Проблема таклида-слепого подражания

border="0"
??? ???? ?????? ??????
?????? ????? ? ???? ???? ? ?????
????? ???? ??????? ??????? ??? ???? ???? ???? ??? ????? ??? ????? ?????

Проблема таклида-слепого подражания


Хвала Аллаху ????? , Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха ????? от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ????? ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он ????? оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха ?????? ? ???? , и свидетельствуем, что Мухаммад ?????? ??????? ???????? ????????? – раб Аллаха и посланник Его.

А затем:

Ат-Тирмизи ???? ???? и другие ученые передают слова ‘Ади ибн Хатима, да будет доволен им Аллах, который рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прочитал аят:
??????????? ????????????? ??????????????? ?????????? ???? ????? ?????? «Они (люди Писания) признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов» (ат-Тауба 9: 31). Тогда я сказал: “О посланник Аллаха, они не поклонялись им!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Поистине,когда они им что-то разрешали, то они считали это разрешенным, а есличто-то запрещали, то они считали это запретным. В этом и состояло ихпоклонение им»”. ат-Тирмизи 5/278, ат-Табари 10/81, аль-Байхакъи 10/116. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

Проблема "таклида" (слепого следования ч-либо мнению без наличия доказательства,а доводом является Коран и Сунна пророка ?????? ??????? ???????? ????????? с пониманием сподвижников!)и разделение на мазхабы игруппы -существует с давних пор и особенно обострена в наши дни.Этобольшое бедствие для мусульман! И со слов Шейхуль-Ислам Ибн Таймии ???? ???? :

«Тот, кто обязывает слепо следовать только за определенным имамом, должен покаяться, а иначе должен быть казнен,поскольку это уже соучастие наряду с Аллахом ?? ??? в установлении законов, что является одной из особенностей Аллаха ?? ??? – установление шариата (таухид ар-рубубия)».

Т.е. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия ???? ???? говорит о том, что если человек сознательно обязывает людей тем, чем не обязал их Аллах ?????? ? ???? и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха), то он впадает в неверие, поскольку узаконивает в религии то, чего не узаконили Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха).И если он не покается и не отречется от этого после предоставления емудовода, то правитель мусульман должен его казнить как вероотступника.

А обязал нас Аллах ?????? ? ???? следующим:

???? ????????? ????????? ????????? ????????? ??????? ????? ?????? ????? ?????????? ?????????
«Ине будьте в числе многобожников, из тех, которые разделили свою религиюи стали партиями, каждая из которых радуется тому, что имеет» (Рум 30:32).

?????????????? ???????? ?????? ???????? ????? ????????????
«Держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (Али ‘Имран 3: 103).
Некоторые ученые сделав тафсир к этому аяту,сказали"Вервь Аллаха"-это Куран (Катада ???? ???? и его поколение)

??????????? ??? ??????? ????????? ???? ?????????? ????? ???????????? ??? ???????
«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными покровителями, помимо Него» (аль-А’раф 7: 3).

?????????????? ??? ??????????? ??????? ???????????? ?????? ?????? ??????????????? ??? ????????? ??? ??????????? ??????? ??????? ?????????????????????? ??????????
«Но нет –клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока не изберут тебя судьейво всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душестеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (ан-Ниса 4: 65).

????? ???????? ?????????? ????????? ????? ????????? ?????? ??????????
«Берите же то, что дал вам посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (аль-Хашр 59: 7).

Таким образом,основа религии-это Куран и Сунна!Слепо следовать нам не только позволяется,но и вменяется в обязанность(важб)только за господином посланников,нашим любимым пророком Мухаммедом ?????? ??????? ???????? ?????????! Все остальное может приниматься либо отвергаться.

И поэтому имам Абу Ханифа ???? ???? говорил: «Это мое мнение, а если у кого-то будет лучшее, я приму его». И остальные имамы говорили так же: «Мы пришли к такому мнению. Кто хочет, пусть его примет, а кто не желает – оставит».

