Аайат аль-Курсий Суурат аль-Бакара [2:255]
Аайат аль-Курсий Суурат аль-Бак'ара [2:255]
Абу Умаама (Рад'и-йаллааху ‘анху) передал, что Посланник Аллааха (?алл Аллааху 'Алейхи уа Саллам) сказал: "Любого, читающего аайат "аль-Курсий" после каждой обязательной молитвы, от Рая отделяет только смерть".(Ибн Хиббаан в [I]"Китааб аль-Саляа", аль-Мунз'ири, Ибн 'Абд аль-Хаади,Ибн Кас'иир и аль-Албаани классифицировали этот хадиис как сахиих)
Абу Хурейра (Рад'и-йаллааху ‘анху) передал: "Пророк Аллаха(?алл Аллааху 'Алейхи уа Саллам) велел мне охранять продукты, с которыхбыл выплачен закаа в месяц Рамад'аан. Вдруг кто-то подошёл ко мне истал красть съестные припасы. Я схватил его и сказал: "Я отведу тебя кПосланнику Аллааха!" (в одной из версий хадииса сообщается, что это происходило три дня подряд). Тогдаэтот человек сказал мне: "(Пожалуйста, не отводи меня к ПосланникуАллааха, а я тебе сообщу несколько слов, за которые тебя вознаградитАллаах). Когда ты ложишься спать, читай аайат "аль-Курсий", поскольку(прочитав его) с тобой будет защитник, посланный Аллаахом, которыйбудет охранять тебя всю ночь, и шайтаан не приблизится к тебе до зари". (Когдая рассказал об этом случае Пророку (?алл Аллааху 'Алейхи уа Саллам)) он(?алл Аллааху 'Алейхи уа Саллам) сказал (мне): "Он сказал правду, хотяон и лжец. Это был шайтаан". (аль-Букхаари, 61/530)
Аллааху Ляа 'Иляаха 'Илляа Хууа Аль-Хаййю Аль-К'аййюуму ЛяаТа'кхуз'уху Синатун Уа Ляа Наумун Ляху Маа Фии Ас-Самаауаати Уа Маа ФииАль-'Ард'и Ман З'аа Аль-Лаз'ии Йашфа`у `Индаху 'Илляа Би'из'нихиЙа`Ляму Маа Байна 'Айдиихим Уа Маа Кхальфахум Уа Ляа ЙухиитуунаБишай'ин Мин `Ильмихи 'Илляа Бимаа Шаа'а Уаси`а КурсиийухуАс-Самаауаати Уа Аль-'Ард'а Уа Ляа Йа'уудуху ХифЗ'ухумаа Уа ХууаАль-`Алиийю Аль-`АЗ'ыиму
Аллаах! Ляа 'Иляаха 'Илляа Хууа (нет божества, кроме Него), Живого,Вседержителя (Поддерживающего жизнь). Им не овладевают ни дремота, нисон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станетзаступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее ипрошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. ЕгоПрестол (Подножие Трона) объемлет небеса и землю, и не тяготит Егооберегание их. Он – Возвышенный, Великий.
Тафсиир
'Абд ал-Рахмаан ибн Наа?ир ас-Са'ади
Как сказал Пророк Мухаммад, это – величайший из куранических аайат,потому что он содержит в себе свидетельства единобожия, а также величияи безграничности качеств Всевышнего Создателя.
Аллаах обладает всеми божественными качествами и являетсяЕдинственным, Кто заслуживает обожествления и поклонения, и поэтомуобожествление других существ несправедливо и бесполезно.
Живой – одно из прекрасных имен Аллааха. Оно означает,что Аллаах объединяет в Себе самые прекрасные признаки жизни, средикоторых – слух, зрение, могущество, воля и другие качества, связанные сЕго сущностью.
Поддерживающий жизнь – еще одно прекрасное имя Аллааха.Оно означает, что Он совершает самые совершенные дела. Он являетсяСамодостаточным Властелином и не нуждается в творениях, но создает их,поддерживает их существование и обеспечивает их всем необходимым.
Совершенная жизнь и самодостаточность Аллааха проявляются втом, что Его никогда не одолевают ни дремота, ни сон. Эти явлениясвойственны творениям – им присущи усталость, слабость и бессилие.Однако они совершенно чужды Аллааху, обладающему величием, могуществоми великолепием.
Аллаах сообщил, что Ему принадлежит власть над небесами иземлей. Все творения – рабы Аллааха, и никто из них не способенизбавиться от этой зависимости. Всевышний сказал: «Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба» (19:93).
Аллаах владеет Своими рабами и обладает властью, могуществом,величием и другими качествами Властелина и Правителя. Совершенство Еговласти проявляется в том, что никто не способен ходатайствовать передНим без Его позволения. Все славные творения и заступники являются Егорабами и не могут заступиться за других, пока Аллаах не позволит имсделать это. Всевышний сказал: «Скажи: «Аллааху принадлежитзаступничество целиком. Ему принадлежит власть над небесами и землей, ик Нему вы будете возвращены» (39:44).
Аллаах позволяет ходатайствовать только за тех, кем Он доволен,а доволен Он только теми, кто исповедует единобожие и следует путем Егопосланников, и если человек не обладает этими качествами, то для негонет никакой доли в заступничестве.
Затем Аллаах поведал о Своем безграничном и всеобъемлющемзнании, благодаря которому Ему известно обо всем, что ожидает творенияв будущем, каким бы далеким оно не представлялось, и обо всем, чтопроизошло с творениями в прошлом, каким бы далеким оно не было. Ничтонельзя утаить от Аллаха, Которому известно даже то, что украдкойподсматривают взоры, и то, что сокрыто в сердцах. Что же касаетсятворений, то они способны постичь из недр Божьего знания только то, чтопожелает Аллаах. Он научил их религиозным предписаниям и вселенскимзаконам, однако эти познания – всего лишь крошечная частица, котораябуквально исчезает в океане божественного знания Великого Творца.Именно поэтому посланники и ангелы, которые лучше всех остальныхтворений осведомлены об Аллаахе, говорили: «Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый» (2:32).
Затем Аллаах возвестил о Своем могуществе и величии,свидетельством которого является Престол, объемлющий небеса и землю.Аллаах оберегает небеса и землю, а также населяющие их творенияблагодаря установленному вселенскому порядку и определенным законам, покоторым живут творения. Однако это совершенно не обременяет Его,поскольку Его могущество совершенно, власть безгранична, а предписанияпреисполнены мудрости.
Одним из Его прекрасных имен является имя Возвышенный. Своейсущностью Он находится над творениями, Его качества преисполненывеличия, Его могуществу покорны все создания и существа, Ему подвластныи послушны все рабы. Еще одним Его именем является имя Великий. Онобъединяет в себе все качества величия, почета, великолепия и славы,благодаря чему сердца проникаются к Нему любовью, а души – почтением.Обладающие истинным знанием прекрасно знают, что величие любоготворения, пусть даже самого прославленного и великого, ничтожно посравнению с величием Возвышенного и Великого Господа.
Этот аайат действительно обладает славным и восхитительнымсмыслом и заслуживает называться самым великим из куранических аайат. Иесли человек читает его, размышляя над его значением и постигая егосмысл, то его сердце наполняется убежденностью, знанием и верой,благодаря чему он защищает себя от злых происков сатаны.