Культура интимных отношений в Исламе
Исламне оставил без внимания ни одного вопроса, связанного с деятельностьючеловека. Все аспекты нашей жизни получили в религии Всевышнего Аллахаоценку с точки зрения пользы или вреда для человека. Одним из такихвопросов является взаимоотношение полов. Поэтому культуре отношениймужчины и женщины, в том числе и отношений сексуальных, в исламепридается немаловажное значение.
Сексуальнаяжизнь как неотъемлемая часть человеческого бытия получила широкоеотражение в правовых и этических нормах ислама. В мусульманскойтрадиции половая близость рассматривается не просто как естественнаяпотребность, присущая большинству живых существ; она прочно сопряжена стакими духовными категориями, как благое намерение, поминаниеВсевышнего, культура и этика, которые присущи исключительно человекуразумному. Эти категории поднимают любое действие до положения ибадата(поклонения Аллаху), за которое человеку полагается вознаграждение.
Для чего нужен секс
Ещев эпоху средневековья мусульманский ученый Ибн аль-Кайим в широкоизвестном труде "Задуль миад" написал: "Что касается сексуальнойблизости или полового влечения, то наставление пророка в отношенииэтого было наиболее полным; оно способствовало сохранению здоровья,наполняло душу наслаждением и радостью, служило средством достиженияцелей, для которых собственно и предназначалось; основные из них:продолжение рода, вывод семенной жидкости, застой которой вреден дляорганизма в целом, удовлетворение желания, получение удовольствия,наслаждение благом, которым наделил Всевышний, что являетсяединственным предназначением полового влечения в раю, где нет нидеторождения, ни проблемы застоя семенной жидкости. Поэтому лучшиеврачи видят в совокуплении одно из условий сохранения здоровья".
Ибналь-Кайим также отмечал: "Половая близость полезна, в частности, тем,что позволяет усмирить взор, обуздать желание, дает силы воздерживатьсяот совершения недозволенного как мужчине, так и женщине. Она приноситпользу и в этой, и в будущей жизни. Поэтому общение с женами было однимиз любимых дел пророка. Посланник Аллаха сказал: Из (наслаждений) жизнидольней больше всего мне полюбились женщины и благовония (приводится уАхмада и ан-Насаи)".
Обращаяськ молодежи, пророк сказал: "…кто из вас имеет возможность, пустьженится. Воистину, это чище для ваших глаз и органов".
Может ли телесное быть духовным
Другоймусульманский автор, Абу Хамид аль-Газали, в работе по мусульманскойэтике перечислил целый ряд нюансов, имеющих большое значение привступлении в половую близость.
Сего точки зрения, половой акт каждого благочестивого мусульманинадолжен претворять намерение защитить себя и свою семью от совершениянедозволенного, увеличить численность – а значит силу – мусульманскойуммы. "Ибо в количестве – сила", - писал аль-Газали.
Исламрассматривает половую близость супругов как богоугодное дело, закоторое полагается награда от Аллаха. В этом проявляется одна измилостей Аллаха по отношению к мусульманской умме. В хадисе, переданномАбу Зарром от пророка, говорится: "В совокуплении каждого из вас –садака (милостыня). (Сподвижники) сказали: "О посланник Аллаха, есликто-либо почувствует желание, в этом ему будет садака?" Пророк сказал:"Если бы он направил его в харам (запретное), был бы он наказан заэто?.. Также если он направил его в халяль (дозволенное), он будетвознагражден за это" (приводится у Муслима).
Издругих хадисов пророка Мухаммада явствует, что половой акт долженначинаться с ласковых слов и поцелуев. В сборнике "Крепостьмусульманина" приводится специальное дуа (молитва), которое супругамнадлежит прочитать перед началом интимного общения: "Во имя Аллаха. ОАллах отдали от нас шайтана, и отдали шайтана от того, чем Ты наделилнас". Посланник Аллаха сказал: "И если Аллах предопределил им ребенка,то шайтан никогда не причинит ему вреда" (приводится у Бухари).
Секс несовместим с однообразием
Ислампредоставляет человеку возможность максимально разнообразить своюсексуальную жизнь, не выходя за рамки дозволенного. В этой религии рази навсегда решена проблема, которую специалист Боб Берковиц вынес взаголовок своей книги с символичным названием "Он больше не может"(He’s Just Not Up for It Anymore). Ученый считает, что главной причинойотказа мужчины от занятий любовью является "рутинный секс" и"отсутствие новизны". В Коране говорится: "Ваши жены – нива для вас,ходите на вашу ниву, откуда пожелаете". Авторитетный толковательСвященного писания мусульман Джабир Ибн Абдалла писал, что этот айатбыл ниспослан пророку Мухаммаду в ответ на ханжеское утверждение людейписания, которые говорили: "Если мужчина приблизился к своей женесзади, то их ребенок родится косым". Об этом же говорится в хадисах,приводимых у Бухари (154/8) и Муслима (156/4).
Приэтом в исламе категорически запрещены анальные отношения. ПосланникАллаха сказал: "Проклят тот, кто совершил с супругой анальный секс"(этот хадис приводится у Ибн Ади 1/211, его достоверность подтвержденаАль-Альбани). Как отмечает аль-Газали, этот запрет связан с тем, чтоподобные отношения противоречат человеческому естеству и вызываютотвращение у нормальных, здравомыслящих людей. Кроме того, они лишаютженщину права наслаждаться нормальными отношениями с любимым человеком.
Главное – гигиена
Большоевнимание в исламе уделяется половой гигиене. После сексуальной близостис женой мужчине, перед тем как приблизиться к ней снова, желательносовершить полное омовение. Пророк сказал: "Если мужчина приблизился кженщине, а потом пожелал вернуться к ней, пусть совершит полноеомовение. Это придаст ему дополнительные силы" (приводится у Муслима).Совершение омовения между общениями с женой носит необязательныйхарактер и является желательным. Если же имеется возможность совершитьполное омовение (гусл), то это будет предпочтительней. По сообщению АбуРафии, в один из дней посланник Аллаха, навещая своих жен, совершалполное омовение у каждой из них. Я спросил: "А не сделать ли всеомовения за один раз?" На что пророк сказал: "Это чище, лучше игигиеничнее" (приводится у Абу Дауда и Насаи).
Вкнигах по фикху подробно описываются случаи, в которых необходимосовершать полное омовение. Во-первых, при соприкосновении половыхорганов. Посланник Аллаха сказал: "Если произошло проникновение одногооргана в другой (в другом ривайате: соприкосновение одного органа сдругим), необходимо совершить гусл (полное омовение)" (приводится уМуслима и Ахмада). При этом необходимость совершения гусла возникаетнезависимо от того, произошло семяизвержение или нет. Во-вторых, вслучае семяизвержения, независимо от того, имело место соприкосновениеполовых органов или нет.
Человеквправе отложить совершение гусла до утреннего намаза. Однако перед сномжелательно совершить малое омовение, что явствует из вопроса Умарапосланнику Аллаха: "Может ли кто-либо уснуть, будучи в состоянии джунуб(требующем совершения гусла)?" Посланник Аллаха ответил: "Да, но пустьсделает малое омовение, если пожелает" (приводится у Ибн Хиббана).
Категорическизапрещается половая близость во время месячных. В Коране говорится:"Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: "Это – страдание".Отдаляйтесь же от женщин при менструациях и не приближайтесь к ним,пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним так,как приказал вам Аллах. Поистине, Аллах любит обращающихся и любиточищающихся!" Согласно сунне, кто приблизился к своей жене в состояниименструации, должен в искупление своего поступка дать садаку(милостыню). Однако менструация не исключает полностью интимной жизни.В этот период супруги могут наслаждаться взаимными ласками, избегаяполового контакта. Аиша сказала: "Посланник Аллаха велел женщинам применструациях обернуться покрывалом, после чего ложиться со своимимужьями" (приводится у Бухари и Муслима).
Контрацепция… Почему бы нет?
Супругампо обоюдному согласию разрешается прерывать половой акт, а такжеиспользовать средства контрацепции, если они не хотят заводить ребенка.Однако предохранение от беременности не должно нарушать прав женщины наматеринство и получение наслаждения от общения с мужем. Свидетельствотому – хадис Джабира Ибн Абдаллы: "Мы практиковали прерванный половойакт во времена посланника Аллаха. Когда об этом стало известно пророку,он не запретил нам" (приводится у Бухари и Муслима).
Вместес тем имам аль-Газали предостерегал от чрезмерного увлеченияконтрацепцией. По мнению ученого, она притупляет чувства жены отобщения с мужем, а также приводит к утрате институтом брака некоторыхего предназначений, в частности, увеличения рождаемости.
И напоследок
semya.kz