Шариатское постановление о пересадке органов
Вопрос:
Дозволено ли дарить свой орган, или принимать его от других? Я не нашел в Коране явного запрета на пересадку органов.
Ответ: Хвала Аллаху.
Эта тема относится к вопросам, исследуемым Комитетом исламского права, который издал по данному вопросу следующую фетву:
1. Допускается пересадка органа из одной части тела человека к другой части, если он убежден в том, что преимущества этой операции перевешивают ущерб, который может возникнуть в результате этой операции, а также при условии, что это сделано, чтобы заменить то, что было утрачено, или для восстановления его внешнего вида или работоспособности, или исправления увечий, которые вызывают физический или психологический стресс.
2. Допускается трансплантация органа из тела одного человека другому, если он является самовосстанавливающимся органом, как кожа или кровь, при условии, что донор является зрелым и понимает, что он делает, а так же выполняются все остальные шариатские условия.
3. Допускается использовать часть органа, который был удален в связи с болезнью в интересах другого лица, например, использовать роговицы глаза, удаленного из-за болезни.
4. Запрещается использование для пересадки другому человеку органов, от которых зависит жизнь, таких как сердце живого человека.
5. Запрещается использование органов живого человека, поскольку это может ухудшить жизненно важную функцию, хотя его жизнь сама по себе может не быть под угрозой, таких как удаление роговицы обоих глаз. Однако удаление органов, которые приведут лишь к частичному ухудшению, является вопросом, который еще находится в стадии научного обсуждения.
6. Допускается трансплантация органов умершего человека живому, чья жизнь зависит от пересадки этого органа, или от этого зависит целостность основных функций жизнедеятельности, и при условии, что разрешение было дано этим человеком до его смерти, или его наследниками, либо правителем мусульман, если личность умершего неизвестна или если у него нет наследников.
7. Следует отметить, что согласие на трансплантацию органов в вышеописанных случаях возможны только при условии, что нет торговли органов. Торговля человеческими органами не допускается ни при каких обстоятельствах. А что касается платы того, кто нуждается в органе, чтобы получить его, или чтобы отблагодарить, то этот вопрос нуждается в отдельном рассмотрении.
8. Все остальные случаи, кроме вышеописанных, все еще являются предметом научных дискуссий, и требуют дальнейшего детального изучения с учетом медицинских исследований и шариатских постановлений.
Къарарат Маджма’ ал-Фикх ал-Ислами.
Islam Q&A фатва № 2117 Перевод: Абу Абдиллях, www.sawab.info