Великие ученые Ибн ‘Абдуль-Барр ???? ???? и Ибн Таймия ???? ???? , да смилуется над ними Всевышний ?????? ? ???? , говорили: "Недолжно быть чьих-то мнений, если есть мнение посланника Аллаха (мир емуи благословение Аллаха). Правильным будет взять Сунну и действовать всоответствии с ней. Так должен поступать каждый мусульманин!"

Санад ибн ‘Инан (да смилуется над ним Аллах) в своем комментарии к книге «Мудауана Малик» сказал следующее:"Следование же мазхабу только определенного человека – это ересь (бид’а), поскольку мы точно знаем, что во времена сподвижников никаких мазхабов не было!Известно, что все они обращались за решением только к Корану и Сунне, ав случае отсутствия доказательства обращались к тому, к чему приходилипутем глубокого изучения. Таким же образом поступали последователисподвижников (таби’ун)".

Абу Касим аль-Кушайри (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Долгстремящихся к истине состоит в том, чтобы следовать за тем, кто никогдане ошибается, и избегать подражания тому, кому позволено ошибаться.Давайте сопоставлять с Кораном и Сунной то, что пришло к нам от имамов:все, что подходит – принимаем, что не подходит – отвергаем>>.

Аш-Ша’рани ???? ???? в своей книге «аль-Мизан» пишет, что Абу Дауд ???? ???? сообщил: «Яспросил имама Ахмада: «За кем лучше следовать: за аль-Ауза’и илиМаликом?» На это имам ответил: «Не делай свою веру подражанием никомуиз них. Возьми то, что передается со слов посланника Аллаха (мир ему иблагословение Аллаха) и его сподвижников, да будет доволен ими Аллах,затем от таби’унов. Но не подражай ни мне, ни Малику, ни Абу Ханифе, ниаш-Шафи’и, ни аль-Ауза’и, ни ас-Саури, да смилуется над ними Аллах, нобери из того источника, откуда брали они! На неграмотность человекауказывает его слепое подражание кому-то в своей религии».

«Не преуспеют последние из этой общины, кроме как на том, на чем преуспели первые».(Малик ???? ???? )

Пойми, что знание – это только то,
Когда ты знаешь: так сказал Аллах,
Вот так – пророк, и так – сподвижники.
Знай это безо всякого сомнения!
(один из ученых)

Более подробно на тему таклида читайте здесь,иншаАллах:
http://livetoislam.com/index.php?option=com_content&task=view&id=67&Itemid=42#_ftnref39

bismillah2

aselam

В книге «ат-Тафхимат» 1/309 (шейха ад-Дахляуи) говорится:

«Те,кто называет себя факъихами, хотя предпочитают делать такълид и неотступаются от мнения своих имамов, даже если оно будет опровергнутодостоверным хадисом, – это глупые и неразумные люди, находящиеся взаблуждении. А ведь истина так ясна и понятна!

Яберу в свидетели Аллаха, что Всевышний – могущественен и справедлив, Онпревыше того, чтобы сперва обязать людей жить по Его шариату до Судногодня, а затем сделать их слепыми и неграмотными до такой степени, чтоони не в состоянии отличить истину ото лжи. Наоборот, Всевышний открыли разъяснил истину для всех, и лишь самые непокорные – единственные,кто заслуживает погибели. Поэтому Он ниспослал ясную Книгу, которуюнельзя спутать с речью людей и предохранил Коран от всяческих искажений.

Крометого, Всевышний вложил в уста Своего посланника (мир ему иблагословение Аллаха) разъяснение шариатских положений и мудрыеизречения. Огромная часть хадисов приводится по множеству надежных идостоверных путей. Большинство ученых знают такие хадисы и опираются наних в своих суждениях, поэтому если чье-то мнение противоречит им, тотакое мнение не принимается.

