Проблема таклида-слепого подражания
??? ???? ?????? ??????
?????? ????? ? ???? ???? ? ?????
????? ???? ??????? ??????? ??? ???? ???? ???? ??? ????? ??? ????? ?????
Проблема таклида-слепого подражания
Хвала Аллаху ????? , Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха ????? от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ????? ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он ????? оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха ?????? ? ???? , и свидетельствуем, что Мухаммад ?????? ??????? ???????? ????????? – раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
Ат-Тирмизи ???? ???? и другие ученые передают слова ‘Ади ибн Хатима, да будет доволен им Аллах, который рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прочитал аят:
??????????? ????????????? ??????????????? ?????????? ???? ????? ?????? «Они (люди Писания) признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов» (ат-Тауба 9: 31). Тогда я сказал: “О посланник Аллаха, они не поклонялись им!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Поистине,когда они им что-то разрешали, то они считали это разрешенным, а есличто-то запрещали, то они считали это запретным. В этом и состояло ихпоклонение им»”. ат-Тирмизи 5/278, ат-Табари 10/81, аль-Байхакъи 10/116. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Проблема "таклида" (слепого следования ч-либо мнению без наличия доказательства,а доводом является Коран и Сунна пророка ?????? ??????? ???????? ????????? с пониманием сподвижников!)и разделение на мазхабы игруппы -существует с давних пор и особенно обострена в наши дни.Этобольшое бедствие для мусульман! И со слов Шейхуль-Ислам Ибн Таймии ???? ???? :
«Тот, кто обязывает слепо следовать только за определенным имамом, должен покаяться, а иначе должен быть казнен,поскольку это уже соучастие наряду с Аллахом ?? ??? в установлении законов, что является одной из особенностей Аллаха ?? ??? – установление шариата (таухид ар-рубубия)».
Т.е. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия ???? ???? говорит о том, что если человек сознательно обязывает людей тем, чем не обязал их Аллах ?????? ? ???? и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха), то он впадает в неверие, поскольку узаконивает в религии то, чего не узаконили Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха).И если он не покается и не отречется от этого после предоставления емудовода, то правитель мусульман должен его казнить как вероотступника.
А обязал нас Аллах ?????? ? ???? следующим:
???? ????????? ????????? ????????? ????????? ??????? ????? ?????? ????? ?????????? ?????????
«Ине будьте в числе многобожников, из тех, которые разделили свою религиюи стали партиями, каждая из которых радуется тому, что имеет» (Рум 30:32).
?????????????? ???????? ?????? ???????? ????? ????????????
«Держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (Али ‘Имран 3: 103).
Некоторые ученые сделав тафсир к этому аяту,сказали"Вервь Аллаха"-это Куран (Катада ???? ???? и его поколение)
??????????? ??? ??????? ????????? ???? ?????????? ????? ???????????? ??? ???????
«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными покровителями, помимо Него» (аль-А’раф 7: 3).
?????????????? ??? ??????????? ??????? ???????????? ?????? ?????? ??????????????? ??? ????????? ??? ??????????? ??????? ??????? ?????????????????????? ??????????
«Но нет –клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока не изберут тебя судьейво всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душестеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (ан-Ниса 4: 65).
????? ???????? ?????????? ????????? ????? ????????? ?????? ??????????
«Берите же то, что дал вам посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (аль-Хашр 59: 7).
Таким образом,основа религии-это Куран и Сунна!Слепо следовать нам не только позволяется,но и вменяется в обязанность(важб)только за господином посланников,нашим любимым пророком Мухаммедом ?????? ??????? ???????? ?????????! Все остальное может приниматься либо отвергаться.
И поэтому имам Абу Ханифа ???? ???? говорил: «Это мое мнение, а если у кого-то будет лучшее, я приму его». И остальные имамы говорили так же: «Мы пришли к такому мнению. Кто хочет, пусть его примет, а кто не желает – оставит».
Великие ученые Ибн ‘Абдуль-Барр ???? ???? и Ибн Таймия ???? ???? , да смилуется над ними Всевышний ?????? ? ???? , говорили: "Недолжно быть чьих-то мнений, если есть мнение посланника Аллаха (мир емуи благословение Аллаха). Правильным будет взять Сунну и действовать всоответствии с ней. Так должен поступать каждый мусульманин!"
Санад ибн ‘Инан (да смилуется над ним Аллах) в своем комментарии к книге «Мудауана Малик» сказал следующее:"Следование же мазхабу только определенного человека – это ересь (бид’а), поскольку мы точно знаем, что во времена сподвижников никаких мазхабов не было!Известно, что все они обращались за решением только к Корану и Сунне, ав случае отсутствия доказательства обращались к тому, к чему приходилипутем глубокого изучения. Таким же образом поступали последователисподвижников (таби’ун)".
Абу Касим аль-Кушайри (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Долгстремящихся к истине состоит в том, чтобы следовать за тем, кто никогдане ошибается, и избегать подражания тому, кому позволено ошибаться.Давайте сопоставлять с Кораном и Сунной то, что пришло к нам от имамов:все, что подходит – принимаем, что не подходит – отвергаем>>.
Аш-Ша’рани ???? ???? в своей книге «аль-Мизан» пишет, что Абу Дауд ???? ???? сообщил: «Яспросил имама Ахмада: «За кем лучше следовать: за аль-Ауза’и илиМаликом?» На это имам ответил: «Не делай свою веру подражанием никомуиз них. Возьми то, что передается со слов посланника Аллаха (мир ему иблагословение Аллаха) и его сподвижников, да будет доволен ими Аллах,затем от таби’унов. Но не подражай ни мне, ни Малику, ни Абу Ханифе, ниаш-Шафи’и, ни аль-Ауза’и, ни ас-Саури, да смилуется над ними Аллах, нобери из того источника, откуда брали они! На неграмотность человекауказывает его слепое подражание кому-то в своей религии».
«Не преуспеют последние из этой общины, кроме как на том, на чем преуспели первые».(Малик ???? ???? )
Пойми, что знание – это только то,
Когда ты знаешь: так сказал Аллах,
Вот так – пророк, и так – сподвижники.
Знай это безо всякого сомнения!(один из ученых)
Более подробно на тему таклида читайте здесь,иншаАллах:
http://livetoislam.com/index.php?option=com_content&task=view&id=67&Itemid=42#_ftnref39
Поэтому,я напомнил братьям, что надо совершать нашу молитву так, как этовозможно, т.е. не забывая все детали ее, а также дуа (просьбы) и зикры(восхваления), чтобы это отделило нас от наших плохих деяний и мыполучили должное вознаграждение, про которое было упомянуто в хадисах.Однако молитва, как можно близкая к молитве Пророка, да благословит егоАллах и приветствует, вряд ли будет доступна в настоящее время длябольшинства верующих. Даже для ученых. Это из-за их крайнего подражания какому-то определенному мазхабу. Но каждый стремящийся к знанию знает, что в каждом мазхабе есть вещи, которых нет в других мазхабах,и есть хадисы, которые невозможно возвести к Пророку, да благословитего Аллах и приветствует. Они не найдены в высказываниях позднихученых. Ученые по хадису (мухаддисы), да смилуется над ними Аллах,проверили и изучили все наиболее важные книги ранних ученых и сделали тахридж на каждый хадис, т.е. такой-то хадис они отнесли к слабому, такой-то к достоверному и хорошему. Вот некоторые примеры таких книг: «аль-Инайа фи марифах ахадис аль-хидайа» и «ат-Турук аль-васаиль фи тахридж ахадис хуласа ад-Далаиль» шейха Абдуль-Кадира ибн Мухаммеда аль-Кураши аль-Ханафи; «Насб ар-Райах ли ахадис аль-хидайа» Хафиза Зайлаи и его сокращенной версией «ад-Дирайа»Хафиза ибн Хаджара аль-Аскалани, который также написал «Талхисаль-Хабир фи тахридж ахадис ар-Рафии аль-Кабир». Есть еще много другихученых, называть которых мы сейчас не будем, т.к. это только увеличитразмер книги.
