Кто что должен делать в мусульманской семье
Распределениеправ и обязанностей в мусульманской семье называется в исламе«основанным на естественных, врожденных особенностях обоих полов». «Кпримеру, женский организм прекрасно снаряжен для деторождения, тогдакак мужчины вовсе не приспособлены к сему. С другой стороны, мужчиныхорошо соответствуют полководческой деятельности; доверить женщинекомандование на поле боя равносильно бедствию. Это не вопроспревосходства или неполноценности, речь идет об отпущенных природойвозможностях и подобающем их использовании». (Положение женщиныв исламе. Islam international publication LTD. Исламабад. 1991., С. 7.)
Такой подходрасходится с западным, буквальным пониманием равенства полов,включающим, наряду с равенством прав, также равенство тяжестивозложенных задач между мужчиной и женщиной (так, одним из аспектовравенства, например, называется возможность работать в таких же тяжелыхсферах работы, как и мужчины). Интересно, что научные заключенияв данном случае выступают на стороне ролевого распределения функций.
Согласно мнениюамериканского социолога Энтони Гидденса, до сих пор не обнаружено такоеобщество, в котором женщины обладали бы большей властью, чем мужчины.Он отмечает, что повсеместно первоочередной задачей женщины быловоспитание детей и ведение домашнего хозяйства, тогда как политическаяи военная деятельность остается, как правило, прерогативой мужчины.Пытаясь разобраться в причинах такой ситуации, он находит, что онипредопределены врожденной природной сущностью полов:
Мусульманский семейный кодекс гласит:
«Различиямежду мужчиной и женщиной в определенных особенностях, дарованияхи способностях, как физических, так и психологических, не делает одногоиз них двоих выше достоинством, чем другой, однако, они связаныс возможностью выполнения стороной определенных бытовых и иныхжизненных функций, с которыми не может справиться другая сторона. Таковзакон Аллаха относительно всего человечества, действующий, в том числе,как среди самих мужчин, так и среди самих женщин.
Женщина, в силусвоей чувствительности, мягкости и женственности является источникомспокойствия, душевной и социальной гармонии для семьи и мужа.И благодаря своей сущности и непомерному терпению в отношении процессабеременности, родов и материнства, занимается воспитанием детей,заботится о них, вскармливая их грудью и воспитывая их, а такжезаботясь об их потребностях. Мужчина, в свою очередь, по причине своейсилы, стойкости и непрерывного заработка, призван обеспечивать семьюпропитанием и удовлетворять ее потребности, а также заниматьсяее воспитанием и защитой». (Статья 7. Мусульманский семейный кодекс)
Всевышний Аллах сказал: «Мужчинамполагается доля из того, что они приобрели, и женщинам полагается доляиз того, что они приобрели. Просите у Аллаха из Его милости, ведьАллаху известно обо всякой вещи» (Коран: 4, 32)
Всевышний также сказал: «Мужчиныявляются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из нихпреимущество перед другими и потому что они расходуют из своегоимущества» (Коран: 4, 34)
Это различиенепреложно, подтверждено реалиями материальной и социальной жизни, и неотрицается никем, кроме как теми, кто готов отрицать истинное положениеи суть вещей.
Данное различие не означает, что один из них двоих выше достоинством перед Аллахом, чем другой. Всевышний Аллах говорит: «Самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный» (Коран: 49, 13) То есть, почитание идет по признаку богобоязненности, а не половому или иному различию.
Также пророк, мир ему и благословение, сказал в своей прощальной проповеди: «Олюди, поистине ваш Господь один и ваш праотец один. Поистине,нет превосходства у араба над неарабом и у неараба над арабом и украсного над черным и у черного над красным, кромекак по богобоязненности», затем сказал: «Пусть присутствующий доведет до отсутствующего». (Достоверный хадис. Передали: Ахмад, Аль–Байхаки, Ибн Мардавайх)
Уместно будет также привести в отношении затронутого вопроса высказывание известного российского социолога Е.Р. Ярская–Смирнова: «В главе о семье нового учебного пособия по социальной психологии (Основы социально–психологической теории. М. 1995. С.188–189.) приводятся результаты отечественных исследований, относящихся к концу 1980–х гг. (Социальная сфера: преобразование условий труда и быта. М., 1988. С. 122–123.)Среди факторов, прямо способствующих стабильности брака, на первомместе названы "высокие репродуктивные установки женщин", а на втором —"наличие в семье главы". В то же время, расхождение репродуктивныхустановок мужа и жены, установок супругов на профессиональную работужены и на характер главенства в семье названы в первых рядах "факторовриска", обратно пропорциональных стабильности брака. В свое времяпубликация этих результатов послужила легитимирующим аргументомв пользу горбачевской идеи вернуть женщину к её "естественным" семейнымобязанностям. Сегодня те же аргументы предлагаются для изучения будущимпсихологам–практикам, социальным работникам, семейным консультантам».
Коран, говоря о женщине, упоминает ее роль и призвание. Он говорит:
«Мызаповедали человеку делать добро его родителям. Матери тяжело носитьего и рожать его, а беременность и кормление до отнятия его от грудипродолжаются тридцать месяцев» (Коран: 46, 15)
А также сказал: «Материдолжны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотятдовести кормление грудью до конца. А тот, у кого родился ребенок,должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях» (Коран: 2, 233)
А также сказал: «Мызаповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его,испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в двагода. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие» (Коран: 31, 14)
В то же время, как говоря о мужчинах, Коран упоминает битвы и сражения, управление и усердие, заработок и торговлю.
al-azhar.ru
semya.kz