Глава 29 О ГАДАНИИ ПО ЗВЁЗДАМ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Мудрость сотворения звёзд.
2. Опровержение тех, кто утверждает что-либо помимо этого.
3. Упоминание о расхождении во взглядах учёных на науку о положении небесных тел.
4. Угроза тому, кто верит хотя бы во что-нибудь, имеющее отношение к колдовству, даже если ему известно, что это ложь.
В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис:
«Катада сказал: “Аллахсоздал эти звёзды, преследуя три цели: украсить ими небо, сбивать имишайтанов, а также чтобы они служили ориентирами для путников. Тот же,кто использует их в других целях, ошибается и будет иметь незавиднуюсудьбу. Это обойдётся ему так дорого, что он даже не может себепредставить”»*. ( Аль-Бухари [6/211]).
Как отметил Харб [ибн Исмаил. — Ред.], Катада не одобрял науку изучения положения Луны в отношении созвездий,также этого не разрешал Ибн Уйейна. Ахмад и Исхак же разрешали это.
Абу Муса рассказывал:
«Посланник Аллаха сказал: Три группы людей не попадут в Рай: пьяницы, порвавшие родственные узы и верящие в колдовство**.» Этот хадис рассказали Ахмад и Ибн Хиббан. (Ахмад 4/399, Ибн Хиббан (1380),аль-Хаким 4/146. Аль-Хаким назвал его достоверным, с чем согласился иаз-Захаби).
*Всевышний сказал: «Мы украсили ближайшее небо светилами и сделали их побиением для шайтанов...» (Власть, 5). Он также сказал: «Он Тот, Который устроил для вас звёзды, чтобы вы находили по ним путь во мраке суши и моря...» (Скот, 97). Аллах ясно изложил в Коране мудрость сотворения звёзд, итот, кто предсказывает по звёздам будущее или верит подобнымпредсказаниям, впадает в неверие.
До нас дошло много хадисов посланника Аллаха раскрывающих ложность предсказаний по звёздам. Абу Михджан рассказывал, что Пророк, сказал: Я боюсь появления в моей общине трёх вещей: несправедливости имамов, веры в звёзды и отрицания Предопределения ( Ибн Асакир; ас-Суйути назвал хадис хорошим, а аль-Арнаут — достоверным). Анас передал следующие слова Пророка : «Я боюсь появления в моей общине после моей смерти двух вещей: отрицания Предопределения и веры в звёзды». ( Абу Йа(ла, Ибн Ади и аль-Хаттаби; ас-Суйути назвал хадис хорошим, а аль-Арнаут — достоверным).
**То есть верящие во все виды колдовства, к которым относится и астрология. Вспомните хадис посланника Аллаха Тот,кто обучился какой-либо области астрологии, тот обучился отрасликолдовства, а кто обучился большему, то выучил столько же колдовства. (см. гл. 25). :
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТОЙ
Наука о звёздах (астрология) может быть двух видов:
1) предсказание событий посредствомразличных астрономических явлений. Это ложная наука, претендующая насоучастие с Аллахом в знании сокровенного, хотя это известно только ЕмуОдному. Такой же грех совершает и тот, кто верит людям, занимающимсяэтим. Подобные ложные утверждения идут вразрез с таухидом, посколькусердце человека привязывается к чему-то помимо Аллаха. В этомзаключается также великий вред для ума, ибо следование ложными путями ивера в них портят разум и вредят религии;
2) ориентирование по Солнцу, Луне и звёздам для определения направленияна Мекку, точного времени и сторон света. В этой науке не только нетникакого греха, но есть и много полезного, к чему призываетЗаконодатель, поскольку эта наука является средством точногоопределения времени совершения религиозных обрядов или ориентированияна местности.
Необходимо уметь отличать то, чтоЗаконодатель запрещает и считает греховным, от того, что Он разрешает ипредписывает. Первая разновидность противоречит таухиду, а вторая — нет.
Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб