Брак. Роль мужа и жены в нем
Выборспутника жизни в мусульманском мире резко отличается от принятого наЗападе. Поскольку Ислам придает столь большое значение целомудрию искромности, в большей части мусульманского мира юноша и девушкаобщаются друг с другом очень мало. Средние школы в подавляющембольшинстве раздельные, и, за исключением тех, которые особо прониклисьдухом западных влияний. Мальчики и девочки не общаются друг с другом,не устраивают свиданий и ни в коем случае не допускают никакойдобрачной близости. И хотя любовь, несомненно, считается вмусульманском браке весьма важной, к мусульманским парам она, какправило, приходит после заключения брака, а не до того.
Поэтомувыбор брачного партнера производится чаще всего (но не обязательно)родителями, особенно если речь идет о девушке. Молодым людямпозволительно выразить свое предпочтение, они могут сказать, чего бы имболее всего хотелось, они могут принимать активное участие в самомвыборе, но обычно они не отправляются на самостоятельные поискибудущего супруга.
Согласно Исламупредложение может исходить как от семьи юноши, так и от семьи девушки,но обычно предложение делает юноша. Это происходит благодаря контактамего родителей, других родственников или близких друзей с родителямидевушки; брак не может состояться без согласия и одобрения ее отца илиопекуна, выдающего девушку замуж. В зависимости от традиций общества, вкотором живут будущие супруги, они могут или не могут видеть друг другадо брака, хотя Ислам дает им это право. Однако, если они встречаются добрака, это должно происходить в присутствии других людей, посколькуИслам запрещает мусульманину и мусульманке, не состоящим в браке или вродстве махрам[1] находиться друг с другом наедине.
Брак в Исламеявляется как священным, так и правовым договором между мужчиной иженщиной, устанавливающим законность, нерушимость и взаимнуюответственность их родственных отношений, принятие друг друга вкачестве супругов но обоюдному решению для совместной жизни согласноучениям Ислама. Оба должны сознавать свой долг перед Богом иответственность друг перед другом во всех аспектах их взаимоотношений.
"О люди!Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души и сотворилиз нее пару ей, а от них распространил множество мужчин и женщин. Ибойтесь Аллаха, Которым вы друг друга упрашиваете, и родственныхсвязей. Поистине, Аллах всегда наблюдает за вами!"
Коран, 4: 1
Как мы ужевидели, Ислам отводит руководящую роль в семье мужчине, поскольку он вбольшинстве случаев обладает несколько большей физической иэмоциональной силой и стойкостью, чем женщина. По этой причине намужчину возложена ответственность за поддержку и содержание женщин - нетолько жен и дочерей, но также всех родственниц, которые нуждаются впомощи и поддержке.
"Мужья стоятнад женами за то, что Аллах дал одним преимущество над другими, и зато, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины -благоговейные, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах".
Коран, 4: 34
Жена являетсядругом и помощником своего мужа, будучи вместе с ним ответственной задела семьи, физическое и эмоциональное благосостояние ее членов ивоспитание детей. Она должна подчиняться мужу, если только он нетребует от нее непокорности Богу, в этом случае она не должна емуподчиняться, он же со своей стороны должен быть внимательным изаботиться об ее благополучии. Как явствует из приведенных выше аятовКорана, она также отвечает за должное состояние дел в хозяйстве своегомужа, за соблюдение своей чести, достоинства и порядочности, онаобязана хранить свою сексуальность только для того мужчины, с которымсостоит в браке.
В Исламе женщина, замужняя или нет, считаетсячеловеком со своими собственными правами, а не просто приложением кмужу. Так, например, она имеет полное право владеть и распоряжатьсясвоими имуществом и заработком даже после вступления в брак, а, вступивв него, она имеет право сохранить свою фамилию, не принимая фамилиюмужа. Но если она сама пожелает взять фамилию мужа - это ее право.Западный стереотип относительно мусульманской женщины как о всего лишьдомашней рабыне, с утра до ночи занятой приготовлением пищи, стиркой иприсмотром за детьми, лишенной духовности, интересов, не имеющей правона собственную жизнь, а также возможности конструктивно участвовать вжизни общества, в исламских учениях, не имеет под собой оснований. ИбоИслам считает мужчину и женщину равными в смысле их ответственностиперед Богом и собственной индивидуальности.
Как мы уже видели, вИсламе ответственность за содержание женщины ложится на мужчину.Заработок, имущество или наследство женщины полностью принадлежат ей, иона может использовать их по собственному усмотрению; даже если у нееесть деньги, она не обязана тратить их на содержание себя, своих детейи мужа. Отсюда явствует, что, поскольку мужчина полностью несет бремяпо содержанию женщины, он вправе получить большую долю наследства, чемженщина, которая вольна тратить свои средства как пожелает.