Помимо распространенных хадисов,есть и редкие, обычно они известны только большим ученым, специалистамв области хадисоведения, а простые люди с ними не знакомы. Если такойхадис приводят надежные, заслуживающие доверия передатчики, то онсчитается достоверным (либо просто «хорошим»). Таким хадисомобязательно нужно пользоваться, поэтому стремись изучать и исполнятьих!»

«Яберу в свидетели Аллаха, что нет повелителя, кроме Аллаха, и нетвласти, кроме как у Аллаха. Именно Всевышний определяет, что являетсяобязательным (фард, уаджиб), рекомендуемым (мандуб, мустахабб) и разрешенным (мубах), а что является нежелательным (макрух) и запрещенным (харам).Эти нормы Аллах ниспослал для людей на языке того, кого он избрал дляпророческой миссии. И если какой-то человек начинает от себя, безвсякого доказательства, заявлять, что такое-то действие является обязательным, а другое – запретным или греховным, тот он возводит ложь на Аллаха.

??????????????? ????? ?????? ?????????????? ????????? ?????? ??????????????? ??????? ?????????????? ????? ?????? ????????? ????? ???????????????????? ????? ?????? ????????? ??? ???????????

«Неговорите своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то –запретно, и не возводите ложь на Аллаха. Воистину, не преуспеют те,которые возводят ложь на Аллаха» (ан-Нахль, 116).

«Когда я закончил читать книгу молитвы в «ат-Таргиб ва ат-тархиб»Хафиза аль-Мунзири и объяснил ее своим ученикам четыре года назад, длянас стала ясным важность молитвы в Исламе и награда за то, каккачественно совершил молитву Аллаху человек в соответствии с СуннойПророка, да благословит его Аллах и приветствует. Про это он, даблагословит его Аллах и приветствует, указал в своем высказывании: «Воистину,совершает молитву Аллаху Его раб так, что не остается емувознаграждения кроме как одна десятая или одна девятая, одна шестая,одна пятая, четверть, треть и половина от возможного вознаграждения»( "Сахих Абу Дауда".)

Поэтому,я напомнил братьям, что надо совершать нашу молитву так, как этовозможно, т.е. не забывая все детали ее, а также дуа (просьбы) и зикры(восхваления), чтобы это отделило нас от наших плохих деяний и мыполучили должное вознаграждение, про которое было упомянуто в хадисах.Однако молитва, как можно близкая к молитве Пророка, да благословит егоАллах и приветствует, вряд ли будет доступна в настоящее время длябольшинства верующих. Даже для ученых. Это из-за их крайнего подражания какому-то определенному мазхабу. Но каждый стремящийся к знанию знает, что в каждом мазхабе есть вещи, которых нет в других мазхабах,и есть хадисы, которые невозможно возвести к Пророку, да благословитего Аллах и приветствует. Они не найдены в высказываниях позднихученых. Ученые по хадису (мухаддисы), да смилуется над ними Аллах,проверили и изучили все наиболее важные книги ранних ученых и сделали тахридж на каждый хадис, т.е. такой-то хадис они отнесли к слабому, такой-то к достоверному и хорошему. Вот некоторые примеры таких книг: «аль-Инайа фи марифах ахадис аль-хидайа» и «ат-Турук аль-васаиль фи тахридж ахадис хуласа ад-Далаиль» шейха Абдуль-Кадира ибн Мухаммеда аль-Кураши аль-Ханафи; «Насб ар-Райах ли ахадис аль-хидайа» Хафиза Зайлаи и его сокращенной версией «ад-Дирайа»Хафиза ибн Хаджара аль-Аскалани, который также написал «Талхисаль-Хабир фи тахридж ахадис ар-Рафии аль-Кабир». Есть еще много другихученых, называть которых мы сейчас не будем, т.к. это только увеличитразмер книги.

