Подлинно убеждённый в таухиде войдёт в рай без отчёта
Ас-Саляам Алейкум уа Рахмат-Аллаахи уа Баракяатух
Всевышний Аллах сказал:
"Поистине, Ибрахим был имамом, усердным перед Аллахом, ханифом, и не был он из тех, которые приобщают к Аллаху равных"[1] ("Нахль" (16):120).
Всевышний также сказал:
"...которыене придают равных Господу своему, и которые подают в милостыню то, чтоподают, в то время как сердца их трепещут оттого, что они к Господусвоему возвратятся, - это они стремятся к благам и опередят других напути к ним" ("Му'минун" (23):59-61).
Хусайн ибн Абдар-Рахман рассказывал: "Я был как-то у Са'ида ибн Джубейра, и онспросил: "Кто из вас видел звезду, которая упала вчера?" Я ответил: "Явидел". Затем я сказал: "Но я не был на молитве, я был ужален". Онспросил: "А что же ты делал?" Я ответил: "Читал заклинание[2]". Онспросил: "А что побудило тебя к этому?" Я ответил: "То, что рассказалнам аш-Ша'би". Он спросил: "А что он рассказал вам?" Я ответил: "Онрассказал нам, что Бурайда ибн аль-Хусайб сказал: "Заклинание можночитать только против сглаза или укуса змеи или скорпиона". Он сказал:"Хорош тот, кто усвоил услышанное. Однако Ибн Аббас рассказал нам, чтопророк сказал: "Мне были показаны общины[3]. Я увидел пророка сгруппой[4] людей, пророка, с которым был один человек и два человека, ипророка, с которым никого не было. Вдруг передо мной оказалосьмножество людей, и я подумал, что это - моя община. Но мне былосказано: "Это - Муса и его народ". И тут я увидел ещё одно множестволюдей, и мне было сказано: "Это есть твоя община. Семьдесят тысяч изних войдут в рай без отчёта и без наказания". Затем он поднялся и вошёлк себе в дом. Люди пустились в рассуждения по поводу этих обитателейрая, и некоторые из них сказали: "Наверное, они были спутникамипосланника Аллаха". Другие же сказали: "Скорее это те, кто родились вИсламе и не приобщали ничего к Аллаху". Высказывались и другие мнения.Когда же к ним вышел посланник Аллаха и они сообщили ему об этом, онсказал: "Это те, которые не просят, чтобы им прочли заклинания, неделают прижиганий и не просят об этом, не суеверны и которые уповают насвоего Господа". Тогда поднялся Уккаша ибн Михсан и сказал: "ПомолисьАллаху, чтобы я стал одним из них". Пророк сказал: "Ты будешь срединих". После этого поднялся кто-то ещё и тоже сказал: "Помолись Аллаху,чтобы и я стал одним из них". Пророк ответил: "В этом Уккаша ужеопередил тебя"[5].
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Знание о рангах людей в зависимости от степени их убеждённости в таухиде.
2. Что означает достижение полного таухида.
3. Похвала Всевышнего Ибрахиму за то, что он не был из тех, которые приобщают равных к Господу.
4. Его похвала избранным людям за то, что они убереглись от ширка.
5. Одним из условий достижения подлинного таухида является отказ от заклинаний и прижиганий.
6. Обобщением этих качеств является упование на Аллаха.
7. Глубокое осознание сподвижниками пророка того факта, что они достигнут этого только трудом.
8. Их стремление к добру.
9. Превосходство этой общины как в количестве, так и в качестве.
10. Превосходство сподвижников Мусы.
11. Пророку были показаны различные общины.
12. В День воскресения каждая община соберётся вокруг своего пророка.
13. Малочисленность людей, откликнувшихся на призыв пророков.
14. Тот из них, кому никто не внял, придёт в одиночестве.
15. Польза этого знания в том, что не следует обольщатьсямногочисленностью и не следует становиться отшельниками прималочисленности.
16. Разрешение пользоваться заклинанием от сглаза и укуса змеи или скорпиона.
17. Глубокие знания салафов, так как было сказано: "Хорош тот, ктоусвоил услышанное. Однако..." Знание того, что первый хадис не входит впротиворечие со вторым.
