Как приучить наших детей к молитве?

Согласношариату, воспитание – обязанность родителей по отношению к своим детям,ведь дети – это залог, о котором родители будут спрошены в день Суда, иАллах предписал правоверным уберегать своих родных от адского огня: «О вы, которые уверовали! Охраняйте свои души и свои семьи от огня, растопкой для которого – люди и камни» (66 : 6).

К Аллаху наше стремление, и Он указует нам путь!

 

ВАЖНОСТЬ МЕТОДА ПРИУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКУ

Значение приучениякак одного из приемов воспитания детей связано с самой природойребенка: ведь его легче направлять, он более склонен к послушанию, чемдругие. Кроме того, в нем еще не устоялись привычки, мешающие выполнятьто, чего от него хотят, и он не обладает решимостью уклоняться от того,что ему велят делать.

Подтверждением этого является высказывание Избранного пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Каждый новорожденный рождается с врожденным свойством»(текст хадиса согласован), то есть ему от природы свойственныединобожие, вера в Аллаха. Отсюда вытекает значение приучения иконтроля при воспитании ребенка, взращивания его в правильной вере вЕдиного Бога, прививания ему нравственных достоинств, благочестия иприверженности шариатским нормам.

Согласноединодушному мнению, если обеспечить ребенку исламское воспитание,благонравную среду, то он вырастет в истинной вере, усвоит исламскуюмораль, приобретет высокие душевные качества и нравственныедостоинства. Ведь человек, с детства привыкший к чему-то – к хорошемулибо к плохому, - очень редко отходит от этого. Если с отроческих летон приучен к тому, чтобы вести себя достойно и совершать благиепоступки, то он сохранит эти привычки и еще больше разовьет их, когдавырастет и поймет их смысл.

Если жепренебречь тем, к чему он имеет врожденную склонность, или приучить егок плохому, то впоследствии ему будет очень трудно переделывать себя ирасставаться с дурными привычками.

По мнению ученых,ребенок в свои первые годы выучивает гораздо больше, чем представляетсяродителям. Чем он младше, тем больше привычек приобретает.Исследователи полагают, что примерно 90 процентов всего воспитательногопроцесса приходится на первые пять лет жизни ребенка. Нужно добавить,что в эти годы ребенок ищет родительского одобрения, пытается добитьсяот родителей похвалы и восхищения тем, что он делает. Поэтому очевидно,что родитель или воспитатель обязан использовать этот важный период дляобучения и ориентирования ребенка в правильньном направлении. Ибналь-Джаузи (да будет доволен им Аллах!) говорит по этому поводу:«Наилучшее исправление бывает в детстве, если же предоставить ребенкасамому себе, то он вырастет и укрепится в дурных привычках, и труднобудет тогда его исправить».

Дитя не ведаетдобра и зла, не отличает хорошего от дурного, однако имеет в душежелание слушаться того, кто направляет и наставляет его, и живет вподчинении таким людям.

Если ребенок невидит такой власти, направляющей и регулирующей его поведение, то онвырастает беспокойным, неуверенным, слабовольным, обладающимнеполноценными личностными качествами. Поэтому родителям принадлежитважная роль в приучении детей к добру – так, чтобы оно сталонеотъемлемым свойством их личности.

О значимостиприучения говорят результаты его применения на практике. Как ужеговорилось, ребенок, когда вырастет и поймет ценность привитых емуморальных качеств, становится приверженным им в еще большей степени.Это говорит о том, что привычка, выработанная в детстве, глубокоукореняется в душе и превращается из навыка в глубинную нравственнуюсоставляющую личности.

Еще однимрезультатом приучения к добру через практику является то, что ребенокперестает быть ленивым и инертным, начинает ощущать ответственность засвои поступки, а следовательно заботиться о том, чтобы эти поступкивсегда были достойными.

 

О ПОЛЬЗЕ МОЛИТВЫ И ЗНАЧЕНИИ ПРИВИВАНИЯ НАВЫКОВ К НЕЙ

Молитва – одно изважнейших средств укрепления веры в Аллаха, ощущения Его постоянногоприсутствия; это правильное средство воспитания и развития души,приучения ее к самым возвышенным и полезным нравам.

Молитва – этовторой из столпов ислама, на которых он зиждится, одна из важнейших егооснов. Это установление ислама ближе всего прилежит мусульманину напротяжении всей его жизни, если он подлежит шариатской ответственностии находится в здравом уме.

Великий и Всемогущий Аллах повелел правоверным хранить молитву. Сказано Им: «Охраняйте молитвы и молитву среднюю и стойте пред Аллахом благоговейно» (2 : 238).

Молитва –последнее, что заповедал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах ида приветствует!) своим сподвижникам перед смертью. Анас ибн Малик (дабудет доволен им Аллах!) рассказал: «Последняя заповедь ПосланникаАллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!), когда пришла кнему смерть, была такой: «Молитва, и еще раз молитва, и заботьтесь о том, чем овладели ваши руки». Эти слова вырывались из его груди, и их выговаривал его язык до последнего мгновенья»(передали Ахмад, Ибн Маджа и аль-Хаким). Это говорит о том, какоезначение и какое место принадлежит молитве в исламе, коль скороПосланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!)заповедал о ней перед разлукой и переходом к Аллаху.

Молитва имеетогромную пользу для нравственности и воспитания души. Пожалуй, самаявеликая польза от нее состоит в том, что верующий, исполняя молитву,чувствует, что находится в послушании Аллаху, что между ним и Аллахомне существует преграды, что уже одним произнесением слов «Аллах велик!»он прямо обращается к Царю царей, Владыке Судного дня, и это рождает вего душе богобоязненность и благоговейный страх перед Вездесущим иВсемогущим Господом.

Что касаетсяплодов молитвы в жизни мусульманина, прививаемых ею нравов и воспитаниядуши, то об этом сказано Всевышним Аллахом: «Молитва удерживает от мерзости и неодобряемого»(29 : 45). Имам аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах!), истолковываяэтот священный аят, говорит: «Молитва заполняет все существомолящегося. Если он войдет в михраб, почтительно склонится предГосподом, воспомянет о том, что Господь здесь, рядом с ним, смотрит нанего и видит, то душа его исправится и покорится Аллаху, ее пронизаетожидание встречи со Всевышним, всеми фибрами души он ощутитблагоговейный страх перед Господом». Иначе говоря, молитва направляетмолящегося на прямой путь, пробуждая в нем страх Божий, напоминая отом, что Аллах видит и знает все о своих рабах.

Молитвавырабатывает у мусульманина навык к дисциплине во время ее отправления,к соблюдению тишины. Она также приучает его придерживаться установленыхсроков, уважать время. Кроме того, он привыкает постоянно находиться втелесной и душевной чистоте. Велика роль молитвы с точки зрения морали,очищения нравов от всего греховного и порицаемого. Помимо этого, онаимеет большое значение в плане гигиены и санитарии.

Что касаетсяребенка, то для него молитва – важнейшее религиозное, общественное,нравственное, воспитательное и историческое событие. И нельзядопустить, чтобы она оказалась мимолетным явлением в жизни ребенка.

Обучение сына молитве в семилетнем возрасте – одна из обязанностей отца по шариату. Сказал Избранный пророк: «Требуйте от своих сыновей молитвы, когда им семь лет, и бейте их за нее (т.е. за ее невыполнение), когда им десять лет»(передали Ахмад и Абу Дауд). Для приучения к молитве в исламе выделенсамый долгий период по сравнению с приобретением других навыковслужения Аллаху: с семи до десяти лет ребенок обучается, приучается ипоощряется к молитве, а затем, с десяти лет до наступления возрасташариатской ответственности, применяется наказание.

Этого срока вполне достаточно для отца, заботящегося о благонравии своего сына, чтобы приучить его к молитве.

 

КАК ПРИУЧИТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ К МОЛИТВЕ?

Процесс приучения к молитве можно разделить на несколько периодов, соответственно приведенному выше хадису:

а) до семи лет;

б) между семью и десятью годами;

в) по достижении десяти лет и до возраста наступления шариатской ответственности.

Для каждого изэтих периодов подходят свои методы, которые мы изложим ниже. Начнем жес общих рекомендаций, распространяющихся на все три периода.

I. Общие рекомендации

1. Прежде всегонадо пояснить, что процесс приучения к требуемым поведенческимстереотипам требует времени, наблюдения и терпения. Необходимоподразделить его на ряд естественных периодов, которые понадобятся длядостижения полного результата. На это отчетливо указывается ввышеприведенном хадисе.

Прежде чемприступить к этому воспитательному процессу, родители должны изучитьобраз мышления детей, проследить за тем, как они реагируют на то, чтоим приказывают, и всегда учитывать индивидуальные различия между своимидетьми.

2. Семья должнавести себя последовательно, то есть родители должны быть согласны междусобой в деле приучения ребенка к молитве. Не должно возникатьпротиворечия, когда один из родителей требует молиться, а другойсчитает, что время для этого еще не пришло. Это ведет к колебаниям исомнениям ребенка, который начитает думать, кому из родителей лучшеугодить; пропадает эффект склонности ребенка к подражанию и послушанию.Требовать от ребенка молитвы и послушания должны все его родные безисключения.

3. Необходимонапоминать о значимости молитвы в жизни мусульманина, ее месте висламе, разъясняя это ребенку таким способом, который соответствует еговозрасту и особенностям мышления.

4. Расскажитесвоим детям, зачем нужна молитва, объясните, что верующие молятся длятого, чтобы Аллах любил их, что тому, кто молится, уготован рай в деньСуда, что молитва – один из столпов религии, что она является признакомверующего человека.

5. Родителидолжны своим поведением подавать добрый пример детям: им следуетнеукоснительно придерживаться молитвы, заботиться о том, чтобы молитьсяв положеное время, соблюдая все необходимые правила молитвы.

6. Примерпобуждает к подражанию, и это тем легче произойдет, если между ребенкоми родителями будут царить любовь и взаимное расположение, если родителибудут много общаться с детьми, часто бывать с ними, участвовать в ихиграх, разделять их интересы. Все это усилит стремление подражатьродителям и выполнять их требования.

7. Старайтесьподбирать детям друзей из числа придерживающихся молитвы. Ведь, каксказано в хадисе, человек держится религии своего друга. Хорошоизвестно, что друзья оказывают большое влияние на поведение и нравыдетей. Друзей лучше подбирать из числа посещающих мечети, медресе,исламских курсов, и т.д.

8. Главнымобразом следует применять метод стимулирования и поощрения, ведьсобственное желание ребенка сделать что-то сильно побуждает его кдействию. Средств для этого немало: это, в частности, похвала захороший поступок – причем хвалить нужно в присутствии взрослых исверстников ребенка; подарок – например, даримый за то, что ребенокрано встал на молитву, и т.д. Ребенка также следует поощрятьоптимистическими, стимулирующими фразами.

9. Используйтерелигиозные поводы (например, исламские праздники или пятничнаямолитва) для приучения детей к молитве: ведите их в мечеть,демонстрируйте стремление торжественно отметить эти дни.

10. Приучая детей к послушанию, необходимо принимать во внимание следующее:

а) не следует требовать от ребенка чего-то, когда он занят другим делом, которое ему нравится;

б) позаботьтесь о том, чтобы просьба или требование были ясными и простыми;

в) не нужно одновременно предъявлять несколько требований;

г) проследите за тем, как ребенок выполнил требование, и убедитесь в адекватности его реакции на него;

д) просьба или требование, выраженое в стимулирующей форме, побуждает ребенка действовать с воодушевлением.

11. Родителидолжны чаще молиться о благонравии своих детей. Молитва, прибегание кВеликому и Всемогущему Аллаху за помощью имеют огромное значение дляисправления детей. Известно, что молитва родителя за своего ребенка неостается без ответа по благоволению Господа.

Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Нетсомнения (в том, что Аллах отзовется) в следующем: молитвепритесняемого, молитве путешествующего и молитве отца за своего сына»(передал Ибн Маджа). Эту благосклонность Аллаха к родителям нужноиспользовать, вознося молитвы за свое потомство, прося Великого иВсемогущего Аллаха об исправлении, наставлении и сохранении детей.

Пример такой молитвы находим в Священном Коране: «Господи наш! Дай нам от наших жен и потомства прохладу глаз и сделай нас образцом для богобоязненных!»(25 : 74). Родитель должен всячески остерегаться молитвы с пожеланиемзла своим детям: ведь Аллах откликается на молитву как за потомство,так и против него.

