Разрешено ли говорить “Да примет Аллах” после совершения молитвы?
Вопрос #148124:
Разрешено ли говорить “Да примет Аллах” после совершения молитвы?
Некоторые братья говорят «Да примет Аллах» после совершения молитвы, а я знаю, что это бидъа, но я бы хотел узнать подробности: почему это является бидъа? Кто из ученых сказал, что это бидъа? Потому что многие из незнающих, когда им говорят «бидъа», обижаются и говорят: «Это же мольба, чтобы Аллах принял твою молитву!»
Ответ:
Хвала Аллаху
Во- первых : Основой в оценке действий, относящихся к поклонению — являются ли они Сунной или бидъа (нововведением) — служит факт, передавались ли они от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или же нет. И то, что было из учения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), является Сунной, а то, что не было религией Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников, то не является религией и для нас сегодня.
Абу Давуд (4607) и другие привели от Ирбады ибн Сарияте, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто проживет из вас после меня, тот увидит множество разногласий, так придерживайтесь же моей Сунны и Сунны халифов, ведомых правильным путем, и праведных, держитесь за нее (крепко) и хватайтесь за нее коренными зубами (т.е. держитесь за нее накрепко), и остерегайтесь нововведений в делах, поистине, каждое новшество – бидъа и каждая бидъа — заблуждение!». Достоверность хадиса подтвердил Аль-Альбани. Сказал Хафиз Ибн Касир (да по милует его Аллах): «Приверженцы Сунны и общины говорят в отношении каждого действия и слова, не установленного достоверно от сподвижниках: «Оно является бидъа, потому что если бы это было благом, то они бы опередили нас в этом, потому что они не оставили ничего из благих дел, кроме как поторопились совершить его”. См. «Тафсир Ибн Касир», 7/278-279.
Сказал Шейх аль-Фаузан:”Новшеств, привнесенных в поклонение, в наше время множество; потому что основа в поклонении – воздержание (т.е. ограничивание тем, что узаконил Шариат), потому нельзя узаконивать ничего из них, кроме как с доказательством, а то ,что не имеет доказательства, является бидъа, согласно словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто». Привел аль-Бухари (2697) и Муслим (1718). И поклонений, которые совершаются сейчас и не имею основы, очень много». См. «Бидъа: виды и положения” шейха аль-Фаузана, 14/15.
Во-вторых: Спросили шейха Ибн Усаймина (да по милует его Аллах): Каково Ваше мнение, почтеннейший шейх, о рукопожатии и словах “Да примет Аллах” сразу после совершения молитвы?
Он ответил : “Нет основы рукопожатию и словам “Да примет Аллах” после завершения молитвы , и не передано это ни от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ни от его сподвижников, да будет доволен ими Аллах». См. «Сборник фетв и писем» Ибн Усаймина (171/13).
Его также спросили: «Есть люди, которые дополняют зикр после совершения молитвы, например, говорят: «Да примет Аллах», или говорят после омовения: «Замзам». Что вы скажете об этом? Да хранит вас Аллах».
Он ответил: «Это не является зикром, но является мольбой, когда заканчивают молитву и говорят : «Да примет Аллах от тебя». Несмотря на это, мы считаем, что человек не должен делать этого ни после омовения, ни после молитвы , ни после выпивания воды замзам, потому что такие действия, если выполнять их, могут принять за Сунну, и необоснованно узаконить». См. «Сборника фетв и писем» Ибн Усаймина, (211/13).
Нужно обратить внимание на мудрость и мягкость в прояснении таких вопросов, о которых не ведают многие люди. Они убеждены, что это всего лишь дуа, и что это не является бидъа, поэтому следует проявить тактичность в таких вопроса, ответить ему на его мольбу за тебя, произнося мольбу за него или же сказать «Да вознаградит тебя Аллах» или что-то подобное, а затем прояснить ему с мягкостью Сунну в этом вопросе. Ат-Тирмизи (2738) передал от Нафиа, что мужчина чихнул рядом с Ибн Умаром ,да будет Аллах доволен ими обоими, и он сказал: «Хвала Аллаху , и мир Пророку Аллаха». Ибн Умар сказал: «И я говорю «Хвала Аллаху , и мир Пророку Аллаха», однако не так нас учил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он учил нас говорить: «Хвала Аллаху в любом состоянии». Шейх аль-Альбани сказал, что это хороший хадис. Посмотри, как Ибн Умар, да будет доволен ими Аллах, пояснил ему, что такое слово не отвергается само по себе, но отвергается оставление Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ее выполнение, или привычка говорить эти слова как Сунну. И обрати внимание на его мягкость с тем, кто допустил ошибку, и его вежливость к нему, указывая на место Сунны в такой ситуации. См. также ответ на вопрос №1884.
И Аллах знает лучше