Фетва в отношении мультфильмов
Вопрос: Что вы можете сказать в отношении мультфильмов для детей? Являются ли они запрещенными в Исламе?
Вся хвала Аллаху.
Во первых:
Известно что Исламзапретил создание изображений, рисование и создание скульптуродушевленных созданий Аллаха; на этот счет имеется строгоепредупреждение.
Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самому мучительномунаказанию в День Суда подвергнуться люди создающие изображения» (Бухари5950, Муслим 2109)
Смотрите также ответы на вопросы: 7222 и 39806.
Ислам сделал исключение из этого запрета в отношении изображений с которыми играют дети.
Передано, чтоАиша (да будет доволен ей Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (даблагословит его Аллах и приветствует) вернулся из похода на Табук илиХайбар и у нее в палатке была занавесь. Подувший ветер отдернул верхэтой занавеси и показал «дочерей» Аишы т.е. ее кукол. Он спросил: «Чтоэто, о Аиша?» Она ответила: «Мои дочери». Он увидел среди них лошадь скрыльями. Он спросил: «А что это я вижу там?» Она ответила: «Лошадь» Онспросил: «А что на ней?» «Два крыла». Он спросил: «Лошадь с крыльями?»Она ответила: «Разве ты не слышал, что у Сулеймана была лошадь скрыльями?» И он улыбнулся так широко, что я увидела его коренные зубы»Abu Dawood (4932), оценен сахих al-Iraaqi в Takhreej al-Ihya’ (2/344) ишейхом Албани в Saheeh Abi Dawood.
Аль Хафиз ибн Хаджар сказл в Fath al-Baari (10/527):
Этот хадис являетсядоказательством того, что разрешены игрушки и куклы для девочек. Этоисключение в запрете на изображение. Об этом говорил Иййад и былопередано от большинства, что они позволяли продажу игрушек, для тогочтобы девочки могли учиться с раннего возраста заботиться за домом идетьми»
Шейх ибн Усеймин (да помилует его Аллах) был спрошен: «Какое решение в отношении мультфильмов показываемых по ТВ?»
Он ответил:
В отношениимультфильмов показываемых по телевизору, если они изображают людей, тодозволенность зависит от того насколько реалистичны изображения людей.Очевидно, что они не попадают под это определение.
Если же изображенияне в форме людей, то нет ничего неправильного в том, чтобы смотреть их,при условии, что они не сопровождаются харамом, таким как, напримермузыкой и т.д., и они не отвлекают от обязательных действий»
Majmoo’ al-Fataawa 2/вопрос. 333
Во вторых:
Вопросиспользования изображения живых существ в образовательных целях оченьсерьезен, так как мультфильмы имеют огромный эффект на формирование иразвитие характера ребенка, и потому что в наши дни во многих странахони стали основным инструментом в обучении.
В раннем возрасте сердца и умы детей подобны чистой странице; ничего не проходит бесследно.
Ibn al-Qayyim (да помилует его Аллах) сказал в Tuhfat al-Mawdood (240):
«Дети особеннонуждаются в заботе об их морали и воспитании, так как он вырастит взависимости от того, как он был воспитан в детстве, и после взрослениятяжело уже изменить его; воспитание и характер сидят глубоко вчеловеке, и даже если он попытается скрыть их, они все равно будутпроявлять себя.»
Вот некоторые позитивные эффекты от просмотра этих программ:
1. Она дают большуюобразовательную информацию в легкодоступной и приятной форме. Некоторыемультфильмы рассказывают о географии, другие о науке, о строении тела,что дает ребенку знания в раннем возрасте.
2. Они развиваютдетское воображение и способности, и они строят его представление вправильном направлении, подготавливая его новым вещам и обучая ребенкамыслить по новому.
3 Они обучаютграмотному языку, что редко можно услышать в семье и даже в школе.Хорошо известно, что правильный язык – одна из целей обучения.
Ибн Теймия сказал в Iqtida’ al-Siraat al-Mustaqeem (1/207):
Необходимо отметить,что правильное понимание языка имеет сильный эффект на мышление,отношение и религиозное отношение и также оказывает эффект настремление человека следовать по примеру ранних поколений этой уммы.Сахабов и Табиинов.
4– Они восполняют некоторые психологические нужды и вызываютположительный эффект такие как сострадание, любовь, почитаниеродителей, желание к успеху, и другое положительное влияние.
Существуют также негативные эффекты при просмотре этих программ:
1 – Общий вред:ослабление зрения, привыкание к лени и пассивности, привыкание кпассивному получению знаний. Также это останавливает натуральноеполучение знаний, потому что знание приобретается изучением,исследованием и поиском, а телевизор просто предлагает знания. Просмотртелевизора также приводит к ослаблению семейных уз между членами семьи,потому что во время просмотра они меньше общаются друг с другом.
Ибн Каййум сказал, обсуждая ответственность родителей в воспитании ребенка в Tuhfat al-Mawdood (241):
«Следует избегатьпозволять ему леность и пассивность, и необходимо приучать его кобратному. Не следует давать ему отдыха больше чем нужно длявосстановления сил тела и души, потому что лень и пассивность приводятк плохим последствиями, в то время как упорный труд к положительным,либо в этом мире либо в следующем, либо в обоих мирах»
2 – В нихпропагандируются идеи противоречащие Исламу, так, например в некоторыхфильмах показано выставление на показ тела (tabarruj), что являетсяхарамом. Некоторые мультфильмы, например Том и Джерри, даютнеправильное представление о Следующей Жизни, Рае и Аде, Судном дне.Некоторые мультфильмы содержат лживые истории о Пророках и Посланника,и в некоторых содержатся насмешки и издевательства над Исламом иМусульманами, а в других мультфильмах содержатся убежденияидолопоклонников. Существует много других примеров. Даже если в фильменет открытого выступления против Ислама, в них содержатся понятиязападной культуры, которые чужды нашей религии.
Др. Wahbah al-Zuhayli сказал в Qadiyat al-Ahdaath (6):
Некоторые детскиепрограммы и программы для взрослых пропагандируют западную культуру изападные традиции и они приукрашают для людей западный стиль жизни.
Одним из эффектовэтой культуры является то, что привносятся вымышленные примеры дляследования, вместо примера Пророка (да благословит его Аллах иприветствует), его сподвижников, ученых и муджахедов. И дети начинаютподражать супермену, бетмену, спайдермену и другим вымышленнымперсонажам, и таким образом они лишаются истинных примеров дляследования.
См: Wasaa’ilal-I’laam wa’l-Atfaal: Wajhat nazar Islamiyyah Abu’l-Hasan Saadiq истатью Athar al-Rusoom al-Mutaharrikah ‘ala al-Atfaal Nizaar Muhammad‘Uthmaan.
После того как былиуказаны позитивные и негативные аспекты, должно быть ясно Исламскоеотношение. Чем больше в них отрицательного, тем ближе это к запретному,и чем больше удастся избежать негативных аспектов, тем ближе это кдозволенному.
Нам необходимосоздавать компании, которые будут выпускать Исламские мультфильмы, вкоторых будут содержаться только положительные моменты и в которых небудет негативного и вредного.
И Аллаху известно лучше.