II. Период до семи лет

На этом этаперебенок смотрит, как его родители и родственники исполняют молитву.Кроме того, это период подражания им, особенно в первые годы,предшествующие совершеннолетию.

Поэтому родителидолжны уделить особое внимание этому периоду в жизни ребенка. Нужноизбегать постоянного прямого побуждения к молитве; цель данного периодасостоит в том, чтобы ребенок привык к позам и действиям во времямолитвы и видел, как его родителя молятся. Для этого отец исполняетдополнительные молитвы (сунна и нафиль) дома на виду у детей.

Отправляясь вмечеть, отец должен сказать об этом детям. Известно, что исполнятьдополнительные молитвы (нафиль) дома лучше, чем в мечети. Сказал Пророк(да благословит его Аллах и да приветствует!): «Сделайте свои дома домами молитвы и не превращайте их в могилы» (текст хадиса согласован). И еще сказано Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Лучшая молитва после предписанной (т.е. после обязательных молитв) – молитва человека в доме своем» (передал аль-Бухари).

Эти хадисы совсей очевидностью побуждают исполнять дополнительные молитвы дома.Несомненно, что благодаря таким молитвам в доме обретается благодать, акроме того, увеличивается воздаяние и вознаграждение от Аллаха.Благодаря им обеспечивается сильное и устойчивое воспитательноевоздействие на маленьких детей, которые видят, как их отец падает ницперед Великим и Всемогущим Аллахом, благоговейно предстоит пред Ним, необращая внимания на то, что делается вокруг.

Такая картинаежедневно повторяется на глазах у детей, и благодаря этому в их душахзарождается осознание величия Всемогущего Аллаха, Его роли в жизнилюдей. Вместе с тем, когда они видят отца молящимся, у них появляетсяжелание самим встать на молитву. Они привыкают к созерцанию молящегосяи узнают действия, совершаемые во время молитвы - такие, как воздеваниерук к небу, коленопреклонение, опускание ниц и предстояние.

Часто маленькиймальчик, желая подражать отцу, становится рядом с ним и повторяетмолитвенные действия, еще не отдавая себе отчета в их значении. Ясно,что ежедневное повторение такой картины делает молитву привычным дляребенка делом, и, достигнув совершеннолетия, он сам будет с легкостью ижеланием исполнять ее.

Отцу не следуетпроявлять слишком большую строгость к несовершеннолетнему сыну в том,что касается ритуального омовения и прикрывания аурат (у мужчин – частьтела от пупка до колена), предоставляя ему действовать по собственномуусмотрению. Не следует также прогонять его, мешать попыткам мальчикаподражать ему в коленопреклонении и опускании ниц, поскольку такоеотстранение и строгость по отношению к несовершеннолетнему отвратят егоот молитвы, с которой у него будут связаны неприятные ассоциации.

По мереприближения с школьному возрасту отец должен научить мальчика читатьпервую суру Корана – аль-Фатиху, и несколько других коротких сур,позаботиться о том, чтобы сын выучил их наизусть, а также научить егонескольким поминаниям, произносимым во время коленопреклонения иопускания ниц, и ташаххуду (ритуальная фраза в конце молитвы,содержащая приветствия Аллаху, Его Пророку, и свидетельство о вере).

Отец можетзаписать мальчика в кружок при мечети, где его обучат коротким сурам изСвященного Корана. При этом нужно позаботиться о том, чтобыруководитель кружка был надежным, добросовестным человеком, умеющимразумно обращаться с детьми такого возраста.

Когда ребенокприблизится к семилетнему возрасту, отец напоминает ему о том, чтовскоре мальчик вступит в пору ответственности за исполнение молитвы, истарается увлечь его, сделав приятной мысль о том, что он станетмужчиной и будет наравне с мужчинами ходить в мечеть.

В книжныхмагазинах имеются книги, разъясняющие, как нужно совершать ритуальноеомовение и молитву. Купив такие книги, отец побуждает мальчикараскрашивать их. Ребенку могут хорошо пригодиться имеющиеся в такихкнигах молитвенные фразы, описание порядка омовения. Кроме того,имеются аудиокассеты с записями песен о молитве, о Коране и т.д. вдетском исполнении; они тоже могут принести пользу в этом возрасте.

III. Период между семью и десятью годами

1. Обучение ритуальному омовению.