18. Салафы были далеки от того, чтобы незаслуженно восхвалять человека.
19. Слова "Ты будешь среди них" являются одним их пророческих возвещений.
20. Превосходство Уккаши.
21. Использование увиливаний в речи[6].
22. Прекрасная этика посланника Аллаха.
[1] | Всевышнийсказал: "Был вам хороший пример в Ибрахиме и тех, кто был с ним, когдаони сказали своему народу: "Мы не причастны к вам и к тому, чему выпоклоняетесь помимо Аллаха. Мы отказываемся от вас. Началась между намии вами ненависть и вражда навсегда, пока вы не уверуете в АллахаЕдиного", - за исключением слов Ибрахима отцу своему: "Я буду проситьпрощения для тебя, но я ничем не владею для тебя у Аллаха..."("Мумтахана" (60):4). Всевышний упомянул, что Его возлюбленный Ибрахимсказал своему отцу Азару": "Я отделяюсь от вас и от того, к чему вывзываете помимо Аллаха. Я взываю к своему Господу, - может быть, я небуду безуспешен в мольбе к Господу своему". И когда он отделился от нихи от того, чему они поклонялись помимо Аллаха, Мы даровали ему Исхака иЙа'куба, и всех их сделали Мы пророками" ("Марйам" (19):48-49). Вотподлинная убеждённость в таухиде! Это - непричастность и отдаление отширка и его приверженцев, отказ от них, ненависть и вражда к ним. ИАллах - прекрасный помощник! (из тафсира Ибн Джарира ат-Табари). Всевышнийтакже сказал: "Кто же лучше по религии, чем тот, кто предал свой ликАллаху, совершая благие дела, и последовал религии Ибрахима, ханифа?Поистине, Аллах избрал Ибрахима возлюбленным!" ("Ниса'" (4):125). Подлиннаяубеждённость в таухиде - это искреннее обращение его к Аллаху иочищение от пороков ширка, ереси (бида') и грехов. Именно этимикачествами Всевышний охарактеризовал Ибрахима, мир ему: Во-первых,он был имамом, образцом, учителем в добре. Этого он добился благодарясвоему постоянному терпению и убеждённости, за счёт которых достигаетсяобразцовость и имамат в религии. Во-вторых, он был усерднымперед Аллахом (канит). Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа сказал: "Усердиеперед Аллахом - это продолжительное подчинение. Если совершающиймолитву удлиняет кийам (стояние), или руку' (поклон), или саджда(земной поклон), то он является канитом. Всевышний Аллах сказал: "Развене тот, кто усерден в часы ночи, падая ниц и стоя, остерегается жизнибудущей и надеется на милость своего Господа?.." ("Зумар" (39):9). В-третьих, он был ханифом. Ибн аль-Каййим сказал: "Ханиф - это стремящийся к Аллаху, отворачивающийся от всего, кроме Него". В-четвёртых,он не был из числа мушриков из-за полноты его искренности передАллахом, совершенства его верности и отдалённости от ширка. |
[2] | Заклинание (араб. "рукйа") - здесь: чт. молитв из Корана или Сунны с целью излечения. См. гл. 8 |
[3] | Вривайе, приведённой ат-Тирмизи и ан-Наса'и от Абсара ибн аль-Касима отХусайна ибн Абд ар-Рахмана, говорится: "Это было в ночь аль-Исра' (тоесть в ночь, когда пророк был перенесён Всевышним Аллахом из Мекки вИерусалим. - Ред.)". |
[4] | Араб. "рахт": имам ан-Навави сказал, что это - группа людей не более десяти человек. |
[5] | Аль-Бухари 10/(130, 131), Муслим (220), ат-Тирмизи (2448). "...Те,которые не просят, чтобы им прочли заклинания..." - так звучит этотхадис в "ас-Сахихах" аль-Бухари и Муслима, а также в "аль-Муснаде"Ахмада, который передал этот хадис от Ибн Мас'уда. Однако в однойривайе у Муслима говорится: "...Те, которые не читают заклинаний...".Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа по этому поводу сказал: "Это - добавкавследствие рассеянности передающего хадис. Пророк не говорил "не читаютзаклинаний". Наоборот, когда его спросили о заклинаниях, он сказал:"Кто из вас может быть полезным своему брату, пусть сделает это"(Муслим (2199) от Джабира ибн Абдуллаха). Он также сказал: "Нет ничегострашного в заклинании, которое не является ширком" (Муслим (2200), АбуДауд (3886) от Ауфа ибн Малика аль-Ашджа'и). Кроме того, Джибриль читалзаклинание пророку (Муслим (2186), ат-Тирмизи (972) от Абу Са'идааль-Худри и Муслим (2185) от А'иши), а также сам пророк читалзаклинания своим сподвижникам (аль-Бухари 10/177, Муслим (2194), АбуДауд (3895) от А'иши". Аль-Хаттаби сказал: "Смысл хадисазаключается в том, что нет заклинания целебнее и насущнее, чемзаклинание от сглаза и укуса скорпиона или змеи. Пророк сам читалзаклинания, и ему читали заклинания". Вторым качеством, котороевыделил посланник Аллаха, является отказ от прижиганий железом. Само посебе прижигание железом, также как и заклинания, разрешено. Джабиррассказывал, что пророк послал к Убеййу ибн Ка'бу, у которого былперерезан сосуд, врача, и он прижёг его (Муслим (2207), Абу Дауд(3864). Ибн Аббас передал слова пророка: "Исцеление - в трёх вещах:глотке мёда, кровопускании и прижигании огнём. Но я запрещаю моейобщине прижигание". В другой ривайе говорится: "...Но мне не нравитсяприжигание" (аль-Бухари (10/116). Ибн аль-Каййим сказал: "Хадисы оприжигании делятся на четыре группы. Первая - о применении егопророком, вторая - о неодобрении им этого, третья - о похвале тому, ктооставит это, четвёртая - о запрещении им этого. И, хвала Аллаху, междуними нет противоречия. Применение этого пророком указывает на егоразрешённость, неодобрение ещё не указывает на его запрещение. Апохвала тому, кто оставит это, указывает на то, что оставить этодостойнее и лучше. Запрещение же этого означает, что у человека естьвыбор между двумя путями, хотя один из них является порицаемым". Арабыдо Ислама были очень суеверными. Перед торговыми поездками и т.п. онипо направлению полёта птиц судили, удачной ли будет поездка. Икримарассказывал: "Однажды мы сидели около Ибн Аббаса, когда пролетелакакая-то птица и издала звук. Один мужчина сказал: "К добру, к добру!"На это Ибн Аббас сказал: "Не к добру и не ко злу". Он тут же доказалэтому мужчине, что он не прав, дабы он не был убеждён в том, что птицыоказывают влияние на добро или зло". Подобным убеждениям нет места втаухиде, и салафы боролись с подобным невежеством. Однажды Тавус поехалв путешествие, и с ним был спутник. Как-то в пути каркнула ворона, испутник сказал: "К добру!" На это Тавус сказал: "Какое же от этогодобро? Не сопровождай меня больше". Как отметил Ибн аль-Каййим,пророк указал на качества этих семидесяти тысяч верующих, подчеркнувименно те, которые характеризуют совершенство упования на Аллаха. Онине просят, чтобы им прочли заклинания, они не просят также, чтобы имсделали прижигание, подчиняясь предопределению Аллаха и наслаждаясьиспытанием. Всевышний сказал: "А кто уповает на Аллаха, для тогоОн достаточен" ("Талак" (65:3). Упование означает использование средств(совершение действий) для достижения определённой цели с ожиданиемвознаграждения от Аллаха. Поэтому тот, кто уповает на Аллаха, прибегаетк самому великому средству - к Аллаху, в руках которого власть надвсякой вещью. Однако совершенство упования не подразумевает отказ отдействий. Смысл хадиса заключается в том, что верующий отказываетсяименно от нежелательных действий (макрух), к которым относятсязаклинание и прижигание раскалённым железом, несмотря на то, что оннуждается в них. Они являются порицаемыми средствами, и подобнысоломинке, за которую хватается утопающий. Истинный верующий всегдауповает на Всевышнего, и Он для него достаточен. Вместе с тем,использование средств узаконено в шариате, а отказ от них противоречитему. Это относится и к лекарствам. Пророк сказал: "Аллах не послал ниодной болезни, не послав её лечения" (аль-Бухари 10/(113, 114) от АбуХурайры). В другой ривайе говорится: "У каждой болезни есть лечение, иесли совпадают лекарство и болезнь, то по воле Аллаха наступаетвыздоровление" (Муслим (2204) от Джабира; похожие хадисы приводятсяАхмадом1/(377, 413, 443, 446 и 453) от Ибн Мас'уда, Ибн Хиббаном(1394), аль-Хакимом 4/196, Ахмадом 4/278 от других сподвижников). Усамаибн Шарик рассказывал: "Я был около пророка, когда к нему пришлинесколько бедуинов и сказали: "О посланник Аллаха, принимать ли намлекарства?" Он ответил: "Да, о рабы Аллаха, принимайте лекарства,потому что Аллах, Всемогущ Он и Велик, не оставил ни одной болезни, недав ей лечение, кроме одной". Они спросили: "И что же это?" Он сказал:"Это - старость". (Ахмад 4/278, Абу Дауд (3855), Ибн Маджа (3436);достоверный хадис). Ибн аль-Каййим сказал: "Эти хадисы содержатутверждение использования средств и обусловленных явлений, ложностьутверждений тех, кто отрицает их, и повеление принимать лекарства.Последнее не противоречит упованию, также как и удаление мучений голодаи жажды, жары и холода их антагонистами. Подлинная убеждённость втаухиде не усовершенствуется без использования средств, которыеустановил Всевышний Аллах для обусловленных явлений по Своемупредопределению и шариату. Отказ от них умаляет упование и ведёт кнедооцениванию повелений [Аллаха. - Ред.] и Его мудрости. Это ослабляетупование, поскольку отказавшийся от использования средств полагает, чтооставить их - усиливает упование, тогда как это является недостатком,противоречащим упованию, сущность которого заключается в том, что душаполагается на Всевышнего Аллаха в достижении того, что принесёт пользурабу в его религии и мирской жизни. При этом непременно надо полагатьсяна то, что использование средств даст результат, иначе раб отказываетсяот мудрости и шариата Аллаха. Поэтому раб не должен делать своимнедостатком упование, и упование - своим недостатком". |
[6] | Аль-Куртубипо этому поводу сказал: "Положение, в котором находился второй[просящий. - Ред.] не было таким же, как положение Уккаши, поэтому он(пророк. - Ред.) не исполнил его просьбу. Если бы он исполнил её, тоему пришлось бы позволить каждому присутствующему попросить то жесамое, и это продолжалось бы беспрерывно. Этим ответом он закрыл этудверь". Пророк исключил возможность для подобной просьбы со сторонынедостойного этого, что и является примером увиливания в речи. |
Необходимоисключить любые прегрешения, замутняющие чистоту таухида,препятствующие его совершенству и обретению желаемых результатов.
Человек, достигший таухида путём преисполнения своего сердца верой,убеждённостью в единственности Аллаха и преданностью Ему, чьи реальныедела подтверждают его полную покорность повелениям Аллаха, которыйискренне кается перед Аллахом, не омрачив этого ни малейшимпрегрешением или непослушанием, попадёт в рай без отчёта в числе первыхи займёт там подобающее место.
Об обретении истинного таухидаособенно свидетельствует совершенство набожности, сила упования наАллаха, когда сердце человека ни при каких обстоятельствах необращается к творениям, и он не обращается к ним сердцем, не взывает кним речами, когда всё явное и всё скрытое в человеке, его слова и дела,любовь и ненависть, а также всё его существо устремлены к лику Аллаха,следуя в этом примеру посланника Аллаха.
В этом великом деле люди имеют различные степени таухида: "Для каждого будут степени по тому, что он делал..."("Ан'ам" (6):132). Обретение таухида не достигается благимипожеланиями, намерениями, пустыми, не соответствующими реальностипризывами или фальшивой позолотой. Таухид закладывается в глубинахсердец догматами веры, искренностью при исполнении религиозныхпредписаний, подкреплёнными прекрасной этикой и великими праведнымидеяниями.
Достигший таухида в таком совершенном видеприобретает все добродетели, о которых шла речь в предыдущей главе, вовсей их полноте. Хотя Аллаху это ведомо лучше.