..... я считаю достоверные хадисы достаточными для доказательства и не нужно использовать слабые,т.к. они рождают только подозрения, а как сказал Всевышний: «Ипредположение бесполезно против правды». Пророк, да благословит егоАллах и приветствует, сказал: «Остерегайтесь предположений, ведь, поистине, предположение самое лживое из речей» (Хадис согласован).

Поэтому мы не можем поклоняться Аллаху исходя из недостоверных хадисов,т.к. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, фактическизапретил это в приведенном хадисе. А раз он запретил нам полагаться натакие хадисы, то само собой он запретил действовать нам согласно им.»

«Высказывания Имамов относительно следования Сунне и оставления всего того, что ей противоречит:

Былобы уместным здесь упомянуть некоторые высказывания тех ученых, которыхподражатели, следующие одному какому-то мазхабу, возвели в ранг людей,спустившихся с небес. Может быть это разъяснит им истину.

Аллах Всевышний говорит(прибл.значение): «Олюди! Следуйте тому, что было ниспослано вам от вашего Господа и неследуйте за вашими друзьями помимо него. Мало вы помните!»

А. Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах.

Первыйиз учителей мазхабов - Абу Ханифа Нуман ибн Сабит, о котором егосподвижники собрали много различных высказываний и передали их. Все онисходятся на одном: принимать достоверный хадис и отбросить высказывание Имама, если оно ему противоречит.

1. «Достоверный хадис- это мой мазхаб» (Приводит ибн Абидин в "аль-Хашия", 1/63).

2. «Не берите от меня ничего, не зная доказательство этому» (Приводит ибн Абидин "аль-Хашия Аля аль-бахри ар-Раик", 6/293).

В другой версии добавлено: «Запрещено тому, кто не знает моего доказательства, следовать моим словам"» (Приводит ибн Абидин "аль-Хашия Аля аль-бахри ар-Раик", 6/293).

Еще в одной передачи добавляется: «…, потому что все мы смертные: мы говорим одно мнение, а потом его забираем обратно»(Приводит ибн Абидин "аль-Хашия Аля аль-бахри ар-Раик", 6/293).

В другой передаче: «Горевам! Не записывайте все то, что вы слышите от меня, ведь в одно время ямогу сказать одно и отвергнуть его завтра или завтра я будупридерживаться одного и отклоню его послезавтра»(Приводит ибн Абидин "аль-Хашия Аля аль-бахри ар-Раик", 6/293).

3. «Когдая говорю что-то противоречащее Книге Аллаха и тому, что передано нам отПосланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тоотбрасывайте мои слова» (Привел аль-Фуляни в "альайказ", 50стр).
Малик ибн Анас, да смилуется над ним Аллах

Что касается высказываний имама Малика, да смилуется над ним Аллах, то он сказал:

1. «Я ведь- только смертный и иногда ошибаюсь, а иногда прав. Поэтому изучите мои доказательства и то, что согласно с Книгой Аллаха и Сунной Его Пророка, то берите, а что противоречит им, то отбрасывайте» (Привел ибн Абдуль-Барр в "аль-Джами", 2/32).

2. «Каждый после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, отвергающий и отвергаемый» (Привел ибн Абдуль-Барр в "аль-Джами", 2/91).

3.Ибн Вахб говорил: «Я слышал как Малика спрашивали об очищении во времяаль-вуду между пальцами ног. Он отверг это, сказав: «Люди не должнысовершать это».Я подождал пока толпа вокруг него не стане меньшеи после этого подошел к нему. Я сказал: «Я знаю хадис в доказательствомытья между пальцами ног во время аль-вуду». Имам спросил: «Какое оно?»Я сказал: «Ляйс ибн Саад, ибн Ляхиа и Амр ибн Харрис рассказывали намот Язида ибн Маафири от Абу Абдурахмана аль-Хубули от МуставридаШаддада аль-Кураши, который сказал: «Я видел Посланника Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, протирающего мизинцем между пальцами ног во время аль-вуду».Малик сказал: «Этот хадис является хорошим. Я никогда не слышал о немраньше». Впоследствии я слышал, что Малика спросили об этом же и онответил, что нужно мыть между пальцев» (Введение в "Шарх ва таадиль" ибн Абу Хатима, 31-32).

Шафии.

Что касается высказываний Имама Шафии, то они являются самыми многочисленными и лучшими на эту тему.

1.«Сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,является богатой, так как и спасение для нас. Поэтому если я высказываюсвое мнение или формулирую какое-то правило, если оно противоречитСунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то следуйте заней, это правда и это является моим мнением» ("Тарих ад-Димашк" ибн Асакира, 15/1/3.).

2. «Мусульмане единодушны в том, что если хадис от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ясен для кого-то, то нет причины для него следовать за чем-то еще.»(Аль-Фуляни, 68.)

3.«Если вы найдете в моей книге то, что противоречит Сунне ПосланникаАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то следуйте за тем,что он сказал и оставьте мои слова» (Ан-Навави "Маджмуа", 1/63.).

Ахмад ибн Ханбаль, да помилует его Аллах:

1."Не подражайте мне,не подражайте Малику, Шафии, Авзаи, Саури, а берите от того, от кого взяли они.." ( Ибн аль-Кайим в "иляи аль-маукиин", 3/302).

2. " Не подражайте никому из них, а берите с Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с его сподвижников и их последователей, где человек может выбирать".(Абу Дауд в вопросах Имама Ахмада, 276,277)

3. "Мнение Малика, Авзаи, Абу Ханифы это все лишь мнения, и все это равно в моих глазах. Правда та, где есть восхождение к Пророку". (Ибн Абдуль-Барр в "аль-Джами" ,2/149.)

4. "Тот, кто отказался от хадиса Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, находится на пороге к гибели". (Привел ибн аль-Джаузи в "аль-Манакиб", 182 стр)

Это ясные доказательства того, что необходимодля верующего придерживаться достоверных хадисов и отказываться вданном случае от противоречащего ему мнении какого-то Имама.В данном случае он будет делать то, что сами эти Имамы предписали и,таким образом, здесь нет никакого отрицания какого-то мазхаба и неследования ему. Скорее наоборот, именно такой человек и следует замазхабом в отличии от подражателей, которые берут от Имамов все,как непротиворечащее Сунне так и противоречащее.

Аллах Всевышний сказал в Коране(прибл.значение): "Но нет - клянусь твоим Господом! - не уверуют они, пока не сделают тебясудьей в том, что запутано между ними. Потом они не найдут в самих себезатруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью" (4:65).

А также: "Не делайте обращение к Посланнику Аллаха среди вас таким же, как обращение вас друг к другу. Аллах знает тех из вас, которые пробираются, ища убежища" (24:63).

Хафизибн Раджаб аль-Ханбали, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Поэтомувходит в обязанность тому, кто услышит какое-то высказывание Пророка,да благословит его Аллах и приветствует, или он знал о нем, чтобыобъяснить его людям , даже если это противоречит высказыванию какого-тобольшого ученого. Т.к. достоверный хадис от Пророка, мир ему, сильнее как довод любого высказывания другого ученого.Вот почему, когда подвижники Пророка, да благословит его Аллах иприветствует, опровергали мысли кого-то, проявляя при этом строгость,делали это не из-за ненависти к какому-то человеку, т.к. они любиливсех мусульман, а из-за того, что их любовь к Пророку, даблагословит его Аллах и приветствует, была сильнее и его приказпревосходил любой другой приказ от какого бы то ни было.Следовательно, когда есть высказывание Пророка, да благословит егоАллах и приветствует, и противоречащее ему высказывание кого-тодругого, предпочтение должно отдаваться именно высказыванию Пророка, и именно ему нужно следовать.""

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика