Вера в предопределение
Что касается веры в предопределение, то мы должны знать, что она включает в себя веру в четыре вещи:
Первое - это вера в то, что Аллах уже знает, что было и что будет, и знает положение своих рабов, и знает их пропитание, срок их жизни и смерти, их деяния и т.д. И ничего не скрыто от Него из прошлого, будущего и настоящего. Так Сам Аллах сказал об этом: "...ведь Аллах о всякой вещи знающ! " (Коран. Препирательство: 7).
И также сказал Всевышний: "...чтобы вы знали, что Аллах над всем мощен и что Аллах все объемлет знанием ". (Коран. Развод: 1 2).
Второе - это вера в существование "записи", где у Аллаха записано все то, что Он предопределил. Так об этом сказал Сам Всевышний: "Мы знаем, что земля отнимает от них, и у Нас есть сохраняющее (или хранимое) Писание". (Коран. 50:4).
Всевышний сказал: "Всякую вещь Мы подсчитали в ясном руководстве (Хранимой скрижали)". (Коран. Ясин: 12).
"Разве ты не знаешь, что Аллах знает то, что в небе и на земле? Поистине, это - в писании; поистине, это для Аллаха легко!" (Коран. Хадж: 70 аят).
Третье - это вера в неограниченность Его желаний и возможностей, вера в то, что если пожелает Аллах что-либо, то это непременно произойдет, а если не пожелает - то этого не будет. Как сказал Всевышний в благородном Коране: "Поистине, Аллах делает, что пожелает". (Коран. Хадж: 19).
И еще сказал Всевышний: "Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается". (Коран. 36:82).
И сказал Всевышний: "Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах, Владыка миров". (Коран. 82: 29).
Четвертое - это вера в то, что все в мире создано Аллахом, нет создателя помимо Него, и нет Господа помимо Него.
"Аллах – Творец всякой вещи. Он – Попечитель и Хранитель всякой вещи". (Коран. 39: 62).
"О люди, помните милость Аллаха вам! Есть ли какой-нибудь творец, кроме Аллаха? Он посылает вам удел с неба и земли. Нет божества, кроме Него! До чего вы обольщены!" (Коран. 35: 3).
Эти четыре вышеприведенных пункта и входят в правильное вероубеждение относительно предопределения. Этого придерживающиеся последователи Сунны и примера праведных последователей, в отличие от тех, кто вносит нововведения или же отрицает что-либо из вышесказанного.
К правильному вероубеждению относится и четкое понимание того, что уровень веры у человека изменчив: от повиновения вера прибавляется, от ослушания она уменьшается.
И поистине, не позволительно называть неверным кого-либо из мусульман, совершившего грехи, которые по степени ниже ширка (многобожия), например: прелюбодеяние, воровство, взятки, спиртные напитки, ослушание родителей и другое. Доказательство этому следующие слова Аллаха: "Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает". (Коран. Женщины: 48).
И это подтверждается в хадисе из сборника "Муватта" от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует "Поистине Аллах выведет из ада того, у кого было в сердце веры, хотя бы с горчичное зернышко".
К вере в Аллаха также относятся: любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха; дружба ради Аллаха; непричастность ради Аллаха. И любит верующий верующего, и становятся они друзьями ради Всевышнего, и ненавидят они неверие и возвращение к этому.
Во главе верующих исламской уммы (общины) всегда стояли сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Приверженцы Ахлю Сунны и Джамаата, любят их, преданы им и убеждены, что поистине, они лучшие из людей после Пророка, который сказал: "Лучший из веков - мой век, потом который следует за ним, затем идущий за ним". (Хадис согласован).
И также мы убеждены, что самые лучшие из них это Абу Бакр Сиддык, Умар Фарукъ, Усман Зу ан-Нурайн, Али Муртаза, да будет доволен Аллах ими всеми. После них лучшими являются остальные десять сподвижников, которые были обрадованы Раем при жизни Пророка, а затем остальные сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах.
Приверженцы Ахлю Сунна и Джамаата воздерживаются спорить о том, о чем спорили между собой Сахабы (сподвижники), и верят, что все они старались ради Аллаха. Тот из них, кто ошибался, получит награду у Аллаха, а тот, кто был прав - награду двойную. Последователи Ахлю Сунны любят потомков (семейство) посланника Аллаха, да благословит его Аллах, и приветствует, должным образом возвеличивают их, также как и жен посланника Аллаха, которые являются матерями правоверных. И отрекаются от пути "рафидитов" (шиитская секта), ненавидящих сподвижников посланника Аллаха, ругающих их и чрезмерстующих в восхвалениях потомков Пророка, ставя их выше того уровня, на который поставил их Аллах. Ахлю Сунна также отрекаются от пути "науасибов", вредящих семейству Пророка словами и деяниями.
Таким образом, все, что мы упомянули выше, относится к правильному вероубеждению, с которым был послан Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
Обладатели такой акиды (вероубеждение) - это группа, достигшая успеха, о которой сказал посланник: "Не перестанет существовать группа из моей общины, ведомая истинным путем, и (будет так), пока не настанет Час".
И сказал он также: "Иудеи разделятся на семьдесят одну группу, христиане разделятся на семьдесят две группы, а моя община разделится на семьдесят три группы и все они в аду, кроме одной ". И спросили сахабы: "Кто она эта группа, о, посланник Аллаха?". Пророк ответил: "Те, кто на том же, на чем я и мои сахабы". Речь об истинном вероубеждении, придерживаться которого обязательно для каждого мусульманина, остерегаясь при этом всего, что противоречит этому.
Что касается отклонений от истинного вероубеждения, то надо иметь ввиду, что они бывают разных видов. К отклоняющимся, например, относятся те, кто поклоняется идолам, истуканам, ангелам, праведникам, джиннам, деревьям, камням и другим живым или неживым созданиям помимо Аллаха. Именно эти люди не отвечали на призывы посланников, даже наоборот, упрямо противостояли им как, например, это делали курайшиты и некоторые арабы из других племен во время пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Такие невежды, обращаясь к своим объектам поклонения просят их об излечении от болезней, просят победы над врагами, приносят им жертвоприношения, дают им торжественные клятвы. И когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал призывать всех поклоняться только одному единственному Аллаху, идолопоклонники удивились этому, и отвергнув его призыв сказали: "Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это – нечто удивительное!»". (Коран. 38: 5).
И призывал их посланник к Аллаху и увещевал их от ширка (многобожия), и объяснял им истинность того к чему призывал, до тех пор, пока Аллах- не наставил некоторых из них на прямой путь. Затем в религию Аллаха люди стали приходить толпами, и ислам одержал вверх над другими религиями в результате непрерывного призыва и продолжительной борьбы, которую вели посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижники и их праведные последователи, да будет доволен ими Аллах.
Но потом изменилось положение, и вновь стало преобладать невежество над многими народами, исказившими суть истинной религии. Люди стали возвеличивать посланников и праведников, стали обращаться к ним с просьбами о помощи, и совершать другие виды многобожия, несмотря на ясное знание того, что нет божества кроме Аллаха. Да сохранит нас Аллах от этого! Этот ширк широко распространен среди людей и в нашем веке по причине увеличения невежества после эпохи века пророчества. И оправдательные аргументы сегодняшних заблудших схожи с ошибками их предшественников, говоривших: «Они (праведники) наши заступники перед Аллахом, и поклоняемся мы к ним только для того, чтобы они приближали нас к Аллаху». Но Аллах уже отверг эту ложь и разъяснил, что тот, кто поклоняется помимо Него чему-либо, тот совершают ширк и становятся неверными. Так об этом сказано в священном Коране: «И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не вредит им и не помогает, и говорят: «Это – наши заступники у Аллаха». (Коран. 10: 18).
Этот аят однозначно разъясняет, что поклонение помимо Бога кому-либо из пророков, праведникам и т.д. - это Великий ширк, даже если совершающий называет это по-другому. Так сказал Всевышний: "А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе»". (Коран. 39: 3).
И отверг Аллах их словами: «Аллах рассудит между ними в том, в чем они разногласят! Поистине Аллах не ведет прямым путем того, кто лжив, неверен!» (Коран. 39: 3-4).
Вышеприведенные аяты ясно говорят о запрете Всевышнего на наши обращения к кому-либо, помимо Него, с мольбами (дуа), со страхом, с прошением и другими видами поклонения. Аллах отвергает все это и считает ложными оправдания о том, что объекты поклонения выполняют только посредническую роль.
Другим заблуждением, весьма распространенным в нашем веке и противоречащим истинной вере, с которой приходили посланники, мир им всем, является следование за учениями Маркса, Энгельса, Ленина, и других, призывающих к неверию и безбожию, независимо от того, как они себя называют. Поистине, основа идеологий этих безбожников заключается в утверждении: - «Бога нет, а жизнь исключительно материальна». Естественно, при этом отрицается и возвращение в загробную жизнь, отрицается Рай, Ад, и Божественное происхождение всех религий. Тот, кто читал эти книги и ознакомился с их содержанием, без сомнения понял, что обладателей таких убеждений, противоречащих всем небесным религиям, ожидает наказание как в этом мире, так и в загробном.
Другой разновидностью ложного убеждения, противоречащего истине, является убеждение "батынитов" о том, что некоторые люди (живые или мертвые), знают скрытые вещи, соучаствуют с Аллахом в управлении, в распоряжении делами. Их называют «аулия» (любимцы Аллаха), «арувах» (души), «людьми высокого положения» и другими выдуманными именами. Это и есть самый мерзкий ширк (многобожие) в господстве Аллаху, и это хуже ширка арабов времен невежества. Потому что неверные арабы не придавали ничего в сотоварищи Аллаху в господстве, а придавали в сотоварищи в поклонении. И ширк этот был у них в положении благополучия, а когда же их постигало несчастье, то становились они искренними в поклонении Аллаху. Так сказано об этом в Коране: "Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают приобщать сотоварищей". (Коран. Паук: 65).
А что касается господства, то они признавали Аллаха единственным Богом.
«А если ты их спросишь, кто создал их, они, конечно, скажут - «Аллах». (Коран. 43: 87). И также сказал Всевышний: "Скажи: «Кто посылает вам удел с неба и земли? Или кто владеет слухом и зрением? И кто вы водит живое из мертвого и выводит мертвое из живого? И кто правит делом?» И они скажут: «Аллах» Скажи же: «Разве вы не побоитесь?»". (Коран. Юнус: 1) Однако мушрики (многобожники) наших времен, превзошли своих предшественников. Они совершают ширк в господстве, и кроме того, придают Аллаху сотоварищей, как в благополучии, так и в несчастье. В этом можно
убедиться, пообщавшись с ними и наблюдая за их деяниями. Посмотрите, что они делают у могил Хусейна и Бадауи, у могилы Идриси в Адене, у могилы Хадия в Йемене, и ибн Араби в Дамаске, и шейха Абду Кадира Джилани в Ираке и у других известных могил в других местах. Люди толпами посещают подобные места, посвящая могилам то, на что имеет право только Аллах Всевышний. К сожалению, очень мало тех мусульман, кто обладая правильным вероубеждением, мог бы указать людям на их ошибки и разъяснить суть истинного единобожия, с которым направил Аллах своего посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, а также тех, кто был перед ним из посланников, мир им и приветствия.
Истинно мы принадлежим Аллаху и истинно к Нему возвращаемся, и мы просим Аллаха Всевышнего направить их на прямой путь, и приумножить среди них призывающих к прямому пути. И просим Аллаха об установлении согласия между руководителями мусульман и учеными для борьбы с этим ширком, поистине он Слышащий, Близкий.
Другим ложным путем, противоречащим правильному вероубеждению, являются еретические вероубеждения относительно Имен и Атрибутов Аллаха, таких сект как джахмиты, муътазилиты и прочие последовавшие за ними. Они недостойным образом описываются Всевышнего. Свят Аллах, который бесконечно превыше того, что Ему приписывают. Некоторые нововведенцы отрицают одни Атрибуты Всевышнего и подтверждают другие, - это ашариты. То что они подтвердили из Атрибутов, требует от них того же в отношении других Атрибутов, что они пытаются перетолковать. Этим они идут в противоречие с текстами Корана и Сунны и тем же здравым мышлением, чем выявляют себя как противоречащие сами себе.
Правильное же вероубеждение, согласно Сунне, примеру сподвижников и правильных последователей, заключается в том, что мусульманин подтверждает об Аллахе то, что Он подтвердил Сам относительно Себя или подтвердил о Нем пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. При этом необходимо освободиться от сомнений, не сравнивать Аллаха с Его творениями, не приписывать Ему недостатки, руководствоваться в своих делах и принимать решения только на основе ясных доказательств. Таким образом, не искажая и не внося нововведения и порчу, мусульмане спасутся от разногласий и смуты.
Понимание и разъяснение людям всех этих вещей - это и есть дорога спасения, счастья в мирской жизни и загробной, это прямой путь, по которому следовали предки исламской общины и ее имамы. Невозможно добиться наилучшего результата в жизни никаким иным путем, кроме как по примеру праведных предков строго следовать Корану и Сунне, сторонясь всего, что противоречит им.
книга: Правильные вероубеждения и то, что им противоречит
автор: Шейх Абдуль-Азиз ибн Абдулла ибн Баз