Вся хвала Аллаху.Аль – Хаким передал в al-Mustadrak (4/359), что Анас ибн Малик(радиа ллаху анху) сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллахи приветствует) сказал: «Наступит время когда люди будут сидеть вкругах в мечети и они не будет заняты ничем кроме этого мира. Аллах ненуждается в них, поэтому не сидите с ними» Это достоверный хадис,несмотря на то, что Бухари и Муслим не приводили его. Аз-Захаби сказалв al-Talkhees что он сахих»
Этот хадис указывает на то, что это порицаемое дело неприемлемо,потому что мечети не построены для этого. Аллах приказал, чтобы вмечетях поминали Его и в них собирались для совершения молитвы и актовпоклонения и послушания Ему, например Итикаф (уединение для размышленийи поклонении) и различные виды зикра, например чтение Корана итребование знаний»
Также, имеется хадис о том, что нам приказано повторять слова азаназа муаззином, и это мустахаб и побуждаемое дело, и является примеромтого, как следует вести себя во время азана. Некоторые людипренебрегают этим, и не понимают какую награду они упускают и как онивиновны.
Что за сердца у них?!
Они слышат поминание Аллаха, а затем отворачиваются от Него и этоне имеет никакого влияния на их сердца, не вызывает в них страха передНим и не заставляет их дослушать до конца.
В одном из хадисов переданных имамом Муслимом в Сахихе (384) от ибнАмр ибн аль Аса (радиа ллаху анху), который передал, что слышал какПророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда выслышите азан, то повторяйте слова за муаззином, затем посылайтеблагословления мне, ведь кто пошлет мне благословления, тому Аллах (вответ) пошлет десятикратное благословления. Затем попросите Аллахадаровать мне al-waseelah, потому что это степень в Раю, которую Аллахдарует только одному из рабов, и я надеюсь, что я буду этим рабом. Ктопопросит о al-waseelah для меня, тому будет даровано моезаступничество»
Что касается приветствий и рукопожатий, то в этом нет ничегонеправильного, ведь это акт послушания приказам Аллаха. И ет ничегопротиворечащего тому, чтобы повторять за муаззином, потому что этоможно делать одновременно.
Мусульманам следует остерегаться всего что может мешать илибеспокоить того, кто пришел в мечеть для поклонения. К ним относятся текто читает Коран, молящийся или поминающий Аллаха в мечети.
Разговоры о мирских делах в мечетях относятся к деяниям сатаны, потому что отвлекают от правильного поклонения.
Не разрешено мешать другим, даже читая Коран. Что же можно сказатьо других случаях? Ahmad ibn Shu’ayb al-Nisaa'i передал в al-Sunanal-Kubra (5/32) в главе Dhikr Qawl al-Nabi Laa yajhar ba’dukam ‘alaba’din fi’l-Qur’aan (Упоминание о словах Пророк (да благословит егоАллах и приветствует) . Не следует мешать другому громким чтениемКорана» приводится сообщение от Abu Haazim al-Timaar от al-Bayaadi, чтоПророк (да благословит его Аллах и приветствует) вышел и увидел, чтолюди молятся и читают громким голосом. Он сказал: «Молящийсяразговаривает со своим Господом, потому пусть думает о том, что онговорит Ему. Не соревнуйтесь друг с другом в громком чтении Корана»
Ibn Muhayreez сказал: «Разговор в мечети это пустословие, кромепоминания Господа, просьбы о помощи и оказания помощи» (Musannaf ‘Abdal-Razzaaq, part 8, Baab Kalaam ‘Ikrimah).
Ibn al-Haaj сказал в отношении манер мусульманина в мечети:«Следует избегать пустословия в мечети или разговоров о том, что его некасается, потому что имеются сообщения о том, что разговор в мечети очем либо, что не касается Следующего мира, подобен огню в сухих дровах,который пожирает хасанаты. Поэтому, следует избегать этого, чтобы неполучилось так, как будто он вышел торговать и вернулся потеряв все.(al-Madkhal by Ibn al-Haaj, part 1, al-Sunnah fi’l-Mashiyila’l-Masjid).
Аллаху известно лучше.
Да благословит Аллах Мухаммада. Хвала Аллаху Господу Миров.