“Раджаб” — это священный месяц
Священные месяцы имеют особый статус, что также относится и к“раджабу”, ибо он является одним из этих священных месяцев. Аллахговорит (перевод смысла): "О вы, которые уверовали! Не нарушайте святости обрядов Аллаха, ни священного месяца…" (сура ''Трапеза'', аят 2).Это значит: не нарушайте их святость, которую Аллах повелел вам чтить изапретил вам нарушать, ибо этот запрет включает в себя как порочныедела, так и порочные верования. Аллах говорит (перевод смысла): "…так не причиняйте же себе в них зла…" (сура ''Покаяние'', аят 36),что значит: в эти священные месяцы. Слова "фи-хинна" (переведенные как"в них") относятся к этим четырем священным месяцам, как на то указалимам толкователей Корана Ибн Джарир ат-Табари (да помилует его Аллах). Таким образом, нам следует внимательно относится к святости этихчетырех месяцев, поскольку Аллах выделил их ввиду их особого статуса изапретил нам совершать грехи из уважения к их святости, ибо грехи,совершенные в это время, являются даже более тяжкими, исходя изсвятости времени, которое Аллах сделал священным. Поэтому ввышеприведенном аяте Аллах запретил нам проявлять несправедливость поотношению к самим себе, хотя это - т.е. причинение себе вреда,включающее и совершение грехов, - запрещено в течение всех месяцев года. Ведение боевых действий во время священных месяцев Аллах говорит (перевод смысла): "Они спрашивают тебя о священном месяце - сражении в нем. Скажи: ''Сражаться в нем - великий грех…'' (сура ''Корова'', аят 217). Большинство ученых-богословов заявляют, что (запрет на) сражение вовремя священных месяцев был отменен следующим аятом (перевод смысла): "Когда же священные месяцы пройдут, то убивайте многобожников везде, где б вы их не нашли…" (сура ''Покаяние'', аят 5), а также другими аятами и хадисами, которые имеют общий смысл и включают в себя повеления сражаться с ними. Другие же (ученые-богословы) говорят, что не разрешено первыми начинатьбоевые действия в течение священных месяцев, однако разрешенопродолжать и завершать сражение, если оно началось в другое время.Подобным образом толкуется сражение Пророка (да благословит его Аллах иприветствует) против племен в ат-Таифе, поскольку боевые действияначались в Хунайне в месяце “шавваль”. Вышеизложенное положение не относится к ведению боевых действий в качестве самообороны. Если враг нападет на мусульманские земли, то жители обязаны защищать себя, будь то в священный месяц или нет. Аль-'Атира (жертва, которая специально приносилась в месяце раджаб) В эпоху джахилиййи арабы приносили в жертву животных во время “раджаба”в качестве поклонения своим идолам. Когда пришел Ислам, то былопредписано совершать жертвоприношения только Аллаху, и это деяние эпохиджахилиййи, было отменено. Ученые-правоведы разошлись во мненияхотносительно правомерности совершения жертвоприношений во время“раджаба”. Большинство ученых ханафитского, маликитского иханбалитского мазхабов заявляли, что жертвоприношение ''аль-'атира''было отменено. В качестве доказательства они приводят хадис от АбуХурайры (да будет доволен им Аллах), в котором Пророк (да благословитего Аллах и приветствует) сказал: "Нет фара' (первый приплод, который многобожники приносили своим идолам) и нет 'атира" (Аль-Бухари и Муслим). Представители шафиитского мазхаба говорили, что аль-'атира не былаотменена, и они считали её рекомендуемым (мустахабб). Этого мнениятакже придерживался Ибн Сирин. Ибн Хаджар сказал: "Это (мнение)подкрепляется хадисом от Нубайши, который приводят Абу Дауд, ан-Наса'ии Ибн Маджа , и на достоверность которого указали аль-Хаким и Ибналь-Мунзир: "Один человек обратился к Посланнику Аллаха (да благословитего Аллах и приветствует): ''Мы совершали жертвоприношения''аль-'атира'' в месяце “раджаб” во времена джахилиййи. Что ты велишьнам делать?'' Он сказал: ''Совершайте жертвоприношения независимо отмесяца…''. Ибн Хаджар сказал: "Посланник Аллаха (да благословитего Аллах и приветствует) не отменил это по сути, однако он отменилсаму идею совершения жертвоприношения специально в месяце раджаб". В фетве Постоянного Комитета по Исламским Исследованиям и Фетвам сказано: "Чтокасается соблюдения поста специально в месяце “раджаб”, то намнеизвестно о каком-либо основании в Шариате поступать подобным образом". Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид |