Религиозно-правовое решение (хукм) в отношении продажи мужских джинсов
Вопрос #171217:
Религиозно-правовое решение (хукм) в отношении продажи мужских джинсов Я ищу религиозно-правовое решение в отношении работы с мужскими джинсами, узкими и широкими, теми, что соответствуют моде. На вашем сайте я нашел только один вопрос по этой теме, но он о женских джинсах. Или он относится как к мужчинам, так и женщинам? Или все-таки хукм различен? Прошу вас ответить
Ответ: Вся хвала Аллаху
Во-первых. Основой в одежде является дозволенность, если только в Шариате не упоминается исключение из этого. Так как слова Всевышнего Аллаха относятся ко всем видам одежды:
«Он — тот, кто сотворил для вас все, что на земле» (сура «аль-Барака», аят 29). Аллах также сказал:
«Скажи, [о Мухаммад]: „Кто же думает, что украшения Господа и прекрасный удел, который Он ниспослал рабам своим, — запретны?“ Скажи [им]: „Для тех они, кто в этой жизни искренно уверовал в Судный день“» (сура «аль-А‘раф», аят 32). Основа в этих вещах – дозволенность.
Во-вторых. Мужская одежда должна удовлетворять следующим условиям: должна прикрывать те части тела, что должны быть сокрыты (‘аурат), а это все, что находится между пупком и коленями; не быть прозрачной, что виден цвет кожи; узкой, что выделяются части тела и ‘аурат; в ней не должно быть уподобления одежде неверующих, женской одежде или одежде распутников. Если не выполняется хотя бы одно из этих условий, одежда становится запретной для ношения.
В фетвах Постоянного Комитета пришло: «Основа в отношении всех видов одежд – дозволенность. Так как это относится к повседневным, обычным делам. Сказал Всевышний Аллах:
„Скажи, [о Мухаммад]: „Кто же думает, что украшения Господа и прекрасный удел, который Он ниспослал рабам своим, — запретны?“ (сура «аль-А‘раф», аят 32).
Исключением из этого является все то, на запретность или порицаемость которого указывает Шариат. Например, ношение шелка для мужчин, или ношение одежды, открывающей ‘аурат и показывающей цвет кожи из-за своей прозрачности, или из-за своей узкости. В этих случаях происходит открытие ‘аурата, а это – запретно» (Фатауа-ль-ляджна ад-даима. Т. 3. С. 430).
В фетвах Постоянного Комитета также сказано: «Основа в отношении одежд – дозволенность, если только нет какого-либо исключения по Шариату. Например, золото и шелк для мужчин, если только шелк не надевается из-за болезни. Что же касается ношения брюк, то они не считаются одеждой, присущей только неверующим. Но ношение тех из них, что узки и выделяют части тела, даже ‘аурата, запретно. Если же они широки, тогда – дозволено, если только надевая их, человек не намеревается уподобляться неверующим. Также вопрос обстоит и с мужским костюмом и галстуком: они не являются одеждой, которую носят лишь неверующие, поэтому их носить разрешено. Если только человек, надевающий их, не вознамерился уподобиться неверующим. В общем, основа в одежде – дозволенность, если только нет достоверного доказательства, указывающего на запретность какого-либо вида одежды, как это было сказано выше. Просим у Аллаха о помощи. Да благословит Аллах и приветствует пророка нашего Мухаммада, его род и сподвижников» (Фатауа-ль-ляджна ад-даима. Т. 24. С. 40).
В-третьих. Основываясь на вышесказанном, если брюки, которые выставлены на продажу, широки и в них нет признаков запретности, которые были упомянуты выше, то нет греха в их продаже. Если же брюки прозрачны или узки так, что выделяют ‘аурат, или они относятся к тому виду одежды, которые носят только неверующие, развратники, то торговать ими нельзя. Так как в этом есть проявление помощи в порицаемом и распространение его. Сказал Всевышний Аллах:
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. И страшитесь Аллаха. Воистину, Аллах суров в наказании!» (сура «аль-Маида», аят 2). А также потому, что это проявление обмана и уклонение от обязательных искренних советов, которые братья по вере должны давать друг другу. Сказал Всевышний
«Верующие, как мужчины, так и женщины, — друзья друг другу: они призывают к одобряемому и отговаривают от порицаемого» (сура «ат-Тауба», аят 71).
Тамим ад-Дари, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Религия есть проявление искренности». Мы спросили: «По отношению к кому?» Он ответил: «По отношению к Аллаху, и к его Книге, и к Его посланнику, и к правителям мусульман и ко всем мусульманам вообще» (Муслим № 55).
Мусульманин должен придерживаться границ, которые установил Аллах, боятся Его наказания, употреблять и использовать только дозволенное и быть искренним со своими братьями мусульманами. Всякий раз, когда человек оставляет что-то ради Аллаха, Он заменяет ему лучшим. Сказал Всевышний Аллах:
«Тому, кто боится Аллаха, Он дает выход [из положения], обеспечивает пропитанием, откуда тот и не ждет» (сура «ат-Таляк», аяты 2 – 3).
А Аллаху ведомо лучше.