Глава 63 О ЗАЩИТЕ АЛЛАХА И ЕГО ПРОРОКА,
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Разница между защитой Аллаха и Его пророка и защитой мусульман.
2. Наставление всегда выбирать наименее опасный вариант.
3. Слова Пророка : Выступайте в поход с именем Аллаха и во имя Аллаха... .
4. Слова Пророка : ...сражайтесь против тех, кто не верует в Аллаха.
5.Слова Пророка : ...сражайся против них, испрашивая помощи у Аллаха.
6. Разница между властью Аллаха и властью мусульманских учёных.
7. Сподвижник Пророка при необходимости мог осуществлять власть, однако при этом не знать, соответствует это власти Аллаха или нет.
Великий Аллах сказал:
«Верно выполняйте договор сАллахом, когда вы его заключили, и не нарушайте клятв после того, каквы утвердили их: вы сделали Аллаха Поручителем за вас. Поистине, Аллахзнает то, что вы делаете!»* (Пчёлы, 91).
*Ибн Касир в своём комментарии к этомуаяту писал: «Всевышний Аллах повелел верно исполнять обещания идоговоры и бережно охранять данные клятвы. Он сказал: «...и не нарушайте клятв после того, как вы утвердили их...» (Пчёлы, 91). Однако не следует рассматривать этот аят отдельно от высказывания Всевышнего: «Не делайте Аллаха предметом ваших клятв...» (Корова, 224) и Его слов: «Это искупление ваших клятв, которыми вы поклялись. Охраняйте же ваши клятвы!» (Трапеза, 89). Это значит: «Не оставляйте их без искупления». Неследует также забывать слова Пророка, приведённые в обеих «ас-Сахихах»:Клянусь Аллахом, если я поклянусь сделать что-либо, но затемувижу, что поступить иначе лучше, я оставлю это дело и искуплю клятву,но сделаю то, что лучше. Внешнее противоречие между этими текстами и вышеупомянутым аятом: «...и не нарушает клятв после того, как вы утвердили их...», отсутствует, поскольку под этими клятвами имеются в виду обещания идоговоры, а не клятвы совершать что-либо или отказываться от этого.Поэтому Муджахид сказал об этом [предыдущем. — Ред.] аяте: «Под клятвами здесь подразумеваются клятвы времён джахилиййи».
Это также подкрепляется хадисом, который привёл имам Ахмад от Джубейра ибн Му(тима: «Посланник Аллаха сказал: Нет клятв в Исламе. Поистине, с приходом Ислама клятвы времён джахилиййи только усилились. Этот хадис привёл и Муслим. (Ахмад 4/83, Муслим (2530), Абу Дауд (2925)от Джубейра ибн Мут(има.). Он означает: «Ислам не нуждается в клятвах,которые приносились во времена язычества. Поистине, достаточноприверженности к Исламу».
Тем не менее, аль-Бухари 4/387 привёлхадис Асима о том, что он спросил Анаса ибн Малика: «Сообщили ли тебе,что Пророк сказал: “Нет клятв в Исламе”?». Он ответил: «Пророк взялклятву с курайшитов и ансаров в моём доме».
Бурайда рассказывал:
«Назначая командующего армией иликомандира отряда, посланник Аллаха наказывал ему бояться Аллаха ихорошо обходиться с мусульманами, находящимися в его подчинении. Онговорил ему: Выступайте в поход с именем Аллаха исражайтесь против тех, кто не верует в Аллаха. Выступайте в поход, ноне присваивайте трофеев до того, пока они
не будут справедливо разделены между всеми, не нарушайте договоров,не совершайте надругательств над телами убитых и не убивайте детей.
Встретившись спротивниками из мушриков, призови их к трём вещам, и если онисогласятся хотя бы с одним из них, то оставь их в покое: сначалапризови их к Исламу, и если они примут его, то оставь их с миром.
Затем призови ихпереселиться к мухаджирам и сообщи, что если они сделают это, тополучат все права, которыми пользуются мухаджиры, и на них будутвозложены все те обязанности, которые лежат на мухаджирах. Если ониоткажутся переселиться, то сообщи им, что они будут находиться наположении рядовых мусульман, то есть на них распространяется властьВсевышнего Аллаха. Получать же свою долю добычи они будут только в томслучае, если будут вести Джихад вместе с мусульманами.
Если же они откажутся, то потребуй от них выплаты джизьи [ подушного или земельного налога. — Ред.], если они согласятся, то оставь их в покое. Если же они и тогда откажутся, то сражайся против них, испрашивая помощи у Аллаха.
Если ты окружил врагов вкрепости, и они захотели получить защиту Аллаха и защиту Его пророка,то не давай им защиты Аллаха и Его пророка. Дай им свою собственнуюзащиту и защиту своих людей. Дело в том, что если ты и твои люди необеспечите им должной защиты, то это будет меньшим грехом, чемнесоблюдение защиты Аллаха и Его пророка.
Если же осаждённые вкрепости захотят перейти под власть Аллаха, то не распространяй на нихвласть Аллаха, а установи над ними свою собственную власть, ибо неизвестно, сможешь ли ты установить над ними власть Аллаха или несможешь». Этот хадис передал Муслим ([1731]).
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ШЕСТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЕЙ
Смысл данного разъяснения заключается втом, чтобы во что бы то ни стало исключить возможность возникновенияситуации, грозящей нарушением обязательств после обеспечения врагам, наоснове договора с ними, защиты Аллаха и защиты Его посланника . Если в такой ситуации произойдёт нарушение договора, то это явитсянарушением самими мусульманами защиты Аллаха и защиты Его пророка несоблюдением ими уважения и возвеличивания Аллаха и совершением двух самых греховных поступков, как указал на это Пророк .
Кроме того, такое нарушение приведёт кдискредитации Ислама как религии, что может оттолкнуть от негоневерных, ибо к достоинствам Ислама относится строжайшее соблюдениевзятых на себя договорных обязательств и справедливость к врагам,прибегшим к покровительству Ислама и проявившим желание стать егопоследователями.
Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб