы сахабы (да будет доволен ими Аллах) оставили это дело если бы оно было условием, они бы объясняли бы это, это было бы очень известной и широко распространённой (в Сунне) информацией. Если бы это относилось к условиям никяха, то в Коране и в Сунне пришли бы ясные и понятные тексты относительно этого. В общем, доказательством ( на остутствие такого условия) является отсутствие доказательства (на наличие данного условия). И поэтому тот, кто считает это условием для никяха пусть приведет доказательство.
Дошло до нас, что один из братьев, которые серьёзно занимаются хадисами (да вознаградит его Аллах) (скорее всего шейх аль-Усаймин в этих словах имеет ввиду шейха аль-Альбани) упомянул, что хадис:
"Нет никаха, кроме как с уали и двумя праведными свидетелями".
является достоверным возводимым (марфу) к пророку (мир ему и благословение Аллаха), а потом приводит в подтверждение этому слабые хадисы, которые не в состоянии подкрепит друг друга. в соответствии с правило хадисоведов "если хадисы, приводимые как подкрепление, имеют легкую слабость, то они могут подкреплять друг друга, и тогда хадис становится косвенно хорошим (хасан ли гайрих)" . Однако некоторые из путей этого хадиса содержат в себе отброшенных передатчиков (матрук) и других подобных передатчиков. Поэтому подобные риваяты мы не можем приводить в доказательство.
Мы напоминаем это , чтобы мы все знали, что каких бы знаний не достиг человек , он все равно не защищен от ошибок во всех вещах. Он человек, ошибается, и бывает прав, и забывает. Поэтому ни кто не защищен, кроме того, кого защитил Аллах, Велик Он и Славен.
Поэтому в следствии рассмотрения, становится ясным, что свидетельство (ишхад) не является условием, но все рано его следует делать, тем более в такой стране как наша, где свидетельство (ишхад) считается условием, потому что если в данном вопросе возникнут прения, и дело будет подано на рассмотрение Шариатского суда, то они вынесут решение о недействительности такого брачного союза, и у нас возникнут проблемы. В любом вопросе связанном с бракосочетанием, человек должен перестраховываться, тем более если это совпадает с линией правителей в стране".
(Конец слов шейха аль-Усаймина (да окажет ему Аллах свою милость).
Жёлтым цветом выделен тахридж сделанный "Благотворительной организацией шейха Мухаммада ибн Салиха аль-Усаймина". которая контролирует выпуски книги "Аш-Шарх аль-Мумтиг"
Данные слова шейха взяты из этой же книги . том 12 . стр 94-96
Аллах Всевышний говорит:
(сура ан-Ниса, 115)
Верующие - это сахабы, и приказано следовать их путем во всем.
Инша Аллах мы на этом.
Поэтому брат, возвращаясь к хадису и его пониманию:
1. Разногласие, как известно в достоверности хадиса, и усиление одних хадисов другими поднимают его до степени хасан, и берется как довод.
Об этом передается от ранних имамов, таких как ат-Тирмизий, аш-Шауканий и многих других.
И в "та'лийкат радыйя" передается что джумхуур последовало этому мнению о усиление хадиса и о правильном его смысле.
Так же в "шархус-санна" передается:
"Большинство учёных на том, что никах не будет правильным, кроме как со свидетельством, и не будет правильным, пока не будет присутствие свидетелей во время акта, и разногласие в описание или качествах этих свидетелей. Сказал имам аш-Шафи'ий: не будет считаться никах, кроме как со свидетельством 2-х праведных мужчин. Имам абу Ханифа сказал: считается никах со свидетельством мужчины и 2-х женщин..."
(так передается в "аль-мусауй")
2. Достоверность хадиса подтвердили многие имамы ! О чем я писал выше.
И разногласили в приемлемости его как довода, только ученые поздних поколений.
И как говорили обладающие знанием: "Разница между никахом и сифахом (зина) - шухуд", т.е. свидетели !
3. Сахабы.
Сахабы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передается от них это же мнение. И их понимание усиливает понимание этого вопроса.
Разве поняв по другому они стали бы говорить о свидетелях.
Например, 'Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:
"Нет никаха, кроме как с уалий и 2-мы праведными свидетелями"
(асар сахих, приводит его аль-Музаний, в хадисе 404)
Так же передается это от ибну 'Аббаса, 'Аишы, Асмы бинту 'Умайс и др.
"ВТОРОЕ УСЛОВИЕ НИКЯХА: ДОВОЛЬСТВО (жениха и невесты)....кроме девственницы, даже если она совершеннолетняя" (Слова автора книги "Зад аль-Мустакниг")
Объяснение аль-Усаймина:
"То есть разрешается отцу девственницы выдать её замуж, даже без её довольства, даже если она совершеннолетняя, взрослая , разумная. Шейх сказал "даже если она совершеннолетняя". Значит если отец говорит ей: "Я хочу выдать тебя замуж за того человека", а она говорит откровенно: "Нет, я не хочу этого", то отец говорит ей: "Я все равно женю тебя, и меня не волнует" И насильно выдаёт её замуж, даже если она не хочет, потому что она девственница! Даже если она взрослая, разумная, умная, даже если она знает то , что приносит ей пользу, и что приносит ей вред, даже если её разум в тысячу раз больше разума её отца.
Те кто говорят так , приводят в доказательство , что Аишу бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) ей отец выдал замуж за пророка (мир ему и благословение Аллаха) когда ей было шесть лет, а посланник Аллаха (да будет доволен ею Аллах) ввёл её в свой дом, когда ей было девять лет. (хадис приводится у аль-Бухари).
Мы скажем: Это достоверное доказательство, однако приводите вы это доказательство не правильно. Разве вам известно, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) спросил разрешения у Аиши, а она отказалась!?
Ответ: Мы этого не знаем, однако мы полностью убеждены, что если бы отец Аиши(да будет доволен ею Аллах) спросил бы её разрешения, то она не отказалась бы. Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал ей выбор в соответствии с приказом Аллаха:
"О Пророк! Скажи своим женам: «Если вы желаете мирской жизни и ее украшений, то придите, и я наделю вас благами и отпущу красиво.
Но если вы желаете Аллаха, Его Посланника и Последней жизни, то Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду». (аль-Ахзаб: 28-29)
То есть отпущу вас благородно, без грубости, с хорошими отношениями, а также дам вам хорошее имущество.
И с первого, с кого он начал этот опрос была Аиша (да будет доволен ею Аллах) . Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: "Спроси, что велят твои родители в этом вопросе, посоветуйся с ними", она же ответила : "О посланник Аллаха, неужели в этом вопросе я буду спрашивать совета у родителей!? Я желаю только Аллаха и будущей обители".
Поэтому женщина, у которой такое положение, даже если бы её спросили в первый раз хочет ли она выйти замуж за посланника (мир ему и благословение Аллаха), неужели она могла бы сказать "Нет" !?. Однозначно - не могла бы. Это же ясно как солнце.
Так есть ли в этом хадисе аргумент в их пользу!? Нет в нем аргумента.
Если кто-то скажет: "Если она малолетняя то её согласие не является условием, а если взрослая, то является".
Мы тогда скажем: "Вы же сказали "даже если она совершеннолетняя", это значит взрослая, разумная, возможно даже обладает самым великолепным разумом, и ей двадцать лет, или тридцать лет, однако её довольство не является условием для брака. И у вас нет ни какого доказательства в этом хадисе.
Мы согласны с вами, если только вы приведёте человека подобного посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и женщину подобную Аише (да будет доволен ею Аллах) . А смогут ли они привести таких!? Не смогут.
Тогда мы скажем: Субхан Аллах! Как мы можем брать это доказательство, которое вовсе и не доказательство!? В то время когда у нас доказательство из Корана. Всевышний сказал:
« О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин против их воли». (Ниса: 19)
Во времена джахилии (в доисламской эпохе) если умирал мужчина и у него оставалась жена, то на ней насильно женился его двоюродный брат. (приводится у аль-Бухари/4579)
И мы имеем ясный достоверный аргумент из Сунны, в хадисе приводятся обобщающие слова
"и не выдавайте девственниц, кроме как после того как вы спросите их разрешения!"(Аль-Бухари/5136)
А также более конкретное веление:
"А девственницу спрашивает разрешения её отец"(Муслим/1421)
И если мы скажем, что отец имеет право принуждать её, то нет тогда ни какой пользы от этого. Какая же польза от того, что мы будем спрашивать: "Хочешь ли, что бы мы выдали тебя замуж за этого человека?", и если она скажет "нет я не довольна, этот человек распутник", или скажет "он мне подходит, но я его не хочу" подходит, а после этого скажем, что можно её и принудить. Это противоречить Корану и Сунне.
Если же посмотреть по разуму, то если отец не имеет возможности продать железное кольцо своей дочери без её довольства, то как же он может заставить её продать саму себя!? Это тем более нельзя.
Приведу ещё более доступный пример:
Вопрос:
Например какой-то человек предложил женщине работу на два дня, скажем для пошива одежды. Женщина при этом находится среди своей семьи, и отказывается от работы. Так может ли её отец заставить её пойти на эту работу, при том, что такая принудительная работа по времени продлится всего два дня, и при этом она даже из дома своего не выйдет?
Ответ: Нет (Отец не может её принуждать).
Так как же он может принуждать её выйти замуж, и она останется с ним испытывая тягость в этом браке до самой смерти!?
Поэтому принуждение женщины к никяху противоречит Корану и Сунне и здравому разуму.
Если кто-то скажет: "Слова пророка (мир ему и благословение Аллах) "...спрашивает разрешения её..." (????????), указывает на то что у любой женщины есть своё мнение, и это положение касается не только малолетних, и поэтому совершеннолетняя не принуждается к никяху, однако малолетняя может быть принуждена".
Мы скажем: "А какая польза малолетней от никяха!? Ведь это ни что иное, как своевольное распоряжение её влагалищем, неизвестно в каким образом! Давайте подождём пока она узнает какая польза для неё в никяхе, узнает зачем вообще нужно бракосочетание, а потом выдадим её замуж. Ведь важны именно её интересы.
Поэтому наиболее правильным мнением является то, что совершеннолетняя девственница обязательна должна быть согласна.
Что же касается несовершеннолетней, которой исполнилось девять лет, Является ли её довольство условием для никяха или нет? правильным является то, что её довольство является условием. Потому что девочка девяти лет уже начинает испытывать половое влечение, и чувствовать что такое никях, поэтому её согласие необходимо. И это мнение шейх аль-ислама ибн Таймийи (да одарит его Аллах своей милостью) - и это Истина.
Что же касается несовершеннолетней девственницы меньше девяти лет. Принимается ли в расчёт её согласие?
Некоторые говорят: "Та которой меньше девяти, то её согласие не принимается в расчёт, потому что она еще ни чего про никях не знает. Возможно она знает про никях и даст разрешение, а возможно не знает и поэтому откажется. Поэтому её довольство не принимается в расчёт".
Однако можно ли отцу выдавать дочь замуж, когда она в таком положении?
Мы говорим, что в своей основе это запрещено, потому что пророк (мир ему и благословение Аллах) сказал:
"и не выдавайте девственниц, кроме как после того как вы спросите их разрешения!"(Аль-Бухари/5136)
Это - девственница, и поэтому мы не выдадим её замуж, пока она не достигнет возраста, когда у неё уже можно будет спрашивать разрешения (и она сможет вразумительно ответить), потом и спросим её согласия.
Однако некоторые учёные сказали, что есть единогласное мнение ученых (иджма) на то, что дозволенно отцу выдать дочь замуж. И они опирались в этом на хадис Аиши (да будет доволен ею Аллах), но мы уже упоминали выше разницу в данном вопросе. Один из известнейших учёных факихов (правоведов) Ибн Шубрума сказал: "Ни в коем случае не разрешается выдавать замуж малолетнюю девоку замуж, пока она не повзрослеет, потому что если мы говорим, что условием никяха является довольство невесты, то её довольство в данном случае не имеет силы. И если мы не говорим о дозволенности принуждения взрослой девушки, до малолетнюю тем более нельзя принуждать".
И это правильные слова. Отец не может выдать дочку замуж пока она не повзрослеет, а когда повзрослеет, то он не может выдать её замуж пока она не будет довольна".
(Конец слов шейха аль-Усаймина (да окажет ему Аллах свою милость).
Данные слова шейха взяты из книги "Аш-Шарх аль-Мумтиг". том 12 . стр 54-58
"Бывает четыре положения:
1)Когда (в процессе бракосочетания) происходит засвидетельствование (ишхад) и публичное объявление (иглян), то нет сомнений в правильности этого никяха, и нет ни кого, кто сказал бы, что такой никях не действителен.
2) Когда происходит засвидетельствование (ишхад), без публичного объявление (иглян), то правильность такого никяха под вопросом (??? ???). Потому что это противоречит хадису:
"Объявляйте о никяхе публично"
3)Когда происходит публичное объявление (иглян) без засвидетельствования (ишхад), то в соответствии с наиболее правильным мнением (раджих), такой никях разрешён и действителен.
4)Когда не происходит ни публичного объявления (иглян), ни засвидетельствования (ишхад), то такой никах недействителен, потому что ни сделано ни публичного объявления (иглян), ни засвидетельствования (ишхад)".
(Конец слов шейха аль-Усаймина (да окажет ему Аллах свою милость).
Данные слова шейха взяты из книги "Аш-Шарх аль-Мумтиг". том 12, стр. 96
Два мнения на эту тему взято отсюда:
qa.whyislam.ru