Шафаат посланнику будет большим ширком или просто просьбой?
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Вопрос:
Ас саляму аляйкум ва рахмату Ллахи ва баракатух.
Братья, хотел бы кое что узнать. На сколько я понял, вы придерживаетесь мнения, что тот кто стоя у могилы посланника Аллаха, мир ему, милость Аллаха и Его благословение, просит у него чтобы он сделал ду'а Аллаху за него, то это большое многобожие, так как этот человек направил свое ду'а не к Аллаху.
Однако есть непонятный момент. У ученых разногласие в вопросе слышат ли мертвые, и очень серьезное, и возможно даже правильное мнение что да, слышат.
Исходя из этого, человек приходит на могилу, и совершает один из видов дозволенного тавасуля, а это мольба праведного человека за другого человека. Значит в основе этот человек лишь обращается с просьбой, подобно как к живому, так как мертвые тоже слышат, и это обычная просьба. Так на основе чего это действие считают ширком акбар, тогда как человек не делает ду'а к мертвому?
Разве не получается что это бид'а, и дверь к ширку, но не большой ширк?
Джазакуму Ллаху хайран дорогие братья.
Ответ:
Ассаляму алейкум уа рахмату Ллахи уа баракятух!
Брат вы попали в серьезные ошибки со многих сторон, думаю наверное по причине того, что вы живете в городах, где распространен ширк или виды его.
Во-первых:
Насчет того, слышат ли те, кто умер или нет? В вы сказали, что более достоверное что слышат (это в принципе не точка нашего положения, даже если они и слышат, то об этом пойдет ниже), не соглашусь с вами в этом вопросе, т.к. более достоверное что не слышат.
И что касается разговора посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует с убитыми во время Бадра, то привел имам аль-Бухари в своем Сахихе этот хадис:
:… «О такой-то сын такого-то, и такой-то сын такого-то легче было бы для вас если бы вы подчинились Аллаху и его посланнику, вот мы нашли то что Аллах обещал нам по истине, а разве вы не нашли то что Аллах обещал вам по истине? Тогда Умар спросил: «Как ты разговариваешь с телами у которых нет души? (обратите внимание то что Умар вернулся к основе, а это то что тело без души не слышит, не видит и т.д). Ответил посланник Аллаха: «Клянусь Тем в чъей Руке душа Мухаммада, они слышат не хуже вашего то, что я говорю».
Говорит Катада (табиин): «Оживил их Аллах, чтоб услышали слова его в порицании их, унижении, упреке, горе и для того, чтоб сожалели они о том, что делали». Сахих аль-Бухари № 3757
Говорит Ляджна Даима (Куъуд, Гудъян, Аъфифи, ибн Баз):
«Когда умирает человек погибают (с ним) слух его, и не постигает он голоса кто находится в этой жизни, и не слышат о чем они говорят. Говорит Всевышний Аллах: «Ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле». Фатыр 22.
Аллах заверил Своего посланника в том, что он не сможет заставить слышать тех, кого призывал он к Исламу (из кафиров) и сравнил их с мертвыми. И основа того, с кем сравнили сильнее положением в описании сравнения с тем, с кем сравнили (т.е. мертвые сильнее в сравнении, чем те, кто не принимал даъват). И значит, мертвых Аллах ввел в то, то что они не слышат, и они тем более подпадают под положение того, что они не могут ответить на призыв (просьбу) чем упрямцы, которые глухи к призыву посланника Аллаха и слепы от него, и они говорят что сердца наши запечатаны.
И насчет таких Аллах сказал: «А те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий». Фатыр 13-14.
А что касается слышание убитых при Бадре (начали приводить хадис, который выше)... Когда ответил посланник тем, кто осуждал его (или не понял) в том, то что посланник Аллаха разговаривал с покойными и когда им ответил: «Клянусь Тем в чъей Руке душа Мухаммада, они слышат не хуже вашего то, что я говорю» и это из особенностей посланника Аллаха которым Аллах наделил его, и это было исключением из общей основы далилем. И также из этого раздела слышание мертвым поступь обуви после джаназа, когда уходят они, и все это из исключений (из общей основы).
И также слова посланника Аллаха которые пришли в Сунан Абу Дауд и Муснаде Ахмада: «Кто бы не дал мне салям, кроме как Аллах вернет мне мою душу и я отвечу на него». Это также исключение из общего смысла». Ляджна Даима 1\478
Как говорит шейх Мунаджид, мы отсюда видим то, что основа в мертвом что он не слышит, не видит т.к. слух, зрение и речь умерли с уходом души и пришли далили на исключения в каких случаях слышится и т.д.
Был также спрошен шейх Усаймин:
Какой роджих (перевешивающее мнение) в слышании мертвыми?
