Правильное исламское вероубеждение
??? ???? ?????? ??????
Хвала Аллаху Единственному, мир и благословение Пророку нашему Мухаммаду, после которого не будет пророков, его семье и его сподвижникам.
Правильное вероубеждение - это основа религии ислам и фундамент мусульманской общины. В Священном Коране и Сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, много доказательств того, что слова и деяния человека действительны и принимаются только тогда, когда они исходят из правильного вероубеждения. И напротив, если вероубеждение будет неправильным, то любые слова и поступки, основанные на таком вероубеждении, окажутся тщетными.
Так сказал об этом Аллах в Священном Коране: "Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон". (Коран. 5:5).
"Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток»". (Коран. 39:65).
Аятов, смысл которых схож с вышеприведенными, в Священном Коране очень много. Книга Аллаха и Сунна его Пророка правдивого, да благословит его Аллах и приветствует, указывают на то, что правильное вероубеждение сводится в веру в Аллаха, в Его Ангелов, в Его Книги, в посланников, в Судный день и в Предопределение.
Таким образом, все аяты Книги Аллаха на тему вероубеждения, а также Сунна нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывают на то, что правильное исламское вероубеждение (акида) заключается в следующих шести вещах:
1. в вере в Аллаха;
6. в вере в Предопределение с предопределенным добром и злом.
Именно эти шесть вещей - есть основа правильного вероубеждения, с которой была ниспослана Книга Аллаха, и именно таким вероубеждением обладал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И из этих основных вещей выводится все остальное, что обязательно для нас в вере из вещей сокрытых или разъясненных нам Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует.
Приведем несколько доказательств из Книги Всевышнего, ясно указывающих на вышеперечисленные основы правильной акиды: "Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие - кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков". (Коран. 2: 177).
"Уверовал посланник в то, что ниспослано ему от Его Господа, и верующие. Все уверовали в Аллаха, и Его ангелов, и Его писания, и Его посланников..." (Коран. 2: 285).
"О вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и его посланника, и писание, которое Он низвел Своему посланнику, и писание, которое низвел раньше. Кто не верит в Аллаха и Его ангелов, и Его писания, и Его посланников, и в последний День, тот заблудился далеким заблуждением". (Коран. 4: 136).
"О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо – кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно". (Коран. 2:21-22).
Для разъяснения истины и призыва к ней Аллах уже посылал пророков и ниспослал книги, и предостерег людей от всего того, что противоречит их призыву: "Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!»". (Коран. 16:36).
И еще сказал Всевышний: «Мы не посылали посланника до тебя, не внушив ему, что нет божества кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (Коран. 21:25).
И сказал Превознесенный: "Алиф. Лам. Ра. Это – Писание, аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены Мудрым, Ведающим. Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха. Воистину, я для вас – предостерегающий увещеватель и добрый вестник от Него". (Коран. 11: 1-2).
Под поклонением понимается единственность Аллаха Всевышнего в любом деле, через которое могут поклоняться рабы. То есть человек признает только одного Бога в таких делах как мольба и страх; надежда; молитва; пост; жертвоприношение; торжественные клятвы, а также и другие виды поклонения такие как покорность, стремление к Нему и страх перед Ним наряду с полнейшей любовью и унижением перед Его величием.
Основная часть Корана посвящена именно этому, первому пункту вероубеждения. Например: «Поклоняйтесь же Аллаху, очищая пред Ним веру! Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху». (Коран. Толпы: 2-3).
«И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него». (Коран. Вознесение: 2-3).
"Воистину, ваш Господь – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон. Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, луна и звезды – все они покорны Его воле. Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров"! (Коран. Преграды:54).
Также истинная вера в Аллаха подразумевает веру в Его красивые Имена и высочайшие Качества, приводящиеся в Его великой Книге, или подтверждающиеся посланником, дошедшие до нас без искажений, без видоизменений, без смешений с другими понятиями. Понимать эти качества необходимо так, как они дошли до нас, прямо, не приписывая им какой-либо скрытый смысл, если только об этом не указанно в Сунне. Но при этом нельзя также и уподоблять значение Его Имен, именам и качествам Его творений, так как сказал Всевышний: "Нет ничего подобного Ему. Он - слышащий, видящий» (Коран. Совет: 11). И сказал Всевышний: «Никого не сравнивайте с Аллахом! Воистину, Аллах знает, а вы не знаете». (Коран. Пчелы: 74).
Именно таким вероубеждением обладали те, кого называют Ахлю Сунна и Джамаат из сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и их наилучших последователей. Об этом говорит имам Абу Хасан аль-Аш'ари, да смилуется над ним Аллах, в книге "Разделы об обладателях хадиса и Ахлю Сунна", а также и другие ученые обладающие знаниями и верой.
Сказал Ауза'и, да смилуется над ним Аллах: "Были спрошены Зухри и Макхуль об описании аята касающегося Имен и Качеств Всевышнего, и они ответили: "Примите их так, как они пришли".
Также сказал Валид ибн Муслим, да смилуется над ним Аллах: "Были спрошены имам Малик, Ауза'и, Ляйс ибн Са'ад и Суфьян Саури, да помилует их всех Аллах, об аятах описывающих имена и качества Аллаха, и все они отвечали, что понимать их надо так, как они пришли, без изменений".
Ауза'и, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Мы были вместе с многочисленными последователями, и мы говорили о том, что Аллах на Его Троне, и мы верим в то, что приводилось в Сунне из описаний (качеств). И когда был спрошен Рабиа ибн Аби Абдурахман, учитель имама Малика, милость Аллаха им, о вознесении (Аллаха на Троне), то он ответил: "Вознесение небезызвестно, интересоваться этим неразумно, и уведомление от Аллаха, а на Его посланнике обязанность ясного доведения до людей, и на нас обязательность подтверждения".
Когда же был спрошен имам Малик, да смилуется над ним Аллах, об этом, то он сказал: "Вознесение известно, а каким образом - неизвестно. Вера в это обязательна (т.е. в известность расположения Аллаха), а спрашивать об этом -есть нововведение. Потом, обращаясь к вопрошающему он добавил: «Я вижу в тебе плохого человека», - и приказал ему выйти, и изгнал его".
И приводится аналогичное значение этого со слов матери правоверных Умму Салмы, да будет доволен ею Аллах.
Также Имам Абу Абдурахман Абдулла ибн Мубарак, милость Аллаха ему, сказал: "Мы знаем о нашем Господе, хвала Ему, что Он над небесами, на Троне Своем, и отличен Он от Своих творений".
Высказываний имамов на эту тему, очень много, и поэтому невозможно их все передать здесь. Читатели, желающие подробнее остановиться на этом вопросе, могут обратиться к таким трудам ученых Ахлю Сунны, как книга Абдуллаха сына Имама Ахмада "Ас-Сунна", книга "Таухид" имама Мухаммада ибн Хузеймы, а также к книге "Ас-Сунна" Абу Бакра ибн Абу Асима, а также "Ответ Шейхуль ислама ибн Таймии жителям Хамма" (Хамавийская фетва). Кстати, "Ответ ибн Таймии" - это великий ответ, в котором дается много разъяснений о правильном вероубеждении. В этой книге много пользы для мусульман, так как в ней приводятся бесспорные доказательства последователей Ахлю Сунны и Джамаата по некоторым принципиальным спорным вопросам. В этой книге ибн Таймия приводит доказательства многих ученых, подтверждающих позицию сторонников Ахлю Сунны и безосновательность утверждений их оппонентов. Эта книга ибн Таймии буквально разрушила ложные убеждения, четко и логично обозначив позицию сторонников Ахлю Сунны, с доказательствами из Корана и Сунны. Также автор опроверг ложные утверждения, противоречащие Ахлю Сунны, и тем самым облегчил познание истины для тех, кто искренне и с благими целями ищет ее. Всякий, кто противоречит Ахлю Сунне в том, в чем они убеждены в разделе Имен и Качеств (Аллаха), он непременно попадет в противоречие с Кораном и Сунной, в том, что он подтверждает и отрицает об Аллахе. Что касается позиции Ахлю Сунны и Джамаата, то они подтвердили Аллаху то, что Он утверждает относительно Себя в Его благородной Книге или то, что подтвердил Его пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, в своих достоверных высказываниях. Сторонники Ахлю Сунны подтверждают это без уподобления, они абсолютно исключают любое уподобление Всевышнего Его творениям, и тем самым они преуспели и оградили себя от противоречий, и совершают все деяния, только основываясь на доказательствах. И это закон Аллаха, хвала Ему, для тех, кто придерживается истины, с которой были посланы Его посланники, прилагавшие все усилия на этом пути и проявившие искренность в своих обращениях к Аллаху.
"Однако Мы бросаем истину в ложь, и та разбивается и исчезает". (Коран. Пророки: 18).
"И как только они приводят тебе какую-нибудь притчу, Мы приводим истину и еще лучше, как толкование". (Коран. Различение: 33).
Хафиз ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, в его известном тафсире (комментарии) к словам Всевышнего: "Поистине, Господь ваш - Аллах, который создал небеса и землю в шесть дней, а потом возвысился на троне". (Коран. Преграды: 54), дает следующее разъяснение: "У людей в отношении к этому много мнений и я считаю тут не место для их упоминания. Мы же проложим в этом вопросе, путь праведных Салафов, Имамов Малика, Аувзаи, Соуври, Лейса, аш-Шафии, Ахмада, Исхака ибн Рахаувейхи, и других Имамов прошлого и настоящего. Это прохождение этих аятов как они пришли, без представления формы-образа, без уподобления и без опустошения. Внешнее указание, приходящее на ум уподобляющих не относится к Аллаху Всевышнему, ничто не подобно Ему: «Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий». Дело обстоит так, как сказали Имамы, среди которых Наим ибн Хамад аль-Хузаи, шейх Имама аль-Бухари: «Кто уподобил Аллаха, Его творениям, тот проявил неверие, кто отрицал, то чем Себя описал Аллах, тот так же проявил неверие, и нет в том, чем описал Себя Аллах и сообщил Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует) уподобления. Кто описывает Аллаха, тем, что пришло в ясных аятах и достоверных хадисах, так как подобает Его Величию и очищает Имена и Атрибуты Аллаха от недостатков, тот стал на правильный путь".
книга: Правильные вероубеждения и то, что им противоречит
автор: Шейх Абдуль-Азиз ибн Абдулла ибн Баз