Готовясь кправильной молитве с соблюдением необходимых требований, отец незадолгодо того, как сыну исполнится семь лет, учит его ритуальному омовению иправилам ритуальной чистоты: обучает его, как очищаться от нечистоты,чистить наружные и внутренние органы, подмываться. Эти органы онназывает так, как их принято называть в шариате, не прибегая кэвфемизмам. Затем отец обучает сына омовению на собственном примере,несколько раз совершая омовение на глазах у него, пока тот не усвоиттребуемый порядок. Следует использовать теплую воду, не холодную и негорячую, чтобы сыну она не показалась неприятной. Хорошо обучатьомовению летом, поскольку в жаркий сезон дети любят охлаждаться. Можнодать сыну несколько иллюстрированных брошюр, предназначенных дляобучения маленьких детей ритуальному омовению.

Затем отец даетсыну возможность совершить омовение на практике у него на глазах.Заметив какие-нибудь ошибки, отец поправляет сына, не прибегая кстрогости или жестокости. Если омовение получится правильным, отецдолжен похвалить сына, обнять и поцеловать его, давая понять, чтодоволен им.

Недостаточно лишьобучить сына порядку совершения омовения; отец должен еще рассказатьему о важном моральном значении омовения, разъяснить, что оно повеленоАллахом, что научил нас ему Посланник Аллаха (да благословит его Аллахи да приветствует!), что мусульманин, совершая омовение в определенномпорядке, подражает Избранному Пророку (да благословит его Аллах и даприветствует!). Отец объясняет сыну благодатность омовения, укрепляя вего душе склонность и любовь к омовению.

Сказано Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Когдамусульманин совершает омовение, выходят грехи его из слуха его, изрения его, и рук его, и ног его. И когда он начинает (молитву),начинает (ее) прощенным» (передал Ахмад). Сын усваивает моральное значение омовения и понимает, что оно необходимо для очищения и тела, и души.

2. Отец объясняетмальчику условия молитвы: ритуальная чистота, прикрытие аурат,обращение лицом к кибле. Он обучает сына отдельным элементам молитвы:произнесению слов «сами’а-ллаху лиман хамида», «аль-хамду лиллях»,молитвам ташаххуд и салават, побуждает запомнить наизусть отдельныемольбы.

3. Следуетразъяснить сыну, какая обстановка должна быть в мечети и как нужновести себя в ней. Отец рассказывает мальчику, что мечеть – это домАллаха, место встречи благочестивых людей, объясняет, как молятся вмечети, чтобы сын не был застигнут врасплох, когда войдет в нее.

4. Нужно брать ссобой сына на пятничную молитву, сделав это еженедельным обычаем. Пустьмальчик надевает особую одежду для этого случая и пользуется особымиароматами. Неплохо разнообразить мечети, приходить к имаму, которыйчитает недлинные проповеди, или посещать просторные и красивые мечети.

После пятничноймолитвы, выйдя из мечети, отец старается побеседовать с сыном о темепроповеди, о том, что мальчик из нее понял.

Если сын непроявляет желания идти в пятницу в мечеть только из-за того, что емухочется поиграть или что-то в этом роде, то отцу не возбраняетсяпредоставить ему возможность поразвлекаться до тех пор, пока онвырастет, достигнет десятилетнего возраста, осознает благодатностьпятничной молитвы и сам захочет пойти на нее.

Таким было мнениеАбу Хурайры (да будет доволен им Аллах!), который предпочитал оставлятьмаленьких сыновей в покое и не проявлять к ним строгости, заставляяидти на пятничную молитву. О нем рассказывали, что однажды он вошел впятницу в мечеть, увидел там мальчика и сказал: «Иди, мальчик,поиграй». – «Но я пришел в мечеть», - сказал мальчик. – «Иди, мальчик,поиграй», - «Но я пришел в мечеть». – «И что, будешь находиться здесь,пока не выйдет имам?» – «Да».

В этом рассказеотразилась суть богословско-юридического суждения Абу Хурайры (да будетдоволен им Аллах!) по данному вопросу, проявилась его дальновидность.Он считал, что не следует испытывать терпение мальчика, принуждая егопребывать в чистоте и долго сидеть, не играя, в ожидании выхода имама,а затем слушать проповедь и исполнять молитву. Шариат не обязываетмаленького мальчика к этому, и проявление к нему суровости, принуждениек тому, чего он сделать не в состоянии, отвратят его от мечети, породятнеприязнь к ней, и когда он вырастет, ему трудно будет молиться должнымобразом.

