Правила в отношении азана
Вся хвала Аллаху.
Во первых:
На арабском азан означает призыв или объявление.
Аллах сказал (перевод смысла):
«Возвести людям о хадже» (22:27)
Вшариатской терминологии это означает: поклонение Аллаху произнося вовремя обязательных молитв, определенные фразы, которые были переданы отПророка (Да благословит его Аллах и приветствует) в определеннойманере.
Во вторых:
Факихи согласны в том, что азан являетсяуникальной особенностью и внешним символом Ислама, но они разошлись вопределении его статуса. Некоторые считают, что азан относится к фардкифая (общая обязанность); и это мнение имама Ахмада и ему было отданопредпочтение шейх уль-Ислама ибн Теймии; из современников это мнениепредпочел шейх ибн Усеймин.
Другие же считали, что азан относится к Сунна Муаккада.
Правильным мнением является, что азан относится к фард кифая – если кто-то выполнит его, то с остальных снимается бремя греха.
Доводы для этого берутся из сунны:
Передано,что Малик ибн Хувайрис сказал: мы пришли к Посланнику Аллаха (Даблагословит его Аллах и приветствует), будучи молодыми людьмиодинакового возраста и остались с ним в течении двадцати дней.Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) был добрым имилостивым; он подумал, что мы скучаем по нашим семьям и поэтомуспросил нас о семьях, которые мы оставили. Затем он сказал:«Возвращайтесь к своим семьям, и оставайтесь с ними; учите инаставляйте их. Когда наступит время молитвы, то пусть один из васпризовет к молитве, и пусть самый старший из вас руководит молитвой»(Бухари 602, Муслим 674)
Согласно сообщению от Бухари: «Когда двоеиз вас выйдут, то призовите к молитве (дайте азан), затем перед началоммолитвы произнесите игама, и пусть старший из вас руководит молитвой»
Согласно сообщению от Тирмизи (205) и ан Насаи (634): «Передано, чтоМалик ибн аль Хувайрис сказал: «Я пришел к Посланнику Аллаха (Даблагословит его Аллах и приветствует) с двоюродным братом и он сказал:«Когда вы путешествуете, то дайте азан, затем непосредственно передмолитвой дайте игама, затем пусть старший из вас руководит молитвой»(Оценен как сахих шейхом Албани в Irwa’ al-Ghaleel, 1/230).
Этотхадис указывает на то, что азан является общинной обязанностью, потомучто Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) приказал совершитьего только одному человеку для группы; он не приказывал всей группепризывать на молитву. См. Tawdeeh al-Ahkaam, 1/424.
Ан Навави сказал:
Этоуказывает на то, что призыв к молитве и совместная молитва предписаныпутешественникам. Также это указывает на побуждение призыва к молитве,неважно путешествует человек или нет.
Sharh Muslim, 5/175.
Ученые постоянного комитета сказали:
«Азанявляется фардом кифая (общей обязанностью) в городе и тоже самоеотносится к игама. Если человек начинает молитву без азана или безигама, по забывчивости или по неведению или по другой причине, томолитва все равно действительна».
Fataawa al-Lajnah al-Daa’imah, 6/54
Шейх ибн Усеймин сказал:
«Доводомдля их обязательности – т.е. азана и игамы – является приказ Пророка(Да благословит его Аллах и приветствует) во многих хадисах, и то, чтоон совершал его как во время путешествия так и в другое время и потомучто время молитвы не может быть выяснено без него, и потому что онслужит цели и является одним из внешних символов Ислама»
Al-Sharh al-Mumti’, 2/38
Основываясьна этом азан – фард кифая, если азан дается в городе и люди слышат его,то общая обязанность была выполнена и не обязательно произносить азан вкаждом собрании. Но лучше и предпочтительнее давать азан, даже есличеловек молится один.
Постоянный комитет был спрошен:
"Обязательноли давать азан через громкоговорители в каждой мечети в округе, зная,что азан из одной мечети может быть услышан всеми мусульманами? Илидостаточно одного азана для всех мечетей в округе?"
Они ответили:
"Азанявляется фард кифая, поэтому если муадзин дает азан по соседству, и всежители слышат его, то этого достаточно. Но людям каждой мечетипредписано давать азан, по причине общего смысла довода.
Основываясь на этом, предпочтительно для вас дать азан, хотя это и не является обязательным"
Аллаху известно лучше.