Что касается вопросао том, что свидетельство двух женщин равно свидетельству одногомужчины, для того, чтобы, по словам Корана, "если собьется одна, тонапомнила бы ей другая", то это условие исходит из факта, что мужчинапревосходит женщину в тех вещах, которые требуют точности памяти,хладнокровного суждения и применения рациональных, а не эмоциональныхспособностей. Это касается случаев, когда мужчина считается болеезнающим, и, вероятно, более справедливым и точным свидетелем, чемженщина. Однако в тех случаях, когда женщина, обладая знаниями испособностью к суждению в большей степени, чем мужчина свидетельствоженщины может быть расценено как равное свидетельства мужчины и дажевыше его. Это положение было установлено для зашиты прав обвиняемых,поскольку в Исламе человек считается невиновным пока не доказана еговина, и считается более предпочтительным отвести наказание отвиновного, чем ошибочно наказать невиновного.
Ислам предписываетобоим одинаковые религиозные обязанности, не считая послаблений,сделанных для женщин в связи с деторождением, и, как показываютприведенные ниже стихи Корана, делает сознательное следование Исламу,добрые дела, всяческое рвение на пути Бога, духовное развитие истремление к знаниям равно обязательными для мужчин и для женщин:
"И ответил им Господь их: "Я не погублю деяний ни одного из ваших деятелей - ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других".
Коран, 3: 195
"А если ктосделает что-нибудь благое - будь то мужчина или женщина, и он при этомверующий, - то эти войдут в рай и не будут обижены ни на бороздкуфиниковой косточки".
Коран, 4: 124
"А верующиемужчины и верующие женщины, они - друзья одни другим: они побуждают кпризнанному и удерживают от неодобряемого, простаивают молитву и даюточищение (Закят), повинуются Аллаху и Его посланнику. Этих помилуетАллах, ведь Аллах - Велик, Мудр! Обещал Аллах верующим мужчинам иженщинам сады, где внизу текут реки, - для вечного пребывания там, - иблагие жилища в садах вечности. А благоволение Аллаха больше; это -великая удача!"
Коран, 9: 71 - 72
В то же время Ислампризнает, что женщины обладают более тонкой, чувствительной иэмоциональной натурой, чем мужчины, и мужчины должны обходиться с нимисоответственно. Существует множество прекрасных Хадисов Пророка (даблагословит его Аллах и приветствует), предписывающих доброту изаботливость по отношению к женщинам, советующих мужьям относиться ксвоим женам с уважением, почитанием и со всеми чувствами,соответствующими их тонкой женской природе. "Лучшие из мужчин, -говорил он, - это те, которые наилучшим образом относятся к своимженам". Поскольку природа мужчины и женщины неодинакова, каждомудоверена особая роль в обществе. Эти роли дополняют друг друга, икаждая из них является равно основополагающей и необходимой дляфункционирования общества. Внутри этой структуры как мужчина, так иженщина свободны в стремлении к тому, что для них важно, они вольнывносить свой вклад в общество соответственно собственным навыкам иинтересам, но при условии, что они не пренебрегают своими домашнимиобязанностями и их деятельность не таит угрозы их достоинству искромности. Женщины могут занимать в обществе многие должности, скоторыми они справятся лучше или, по крайней мере, не хуже мужчин,например, в некоторых областях медицины, ухода за больными и т.п.,образования, общественной работы и других.
Во времена Пророка былиженщины, претерпевшие преследования, изгнание и даже принявшие смертьза свою веру от рук язычников наравне с мужчинами, подносившие во времябитв воду раненым, заботившиеся о получивших увечья, а подчас ипринимавшие участие в боях. Они обсуждали с самим Пророком различныевопросы и даже спорили с ним. Был даже такой случай, когда женщинавстала в мечети, чтобы поправить Халифа 'Умара по правовому вопросу.'Айша, вдова Пророка, разбиралась в исламской юриспруденции и многиевыдающиеся мусульманские ученые того времени брали у нее консультации,а ее сестра 'Асма с юности до глубокой старости совершала чудеса отвагии героизма.
В Коране сказано о брачных отношениях:
"Из Его знамений - что он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость".
Коран, 30: 21
"Он - Тот, Кто сотворил вас из единой души и сделал из нее супругу, чтобы успокаиваться у нее..."
Коран, 7: 189
Дух брака в Исламе -это дух взаимного уважения, доброты, любви, сотрудничества игармоничных взаимоотношений. В лице своего мужа жена имеет друга ипартнера, разделяющего с ней ее жизнь и заботы, лелеящего, иоберегающего ее, помогающего ей выполнять обязанности, которые ей былобы трудно, а то и невозможно выполнять одной; а мужчина имеет в лицесвоей жены товарища и помощника, обеспечивающего ему покой, комфорт иотдых от борьбы с превратностями жизни этого мира. Говоря прекраснымязыком Корана: "они (жены) - одеяние для вас, а вы (мужья) - одеяниедля них" (Коран, 2:187). И они служат друг другу, как любимая одежда -обеспечивают уют, защиту, безопасность, украшают, хранят тепло,укрывают и скрывают все личное от чужих глаз.
Хотя женщины чащевсего выполняют работу по дому, поскольку для них такая забота болееестественна, Ислам не принуждает их к этому. Муж должен помогать жене вработе по дому, следуя примеру Пророка (да благословит его Аллах иприветствует), помогавшего своим женам, чинившего свою одежду ипринимавшего участие в домашнем труде. И хотя мать, прежде всего,занимается воспитанием своих детей, Ислам не требует от нее заниматьсяэтим весьма важным делом одной. Должное воспитание детей - обоюднаяобязанность мужа и жены, и, несмотря на то, что большая частьежедневных занятий с детьми чаще всего выпадает на долю жены, муж - эточеловек, наделенный в семье высшей властью, отвечающий не только заблагосостояние, но и за поведение всех членов семьи. Муж и жена должнывместе создавать в доме исламскую атмосферу и находить нужный подход квоспитанию детей, поддерживая в этом друг друга.
Брак такжепредусматривает еще одну основополагающую обязанность - обязанностьмужа и жены удовлетворять сексуальные нужды друг друга и в то же времяне искать для этой цели кого-либо другого. Узаконивая удовлетворениесексуальных нужд исключительно в браке (ибо иной способ ихудовлетворения запрещен), Ислам также требует, чтобы муж и женасохраняли себя в этом плане исключительно друг для друга. Вмусульманском браке не должно быть измен: как мы уже говорили,супружеская неверность является не только одним из тягчайших грехов,но, согласно исламскому праву, еще и страшным преступлением. Крометого, считается совершенно необходимой защита женщин от всего, чтообесчещивает, унижает или каким-либо иным образом эксплуатирует ее пол.Поэтому, Ислам устанавливает для мужчин и женщин некоторые ограничениядля того, чтобы сексуальное влечение проявлялось только лишь в близкихотношениях мужа и жены и не становилось источником вреда и разложения вобщественных масштабах.
Мусульманские бракиотличаются прочностью, особенно по сравнению с браками в сегодняшнемсветском обществе. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, вотличие от светских браков, где добрачная любовь и близость считаютсянеизбежными, основной составляющей мусульманского брака является общаясистема ценностей, общие принципы и образ жизни. Вследствие этогомусульманские муж и жена, даже будучи носителями различных культур иливыходцами из различных слоев общества, обладают приблизительноодинаковыми мировоззрением, системой ценностей, во многом схожимипривычками и поведением, что дает им возможность гармонично сочетатьсядруг с другом.
Кроме того, при всехсегодняшних трудностях мусульманского мира прочность семьи поощряется иподдерживается различными общественными институтами. Это полностьюпротивоположно ситуации во многих частях западного мира, где разводуспособствует - можно даже сказать, делает его неизбежным - влияниеразличных социальных факторов, которые ослабляют не только преданностьсупругов друг другу, но и способность человека поддерживать устойчивыеи постоянные родственные отношения с другими людьми. В-третьих,мусульмане в прошлом, как правило, жили среди других народов и поэтомуумеют приспосабливаться к различным обстоятельствам; благодаря этомуони относятся к другим терпимо и привыкли прощать, даже, несмотря навозможные разногласия и трения.
Другая причинаустойчивости браков в Исламе заключается в том, что мусульмане имусульманки в большинстве случаев совершенно согласны со своими мужскойи женской ролями. В результате, поскольку разделение ролей иобязанностей между мужем и женой четко определено и признано, многихпроблем и трений удается избежать. А кроме того, мусульмане чаще всегоокружены множеством родственников и друзей. Это дает каждому изсупругов возможность вести собственную жизнь независимо от другого,поддерживая отношения со многими другими людьми, имея разнообразныеэмоциональные отдушины и источники поддержки. Таким образом, ни муж, нижена не принуждаются к полной зависимости от единственногородственника, означающей, что лишь только этот последний может бытьисточником его или ее эмоционального удовлетворения, тем самымвзваливая на него или на нее невыносимую ношу и,таким образом ослабляяузы брака, поскольку множество прекрасных взаимоотношений с другимилюдьми делают жизнь более светлой, даже когда между супругами возникаюттрения.
Подводя итог, скажем,что мусульманский брак представляется не романтичным союзом вголливудском духе, а кровным и телесным родством двух человеческихличностей. Это совсем не означает, что такой родственный союз полностьюгарантирует идеальные отношения. Но любые трения или противоречия междусупругами разрешаются внутри самой семьи при помощи смягчающего влиянияобщества, а не путем расторжения брака и разрушения семейной ячейки,что гораздо сложнее и пагубнее, чем стремление приспособиться кхарактеру своего супруга (супруги) и проявить терпимость (за иключениемособых случаев, когда развод не только желателен, но и необходим).Благодаря всем присущим ему предосторожностям мусульманский брак -эточаще всего стабильный и жизнеспособный институт.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Махрам - близкие кровные родственники-мужчины, скоторыми Ислам запрещает женщине вступать в брак, например, отец, сын,брат, дед, дядя, племянник, а также свекор и молочный брат.Соответствующие родственники-женщины являются махрамами для мужчины
semya.kz