Ответил Шейх:
Роджих в этом то, что пришло в Сунне и это утверждено, и нет в этом проблем, как это в хадисе: «То что человека когда похоронят, слышит он стук сандалии уходящих людей».
Потом шейх привел хадис Бадра. И дальше привел хадис: «Какой бы мусульманин не дал салям другому мусульманину лежащему в могиле знавшего его в этой жизни, кроме как Аллах вернет ему душу и он ответит на салям». Кроме как основа в том, то что они не слышат, потому что души их покинули тела, но с чем пришла Сунна ваджиб верить в это.
Ликоат аль-Баб аль-Мафтух 24\220
Во вторых:
Если скажут он же живые, так же как Аллах сказал о шахидах. Ответом будет да они живые, но жизнью барзахия (потусторонняя жизнь). Так как у нас три жизни, а это жизнь в этой дунья, жизнь барзаха, жизнь после воскрешения из могил. Как об этом сказал имам ибн аль-Кайим в «Рух».
Говорит Всевышний Аллах: «Не говорите о тех, кто погиб на пути Аллаха: «Мертвецы!» Напротив, они живы, но вы не ощущаете этого». Бакара 154
Говорит имам Багави в тафсире к этому аяту: «Также как было сказано на шахидов Ухуда: «Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа». Имран 169.
Говорит Хасан: «Поистине Шухада живые, у Аллаха предоставляют им пропитания для душ их, и достигает их радость и покой. Также как род фараона подвергают их души огню с утра до вечера, и постигает их страдание (боль). Тафсир Багави к аяту 154 суры Бакара
Говорит Абу Батын: «Аллах свят Он и велик сообщил о жизни шахидов, и нет сомнения в том, что пророки выше степенью чем шахиды и более достойны этого. И они живые в своих могилах, и мы видим шахидов истлевшими, или иногда их съели звери (наверное имеется ввиду черви) и вместе с этим пришло в аяте: «Нет, они живы и получают удел у своего Господа. Радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости, и ликуя от того, что их последователи, которые еще не присоединились к ним, не познают страха и не будут опечалены».
И жизнь их, жизнь барзаха (потусторонняя) и Аллах знает истинность ее». Дурар ас-Сания 2\165.
Также есть слова ибн Хаджара который говорит: «Души верующих в иъллийин, а души неверных в сиджине, и у каждой души с другой связь смысловая, не такая как в этой жизни, но более похожа на жизнь во сне… Миркату аль-Мафатих 5\353
Говорит имам ибн аль-Кайим когда делает опровержение тем, кто утверждает что душа находится в могиле и невозможно ей отделится от тела:
«И это чистейшая ошибка так как душа (верующего) будет выше небес в самой высокой части иъллийина… а душа посланника в самом высочайшем обществе (среди всех пророков)… Китаб «ар-Рух» 1\101.
Хотя там много слов около положения души, и где она будет находится после смерти, но ин ша Аллах кратко это то, на что указывает далили, так как она находится там ин ша Аллах, где говорилось выше, но может вернуть ее Аллах если кто-то дает салям и т.д.
Из-за этого, то что пришло в фатавах ученых которые были выше, еще больше дают нам представление об этом положении, тот кого похоронили в могиле не может слышать, видеть или говорить кроме исключительных случаев, на которые пришли доказательства, а кто утверждает обратное то ему аргумент.
И из-за этого эти слова которые брат говорит:
Исходя из этого, человек приходит на могилу, и совершает один из видов дозволенного тавасуля, а это мольба праведного человека за другого человека. Значит в основе этот человек лишь обращается с просьбой
Будут не правильными с двух сторон:
Первое то что мертвые не слышат: «Ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле». Фатыр 22.
Второе что такое дуъа, или как оно переводится на русский язык. Дуъа – это мольба, зов, просьба. И дуъа никому нельзя отдавать кроме Аллаха, так как пришло в хадисе:
«Дуъа (мольба, просьба) это и есть поклонение». Сахих Тирмизи шейха Альбани № 2685
Говорит шейх аль-Ислям ибну Теймия:
«И мушрики из этих говорят: мы просим через вас заступничества т.е. просим у ангелов, пророков шафаъат (ходатайство).
(Говорят) если придем к кому-нибудь на могилу из них, будем спрашивать ходатайство у них, и если сделаем как это делают христиане в своих церквях, то цель наша в них, напоминание о тех, у кого мы просим, и то что мы спрашиваем у этих образов, то цель наша (не сами эти образы) а их хозяева (т.е. тот, кого осуществили в этот образ) чтобы он ходатайствовал за нас перед Аллахом. И говорит кто-то из них о господин (сейди) такой-то, о господин Джарджис… о сейд Муса ибн Иъмран мир ему и т.д. ходатайствуй за меня у Господа.
И говорят они около могилы, спроси за меня Господа или говорят живому и он далеко... о господин мой хватит тебя, и я по соседству с тобой, через тебя прошу Господа я, спроси для нас чтобы Он помог нам против врагов наших, спроси у Аллаха чтобы он отстранил от нас это горе, я жалуюсь тебе на это, спроси у Аллаха чтобы вывел нас из этой печали. Или говорит один из них, спроси у Аллаха чтобы простил Он меня.
И некоторые истолковывает этот аят: «Если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе, пришли к тебе и попросили прощения у Аллаха, если бы Посланник попросил прощения за них, то они нашли бы Аллаха Принимающим покаяния и Милосердным».
Говорят, если мы попросим после смерти у него, чтобы он попросил прощения за нас, то мы будем наподобие тех сахаба, которые были при жизни его, и просили через посланника прощение.
На самом деле они противоречат иджма сахаба и табиин и остальных мусульман, так как ни один из них не спрашивал у посланника после смерти его чтобы он ходатайствовал за него, и вообще ничего не спрашивал у него, и не упоминалось это ни от кого от имамов мусульман в их книгах, и все это началось упоминаться у поздних факыхов, которые рассказывали ложную историю Малика (ад-Дар).
И эти виды обращений к ангелам, пророкам и праведникам после смерти около их могил и также в отсутствии их, или обращение к образам их, все это из самых великих видов ширка, которые были у мушриков не из ахлюль китаб, и также у нововведенцев из ахлюль китаб и мусульман, которые выявили ширк и поклонения, на которые не было никакого разрешения от Аллаха.
Говорит Всевышний Аллах: «А разве у Него есть сотоварищи, которые узаконили то, что Аллах не разрешил из этого»? Маджмуъ аль-Фатава 1\158
Также говорит в другом месте:
«А если скажет говорящий: Я призываю шейха чтобы он был мне ходатаем (шафаат делаю через него). И это на самом деле из видов призвания христианами Маръям, книжников и монахов. А верующий надеется на Господа своего и боится Его, призывает Его искренне очищая перед ним религию. И на самом деле права шейха чтобы за него просили»…
До слов:
«И как может отойти верующий в Аллаха и Его посланника к бидъату, на которое Аллах ни низвел никакого приказа, уподобляясь в этом мушрикам и христианам (вот это и есть смысл бидъата-нововведения, а это такой же ширк как у мушриков и христиан). Маджмуъ аль-Фатауа 27\87-90
И если бы это было разрешенным разве сравнил бы шейх его с ширком мушриков?
Также в другом месте:
«И по милости Аллаха дуъа (мольба, просьба) может (также включать в себя) ширк, а это дуъа (мольба, просьба) кого-то, чтобы сделал тот что-то, или дуъа (мольба, просьба) чтобы тот сделал дуъа Аллаху (за него)…И соединяя в этом положении, то выявляется ширк двух видов:
Первый: Ширк в Рабубие, а это то, что сделают с Аллахом другого управляющего (во вселенной)..
Второй: А это ширк в Улюхие, то что будут делать дуъа (мольба, просьба) другому дуъа ибады (поклонения – намаз, пост и т.д.) или дуъа масъаля (вопроса, мольба, просьба). Как Аллах в Куране сказал: «Тебе мы поклоняемся и просим помочь».
Иктида Сират аль-Мустаким 2\224-226.
И мы поняли со слов шейх аль-Исляма что это большой ширк.
А то что сказали некоторые что есть у него слова что это просто бидъа, то вернитесь к тем словам шейха которые выше и что он имел ввиду под бидъатом. И дальше ин ша Аллах придет пояснение за понимание бидъата со слов шейх аль-Исляма.
И также был спрошен шейх ибн Баз на уроке шарха «Кашф аш-Шубухат»:
Спрашивающий: Тот, который пришел к могиле и попросил чтобы тот сделал дуъа за него Аллаху?
Ответил шейх: Тот не владеет этим, кто пришел на могилу и сказал ходатайствуй за меня или попроси за меня дуъа Аллаху совершил ширк и это самое достоверное из слов (т.к. есть те из ученых которые говорят что это приблежение к ширку, но не сам ширк, как Баррак и т.д.), и нет в этом сомнения, т.к. он не владеет этим (кто-то скажет ведь посланник может делать шафаат, то ему будет отвечено, да, но только после того как ему будет повелено в Судный день, как это пришло в достоверных хадисах, он этим не владеет также, а если бы владел то сахаба опередили бы в этом).
Спрашивающий: (Вот так) Сделай дуъа за меня, сделай Аллаху дуъа за меня.
Шейх: Это нельзя, это из большого ширка, потому что спрашивает у того то, чем тот не владеет, и закончено дело.
Спрашивающий: Некоторые утверждают что это слово принадлежит шейх аль-Ислям ибну Теймия?
Шейх: Да это от него пришло разъяснение… Явно сказал об этом шейх аль-Ислям ибну Теймия что это большой ширк.
Также в другом месте говорит шейх ибн Баз после вопроса ему о этом же положении?
«Спрашивать шафаат через посланника Аллаха или от кого-то другого после их смерти нельзя, потому что это большой ширк у ученых. Так как он не владеет после смерти ничем да благословит его Аллах и приветствует, а Аллах в Куране говорит: «Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество полностью». Нуру аъля Дарб.
Говорит шейх Фаузан:
И из шубхи за которую вешаются (некоторые) это положение словами: Мы не желаем от аулия, праведников чтобы они вывели нас из наших нужд кроме Аллаха, но мы желаем от них чтобы они ходатайствовали за нас перед Аллахом потому что они праведники и у них место у Аллаха и мы желаем их ходатайства и личности (то что они перед Аллахом в почете).
И ответом будет: Это и есть то что говорили многобожники из того на чем они были. И Аллах посчитал их неверными и назвал их многобожниками, как это в словах Аллаха: «Они поклоняются помимо Аллаха тому, что не может ни принести им пользу, ни причинить им вред». Фуркан 55
Иршад иля Сахих аль-Иътикод 70-71
Говорит шейх Солих в шархе на Кашфу Шубухат после слов шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба:
«И если скажет тот, то что посланнику Аллаху даровалась шафаа и я спрашиваю у него то, что ему Аллах дал.
Ответ на это: «Аллах дал ему шафаат, а тебе запретил это (спрашивания его после смерти) когда сказал: «И не делай дуъа никому кроме Аллаха».
Говорит шейх Солих аля Шейх:
«И этот далиль и довод на самом деле правильный в точку.
Как я тебе уже говорил то, что шафаа это толяб (просьба), а это дуъа. И если кто-то попросит от посланника, и он в барзахе вместе с совершенной жизнью да благословит его Аллах и приветствует, совершеннее чем у шахидов, походатайствовать за него и это толяб, спросил вопросом, а это дуъа.
И на самом деле попросить ходатайства у мертвого и есть дуъа мертвому, обратиться к мертвому.
И попросить посланника когда он в могиле, и он в Рафик аль-Аъля (в самом высоком обществе) и это будет толяб, дуъа которое ты спросил у него.
И если скажет говорящий: О Мухаммад походатайствуй (сделай шафаа) за меня, О Мухаммад попроси у Аллаха за меня, то такой сделал дуъа и толяб у него, у того, кого нет в этой жизни, так как он у Аллаха сейчас, а Аллах запретил нам призывать (делать дуъа) кого то кроме него… Шарх Кашфу Шубухат
Также пришли вопросы ниже Шейху к шарху на Кашф Шубухат.
Спрашивающий: Если скажется шахиду и посланнику около его могилы: Проси за меня ходатайство (шафаа) в день воскрешения, какой хукм этому?
Ответ: Это то о чем мы говорим с утра, и это то, о чем мы говорим после иъша (т.е. постоянно).
Это будет ширком, потому что он спросил дуъа, толяб (просьба) суаль (вопрос) и это ширк.
Также идет вопрос в шархе:
Спрашивающий:
Каково ваше мнение по поводу того, что относят к шейх аль-Исляму ибну Теймия то, что вопрос мертвого чтобы тот попросил у Аллаха за того, не будет большим ширком, но будет бидъатом?
Ответ:
То что это пришло от шейх аль-Исляма достоверно, но он имеет ввиду там, что это бидъа которая появилась после того, как его не было, т.е. то что произошло когда не было в этой умме.
И не имеется ввиду из его слов то, что это бидъа, но не ширк, так как бидъа которая произошла в этой умме бидъа куфрия-ширкия и бидъа кроме этого.
Значит спрашивать мертвого чтобы тот сделал за него дуъа нововведение, которое даже в джахилии не было, потому что они не говорили так, сделай дуа за меня Аллаху, а они говорили сделай шафаат за меня.
И из-за этого спросить мертвого чтобы тот попросил дуъа у Аллаха бидъа которое произошло.
И у мушриков такого не было произношения, а они спрашивали шафаа, говоря: попроси за меня шафаа, приходили приближались к ним по причине шафаа.
А что касается того, что говорят, сделай дуъа за меня Аллаху, то это бидъа которое появилось новое.
И слова Шейх аль-Исляма правильные в том, то что это бидъа придуманное.
И бидъа это, не имеется ввиду которое не считается большим ширком... Шарх аъля Кашфу Шубухат.
И то что было приведено достаточно для того, чтобы понять что на самом деле это из положений большого ширка, а не просто просьба одного праведника к другому, так как просьба к мертвому и отсутствующему это и есть дуъа ширкия которые запрещено отдавать кому-то кроме Аллаха.
Ибрахим Абу Мухаммад