Обстоятельства,обязывающие к совершению полного омовения:
1. Семяизвержение.Доказательством этого являются слова Пророка, да благословит его Аллахи приветствует: "Вода (гусль) вследствие воды (выделения семени)".
2. Половое сношение. Пророк,да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если он расположилсямежду ее четырьмя конечностями, затем приложил усилия (пытаясьсовершить совокупление), то совершение полного омовения становитсядля него обязательным" (текст хадиса согласован). В версии, приведеннойМуслимом, добавлено "даже если не произошло семяизвержения".
3. Принятие Ислама неверующим или вероотступником (муртадд). Согласнонаиболее достоверному мнению, принятие религии обязывает к совершениюполного ритуального омовения принявшим ее вне зависимости от того,произошло ли с ним до его вхождения в Ислам что-либо, делающеенеобходимым совершение гусля (семяизвержение, менструальноекровотечение и т.д.) или нет. Данного мнения придерживались ИмамыМалик и Ахмад, приводя в качестве довода хадис Самамы Ибн Асаль (№99), с достоверностью основы которого согласились оба имама, и хадисКъайса Ибн Асима[1], обоим из которых при принятии ими Ислама Пророк,да благословит его Аллах и приветствует, повелел совершить полноеомовение. Как известно, повеление Пророка, да благословит его Аллах иприветствует, является обязательным к выполнению, если отсутствуютдругие доказательства, опровергающие обязательность данногоповеления. Некоторые ученые, считающие необязательным совершениеполного омовения в случае принятия Ислама, основывают свою точкузрения на том, что в день взятия мусульманами Мекки Ислам приняламасса людей, и если бы всем им было повелено совершить гусль, то этообязательно нашло бы отражение в многочисленных сообщениях по этомуповоду, которые были бы переданы многими путями от многих сподвижников.Однако это не является твердым доказательством, так как кописываемому времени люди уже были хорошо знакомы с законоположениемо совершении полного омовения в случае принятия Ислама, следовательно,необходимости в напоминании об этом каждому из них не было. ПриказПророка, да благословит его Аллах и приветствует, отданный одному изчленов его уммы, (хадис Самамы, № 99), распространяется на всю умму(общину последователей). Из сказанного необходимо извлекать его общийсмысл, а не ограничиваться лишь узким пониманием фразы и связыванием еелишь с конкретным случаем.
4. Прекращение менструаций или послеродовых кровотечений. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "…когда они (то есть менструальные дни) проходят, совершай гусль".
5. Смерть.Тело умершего мусульманина обязательно должно быть обмыто, так какПророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал женщинам,обмывавшим его умершую дочь: "…Обмойте ее трижды или пятикратно"(текст хадиса согласован).
Ряд ученых считает такжеобязательным совершение полного омовения каждую пятницу передвыполнением пятничного намаза. В качестве доказательства они приводятслова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Пятничный гусль обязателен для каждого половозрелого'' (текст хадиса согласован), а также его слова "…Когда наступает пятница, совершайте гусль". Однакоправильным, а Аллаху ведомо лучше, является мнение, к которомусклоняется большинство ученых, и среди них четыре Имама, чтосовершение полного омовения в пятницу до пятничного намаза являетсяжелательным (мустахабб), а не обязательным. Доводов, отклоняющихобязательность пятничного гусля, много. Среди них:
а) Высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, – переданное в хадисе от Самуры, да будет доволен им Аллах: "Если человек совершит в пятницу малое омовение, то это – благо, если же совершит большое омовение, то оно предпочтительнее". Тоесть совершивший вуду' (малое омовение), тем самым уже последовалСунне, и прекрасно действие, совершенное согласно Сунне. Но тому, откого исходит запах пота или другой неприятный запах, доставляющийнеудовольствие молящимся и ангелам, следует совершать гусль. Данноемнение подтверждает хадас от Айши, да будет доволен ею Аллах, котораярассказывала: "Иногда люди приходили на пятничную молитву из своихдомов, а иногда из окрестностей. Они приходили в шерстяных плащах('аба), выпачканные пылью, и от них исходил неприятный запах. АПосланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им:"О, если бы вы очищались к этому вашему дню".
б) Хадис марфу’переданный Абу Хурейрой, где приводятся следующие слова Пророка, доблагословит его Аллах и приветствует: "Тот, кто совершит малоеомовение должным образом, а затем придет на пятничную молитву,послушает и прислушается, тому будет прощено" (хадис привел Муслим).Этот хадис указывает на то, что совершения малого омовения достаточно.
в) Хадис Ибн Аббаса, где сообщается, что, когда его спросилио том, обязателен ли пятничный гусль, он ответил: "Нет, однакосовершение гусля – чище".
Джунуб – человек, находящийся всостоянии аль-джанаба[2]. В буквальном переводе слово "джанаба"означает отдаленность. Подобное название этого состояния может бытьсвязано с тем, что находящийся в нем человек (джунуб) принужденотдаляться от некоторых видов поклонения и мест их совершения. Такжесуществует точка зрения, объясняющая подобное название сего состояниятем, что сперма человека, вступающего в него, покидает места своегопребывания, отдаляясь от них. Аллах Всевышний сказал: "…и ненаходящимися в аль-джанаба – кроме как будучи проходящими путь, покане омоетесь" (4:43).
Человеку, вступившему в большой хадас,причиной которого является состояние аль-джанаба либо менструация,запрещено пребывание в мечети. Однако это дозволено человеку,который, находясь в состоянии аль-джанаба, совершит малое омовение,ибо так поступили молодые люди из числа сподвижников Пророка, даблагословит его Аллах и приветствует. Находящимся в состоянииаль-джанаба и женщинам во время месячных разрешено входить в мечетьили проходить через нее в случае, если возникла необходимостьчто-нибудь взять из нее или оставить. Это подтверждается рядом хадисов,которые будут приведены позднее, если на то будет воля Аллаха.
Мудрый смысл предписания о полном омовении, совершаемом для освобождения от состояния
аль-джанаба
Всевышний Аллах сказал: "И когда вы в состоянии аль-джанаба, очищайтесь". Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Это чище и приятнее для вас".
Очищениеводой восстанавливает силы, утраченные организмом в результатесемяизвержения. Потеря телесных сил приводит к усталости и леня,очищение же водой (гусль) возвращает телу свежесть и бодрость.
Кзаконоположениям, связанным с человеком, находящимся в состоянииаль-джанаба и в большом хадасе вообще, относится запрет на чтениеСвященного Корана. Таково правильное мнение. Оно основывается насловах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Таковое длятех, кто не находится в состоянии аль-джанаба" , произнесенных импосле прочтения отрывка из Корана, и хадисе от Али, да будет доволен имАллах, который сказал: "Пророк, да благословит его Аллах иприветствует, читал нам Коран, когда он не был в состоянииаль-джанаба". Шейх Такъию-д-Дин сказал: '"Ученые-имамы единодушны(иджма') в том, что чтение Корана человеком, находящимся в состоянииаль-джанаба, недопустимо…". Однако по поводу данного единодушия естьнекоторые возражения. Так, Аль-Бухари приводит сообщение о том, что ИбнАббас не видел ничего плохого в чтении Корана человеком в состоянииаль-джанаба. Аль-Албани в "Ирва'у-ль-Галиль" (1/ 244) пишет: "Чтокасается сообщения от Ибн Аббаса, то Аль-Мунзир привел с непрерывнымиснадом версию этого сообщения, где говорится о том, что Ибн Аббасчитал на ночь нечто из Корана, находясь в состоянии аль-джанаба".
------------------------------- -------------------------------------------------
[1] Аль-Албани подтвердил достоверность хадиса в "Ирва'у-ль-Галиль"(1/164). Он пишет: «В хадисе Аль-Къайса приводятся его слова: «Я пришелк Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, желая принятьИслам, и он повелел мне совершить полное омовение водой и лотосом».Иснад данного хадиса достоверен, о чем я уже говорил в «Сахихе АбуДауда» (№ 381)».
[2] Алъ-Джанаба – состояние, в которомнаходится человек после выделения спермы или же совокупления и вкотором продолжает пребывать до тех пор, пока не совершит полноеомовение.
Аль-Хафиз Ибн Хаджар
"ДОСТИЖЕНИЕ ЖЕЛАЕМОГО