Отцу следуетисходить в данном вопросе из позиции авторитетных улемов прошлого. Ненужно заставлять сына, не достигшего десятилетнего возраста, ходить напятничную молитву. Старайтесь поощрять сына, возбуждать в нем интерес,используя лишь принцип «пряника», но не «кнута». Пусть он занимаетсясвоими детскими делами, пока ему не исполнится десять лет или околоэтого, и лишь тогда надо начать обязывать его.

5. Старайтесьсделать так, чтобы молитва ассоциировалась у сына с какими-то любимымиделами или вещами. Например, собираясь на прогулку, привяжите ее повремени к окончанию послеобеденной или вечерней молитвы и т.п., и тогдамальчик получит стимул к исполнению этой молитвы в положенное время ине забудет о ней, поскольку она привязана к чему-то приятному. Пустьотец постарается увязать все действия, совершаемые совместно с детьми,с расписанием молитв, и тогда дети научатся организовывать время,распределять его в зависимости от распорядка молитв; кроме того, этобудет напоминать им о совершении молитв в положенное время. Отец можетпривить сыну интерес, записав его в кружок при мечети, где онподружится со своими сверстниками, также посещающими кружок.

6. Полезноотметить наступление возраста, когда у мальчика появляются первыерелигиозные обязанности. Родители должны позаботиться о том, чтобыдостижение семилетнего возраста не осталось без особого внимания. Вжурнале «Валяди» за январь 1999 г. приведен рассказ о саудовской семье,устроившей праздник по поводу достижения сыном семилетнего возраста.Празднование с участием всех членов семьи открыла бабушка, рассказавшаяв своем вступительном слове о значении молитвы в исламе, о том, чтомолитва является одним из основных элементов религии. Затем слово взялдядя, рассказавший о важности приучении детей к молитве.

Мать мальчикасказала журналистам о том,что этот праздник сыграл очень большую роль,пробудив в нем энтузиазм, усилив желание хранить молитву. Онарассказала о том замечательном чувстве, которое охватывает родителей,когда они готовят сына к вступлению в новый этап его жизни, связанный сисполнением молитв.

7. Используйте педагогический прием поощрения и стимулирования.

Когда мы хотимпривить ребенку добрые обычаи, следует стараться вознаграждать его заусердие, так как в этом случае в душе его рождается чувство моральногоудовлетворения.

Награда можетбыть как осязаемой (например, игрушка, сладости, и т.п.), так иморальной, радующей душу (похвала, улыбка, рассказ о том, как хорошоведет себя ребенок, в присутствии других людей).

Однако при этомвоспитатель не должен забывать о том, что излишняя похвала противоречитнормам поведения в исламе. Этим педагогическим установлением ему такжеследует руководствоваться. Не нужно говорить чересчур много словодобрения, так как они могут утратить свою ценность и посеять в детскойдуше тщеславие и высокомерие.

Не следует такжеделать денежное вознаграждение основным видом поощрения, поскольку вдальнейшем это может дурно сказаться на психологии ребенка.Поддерживайте равновесие между материальной и моральной сторонамипоощрения.

8. Средиморальных средств побуждения детей к молитве можно посоветоватьповесить в детской комнате график с расписанием молитв. Пусть мальчикили девочка каждый раз делают пометки в графике об исполнении илинеисполнении молитв. Если в доме несколько детей в возрасте от семилет, можно устроить между ними соревнование и еженедельно давать призытем, кто был усерднее других в исполнении молитв и посещении мечети впятницу.

9. Кроме того,можно поручить детям сделать бумажные часы с подвижными стрелками иповесить их в доме, чтобы напоминать всем членам семьи о временимолитвы.

10. Девочку,достигшую семилетнего возраста, можно поощрить к молитве, подарив ейплатье, которое бы она надевала во время молитвы.

11. Хотимподчеркнуть, что необходимо неустанно следить за детьми, постояннонапоминать им об их обязанностях в этот период. Господь сделал егодостаточно долгим для того, чтобы родители смогли использовать всевозможные приемы и средства для приучения детей к молитве, для того,чтобы они исполняли молитвы по собственному внутреннему побуждению, безприказа или просьбы.

