Наказание- это последний метод в воспитании ребенка, который можно применить,только в том случае, если не помогли назидания, наставления, указания,доброе обращение. Но и у наказания есть определенные степени. Не толькобитье является методом наказания, а иногда и это не помогает, илиприводит к противоположному результату. Вот некоторые методы наказания.
Строгий взгляд. Существуетспособ выражения своей любви и симпатии к ребенку при помощи нежноговзгляда, улыбки, а здесь, наоборот. Мы говорим о строгом, серьезномвзгляде, некоторых детей он удерживает от плохих поступков, но иногдадоводит и до слез.
Сопение. Этогортанный звук, указывающий на недовольство. Он заставляет ребенкаодуматься и осмыслить ошибочность того, что он сделал или собираетсясделать.
Похвала другого в его присутствии. Сусловием, что этот метод будет применен только для наказания, а нестанет обычным явлением. Также здесь есть определенные обстоятельства,например, будет неправильным хвалить ребенка за красивый почерк, укоторого отец – учитель каллиграфии, перед другим, которого некомуобучить правилам правописания. И нельзя ставить в пример ребенка,родители которого преподаватели или профессора, а родители других детейимеют среднее или средне-специальное образование. Также необходимо вмеру использовать этот метод наказания, потому что его постоянноеповторение может оставить в душе ребенка нехороший след и даже развитьчувство неприязни, ненависти к другим детям.
Безразличие. Впротивоположность проявлению своего интереса, что является методомпривлечения, приближения к себе ребенка и развития у него чувствалюбви. Этот метод применяется в той ситуации, если ребенок провинился,и ты хочешь его наказать. Можно просто поздороваться с ним, неспрашивая о том, как он провел день, ничего ему не говорить, вести себяс ним холодно, не как обычно. В случае, если он обратится к тебе,отвернись в другую сторону, чтобы он осознал свою оплошность. Но не будь безразличным продолжительно, потому что твоя роль – воспитание, а не порицание.
Запрет. Запретчего-то желаемого, любимого ребенком, к примеру, взять деньги нарасходы,пойти в парк, покататься на велосипеде,пойти в клуб, посмотретьтелевизор, поиграть в любимую игру, сходить в гости к друзьям,родственникам и др.
Покидание и бойкот. Ноне более чем на три дня. И нужно прекратить сразу, как только ребенокпризнается в своей оплошности, или исправит свою ошибку, или раскаетсяв том, что сделал.
Угроза. Сусловием, что она будет осуществлена только в том случае, если ребенокпренебрег ею. И уж если пригрозил, что накажешь, но даешь ему отсрочкуна определенное время для исправления, нельзя приводить угрозу висполнение, пока не закончится этот срок.
Трепание ушей. Так делалПророк,да благословит его Аллах и приветствует, как передает имам ан-Навави отАбдуллы ибн Басара аль Мазани, да будет доволен им Аллах, что онсказал: «Моя мать послала меня к Посланнику Аллаха, дабудет доволен им Аллах, с гроздью винограда, и я съел часть его прежде,чем донес его до него, и когда пришел, он взял меня за уши и сказал:«Эх, предатель».
Физическое наказание детей. Этопоследнее средство. Оно не должно применяться прежде, чем былииспользованы все методы воспитания, но безуспешно. Потом былииспользованы все меры наказания, но ничего не помогло. Ребенок долженотличать хорошее, разрешенное от плохого, запрещенного. В противномслучае его нельзя бить, так как он не осознает своей оплошности. Втаком случае битье не только не помогает, но обычно приводит к опаснымпоследствиям: он может привыкнуть к побоям и смириться с ними, егоможет охватить подавленность, неуверенность, страх, непроизвольноемочеиспускание, замкнутость, и другие душевные болезни. Также нельзябить ребенка, не достигшего десяти лет, этот возраст определил Пророк,да благословит его Аллах и приветствует, когда сказал: «Повелевайтесвоим детям совершать молитву, когда им исполнится семь лет, инаказывайте их за ослушание в этом, когда им исполнится десять лет». Заметь, он сказал «повелевайте», а не сказал до десяти лет «бейте».
Формы физического наказания детей.
Ноесли мы вынуждены будем бить ребенка в том возрасте, когда он ужеотличает хорошее от плохого, мы должны будем соблюсти следующиеусловия:
- битье в воспитательных целях – как соль в еду, нельзя недосолить, но и нельзя переборщить;
- не бей после своего обещания не бить его, чтобы он не потерял веру в тебя;
- учитывай состояние оплошавшего ребенка и причину его оплошности;
- не наказывай за невыполнение сложного дела;
- ребенок должен постоянно видеть палку, чтобы остерегаться быть ею наказанным;
- если это – первая его ошибка, то дай шанс исправиться;
- ребенок должен увидеть, как наказывают другого;
- не бей его в присутствии того, кого он любит;
- бей его сам, не отдавай его для наказания другим, особенно его братьям и друзьям;
- не бей по одному и тому же месту;
- не бей по болезненным местам - это лицо, живот, грудь;
- нельзя бить обувью или тяжелыми предметами;
- нельзя бить сразу, если ребенок упорствует в своей оплошности, тогда и битье не поможет;
- нельзя бить во время сильного гнева, также нельзя быть взволнованным, возбужденным во время битья
- количество ударов не должно превышать десяти, но лучше ограничиться тремя;
- не поднимай руки более необходимого, чтобы не увеличить боль;
- между ударами должен быть перерыв, для уменьшения боли;
-если применяешь палку, то она должна быть средней длины и толщины, неочень тонкой, не металлической, не сухой, не снабженной сучками,проволокой или шипами;
- забудь, или притворись, что забыл о проступке после наказания, и больше не напоминай ребенку о нем;
- не приказывай ребенку замолчать и не плакать во время, и после наказания;
-не нужно принуждать ребенка просить прощение после наказания, и дотого, как он успокоится, потому что в этом – унижение и позор;
- дай почувствовать ему, что ты наказываешь его для его же блага, улыбнись ему и постарайся, чтобы он вскоре забыл о наказании.semya.kz