..... я считаю достоверные хадисы достаточными для доказательства и не нужно использовать слабые,т.к. они рождают только подозрения, а как сказал Всевышний: «Ипредположение бесполезно против правды». Пророк, да благословит егоАллах и приветствует, сказал: «Остерегайтесь предположений, ведь, поистине, предположение самое лживое из речей» (Хадис согласован).
Поэтому мы не можем поклоняться Аллаху исходя из недостоверных хадисов,т.к. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, фактическизапретил это в приведенном хадисе. А раз он запретил нам полагаться натакие хадисы, то само собой он запретил действовать нам согласно им.»
«Высказывания Имамов относительно следования Сунне и оставления всего того, что ей противоречит:
Былобы уместным здесь упомянуть некоторые высказывания тех ученых, которыхподражатели, следующие одному какому-то мазхабу, возвели в ранг людей,спустившихся с небес. Может быть это разъяснит им истину.
Аллах Всевышний говорит(прибл.значение): «Олюди! Следуйте тому, что было ниспослано вам от вашего Господа и неследуйте за вашими друзьями помимо него. Мало вы помните!»
А. Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах.
Первыйиз учителей мазхабов - Абу Ханифа Нуман ибн Сабит, о котором егосподвижники собрали много различных высказываний и передали их. Все онисходятся на одном: принимать достоверный хадис и отбросить высказывание Имама, если оно ему противоречит.
1. «Достоверный хадис- это мой мазхаб» (Приводит ибн Абидин в "аль-Хашия", 1/63).
2. «Не берите от меня ничего, не зная доказательство этому» (Приводит ибн Абидин "аль-Хашия Аля аль-бахри ар-Раик", 6/293).
В другой версии добавлено: «Запрещено тому, кто не знает моего доказательства, следовать моим словам"» (Приводит ибн Абидин "аль-Хашия Аля аль-бахри ар-Раик", 6/293).
Еще в одной передачи добавляется: «…, потому что все мы смертные: мы говорим одно мнение, а потом его забираем обратно»(Приводит ибн Абидин "аль-Хашия Аля аль-бахри ар-Раик", 6/293).
В другой передаче: «Горевам! Не записывайте все то, что вы слышите от меня, ведь в одно время ямогу сказать одно и отвергнуть его завтра или завтра я будупридерживаться одного и отклоню его послезавтра»(Приводит ибн Абидин "аль-Хашия Аля аль-бахри ар-Раик", 6/293).
3. «Когдая говорю что-то противоречащее Книге Аллаха и тому, что передано нам отПосланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тоотбрасывайте мои слова» (Привел аль-Фуляни в "альайказ", 50стр).
Малик ибн Анас, да смилуется над ним Аллах
Что касается высказываний имама Малика, да смилуется над ним Аллах, то он сказал:
1. «Я ведь- только смертный и иногда ошибаюсь, а иногда прав. Поэтому изучите мои доказательства и то, что согласно с Книгой Аллаха и Сунной Его Пророка, то берите, а что противоречит им, то отбрасывайте» (Привел ибн Абдуль-Барр в "аль-Джами", 2/32).
2. «Каждый после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, отвергающий и отвергаемый» (Привел ибн Абдуль-Барр в "аль-Джами", 2/91).
3.Ибн Вахб говорил: «Я слышал как Малика спрашивали об очищении во времяаль-вуду между пальцами ног. Он отверг это, сказав: «Люди не должнысовершать это».Я подождал пока толпа вокруг него не стане меньшеи после этого подошел к нему. Я сказал: «Я знаю хадис в доказательствомытья между пальцами ног во время аль-вуду». Имам спросил: «Какое оно?»Я сказал: «Ляйс ибн Саад, ибн Ляхиа и Амр ибн Харрис рассказывали намот Язида ибн Маафири от Абу Абдурахмана аль-Хубули от МуставридаШаддада аль-Кураши, который сказал: «Я видел Посланника Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, протирающего мизинцем между пальцами ног во время аль-вуду».Малик сказал: «Этот хадис является хорошим. Я никогда не слышал о немраньше». Впоследствии я слышал, что Малика спросили об этом же и онответил, что нужно мыть между пальцев» (Введение в "Шарх ва таадиль" ибн Абу Хатима, 31-32).
Шафии.
Что касается высказываний Имама Шафии, то они являются самыми многочисленными и лучшими на эту тему.
1.«Сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,является богатой, так как и спасение для нас. Поэтому если я высказываюсвое мнение или формулирую какое-то правило, если оно противоречитСунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то следуйте заней, это правда и это является моим мнением» ("Тарих ад-Димашк" ибн Асакира, 15/1/3.).
2. «Мусульмане единодушны в том, что если хадис от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ясен для кого-то, то нет причины для него следовать за чем-то еще.»(Аль-Фуляни, 68.)
3.«Если вы найдете в моей книге то, что противоречит Сунне ПосланникаАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то следуйте за тем,что он сказал и оставьте мои слова» (Ан-Навави "Маджмуа", 1/63.).
Ахмад ибн Ханбаль, да помилует его Аллах:
1."Не подражайте мне,не подражайте Малику, Шафии, Авзаи, Саури, а берите от того, от кого взяли они.." ( Ибн аль-Кайим в "иляи аль-маукиин", 3/302).
2. " Не подражайте никому из них, а берите с Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с его сподвижников и их последователей, где человек может выбирать".(Абу Дауд в вопросах Имама Ахмада, 276,277)
3. "Мнение Малика, Авзаи, Абу Ханифы это все лишь мнения, и все это равно в моих глазах. Правда та, где есть восхождение к Пророку". (Ибн Абдуль-Барр в "аль-Джами" ,2/149.)
4. "Тот, кто отказался от хадиса Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, находится на пороге к гибели". (Привел ибн аль-Джаузи в "аль-Манакиб", 182 стр)
Это ясные доказательства того, что необходимодля верующего придерживаться достоверных хадисов и отказываться вданном случае от противоречащего ему мнении какого-то Имама.В данном случае он будет делать то, что сами эти Имамы предписали и,таким образом, здесь нет никакого отрицания какого-то мазхаба и неследования ему. Скорее наоборот, именно такой человек и следует замазхабом в отличии от подражателей, которые берут от Имамов все,как непротиворечащее Сунне так и противоречащее.
Аллах Всевышний сказал в Коране(прибл.значение): "Но нет - клянусь твоим Господом! - не уверуют они, пока не сделают тебясудьей в том, что запутано между ними. Потом они не найдут в самих себезатруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью" (4:65).
А также: "Не делайте обращение к Посланнику Аллаха среди вас таким же, как обращение вас друг к другу. Аллах знает тех из вас, которые пробираются, ища убежища" (24:63).
Хафизибн Раджаб аль-Ханбали, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Поэтомувходит в обязанность тому, кто услышит какое-то высказывание Пророка,да благословит его Аллах и приветствует, или он знал о нем, чтобыобъяснить его людям , даже если это противоречит высказыванию какого-тобольшого ученого. Т.к. достоверный хадис от Пророка, мир ему, сильнее как довод любого высказывания другого ученого.Вот почему, когда подвижники Пророка, да благословит его Аллах иприветствует, опровергали мысли кого-то, проявляя при этом строгость,делали это не из-за ненависти к какому-то человеку, т.к. они любиливсех мусульман, а из-за того, что их любовь к Пророку, даблагословит его Аллах и приветствует, была сильнее и его приказпревосходил любой другой приказ от какого бы то ни было.Следовательно, когда есть высказывание Пророка, да благословит егоАллах и приветствует, и противоречащее ему высказывание кого-тодругого, предпочтение должно отдаваться именно высказыванию Пророка, и именно ему нужно следовать.""