12. Родителям неследует прибегать к физическим наказаниям в этом возрасте. Бить детейза невнимание к молитве можно лишь после достижения ими десяти лет.

13. Нужноприучать сына к азану, к исполнению молитв во время семейныхпутешествий и прогулок. Надо также научить его предстоянию среди своихсверстников во время таких путешествий.

14. Неплохозаснять сына на пленку, когда он призывает на молитву и молится средисвоих друзей, и время от времени просматривать эту запись всей семьей.

IV. Период после достижения десятилетнего возраста

Это периоднаступления шариатской ответственности, в конце которого, когда мальчикили девочка достигают совершеннолетия, молитва становится обязательнойдля мусульманина. В этот период следует предпринимать следующее.

1. Мальчику или девочке приказывается исполнять обязательные молитвы, которые они не исполнили вовремя.

2. Им также велятисполнять обычные дополнительные молитвы (нафиль) и молитву витр,причем с той же неукоснительностью, которая применяется к обязательныммолитвам.

3. Детизапоминают поминания и славословия, входящие в молитву, обучаютсяотдельным правилам ее исполнения: например, паданию ниц при окончаниимолитвы в случае, если они по рассеянности пропустили какой-то ееэлемент.

4. Отец заботитсяо том, чтобы регулярно брать сына на общую молитву, и приказывает емупосещать ее. Участвуя в общей молитве, мальчик, помимо привыкания кисполнению самой молитвы, приучается находится среди массы мусульман,знакомится с выдающимися улемами, обучается правилам поведения во времявыслушивания проповедей и напитывается духовной пищей.

В позднем детскомвозрасте ребенок в силу своей природы склонен участвовать вбогослужениях вместе со взрослыми и любит бывать с ними в храмах. Отецдолжен использовать эту склонность и развивать ее, применяяразнообразные педагогические приемы.

5. Об одном изсредств, помогающих привить мальчику или девочке усердие к молитве,рассказал журнал «Валяди» за январь 1999 г. Приведем выдержки израссказа одного мусульманина, помещенного в журнале:

«Я всегда помнютеплую руку, в которой лежала моя рука, когда мы выходили из мечети. Еетепло до сих пор разливается по моему телу. Это рука моего отца, скоторым я всегда ходил в мечеть…

Всякий раз,вспоминая об этом, я чувствую, насколько важно, чтобы мой сын смладенческих лет привыкал к молитве… Я много работал над ним, носложность с ним состоит в том, что он слишком любит играть и оченьзабывчив. Ему уже девять лет, но он до сих пор не исполняетобязательных молитв, если ему об этом не напомнят. Особенно часто этослучается, когда он находится вне дома, среди своих двоюродных братьеви сестер.

Мне пришла вголову мысль поручить ему, чтобы он обучил свою младшую сестру молитвеи следил за ней, когда она исполняет все молитвы. И результат былзамечательным для них обоих! Приготовясь к молитве и надев специальноеплатье для этого, сестра всегда звала его, чтобы помолиться вместе.Признаюсь, что такого результата я и не ожидал».

6. Купите книгиили кассеты, в которых говорится о значении молитвы, и читайте илипрослушивайте их всей семьей, а затем обсуждайте их. Во время такихобсуждений сыну надо предоставить больше возможностей для разъяснениязначимости молитвы.

7. Родителямследует позаботиться о том, чтобы у детей в этом возрасте былиблагочестивые друзья, вместе с которыми они приучались бы молиться инеукоснительно придерживались распорядка молитв: ведь, как говорится, скем поведешься, у того и наберешься.

8. Если сын,достигший десятилетнего возраста, не исполняет обязательной молитвы,отец должен указать ему на это и дать соответствующее наставление,ссылаясь на повеление Великого и Всемогущего Аллаха и Его пророка (даблагословит его Аллах и да приветствует!). Если этого окажетсянедостаточно, следует перейти на более жесткий тон, отчитать сына,перестать шутить и общаться с ним, лишить его некоторых излюбленныхвещей. Такое психологическое наказание возымеет безусловный эффект идля большинства детей окажется достаточным, избавив родителей отнеобходимости прибегать к физическому воздействию.



semya.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика