Польза хиджаба получила научное объяснение

Мусульманкичасто говорят, что чувствуют себя «защищенными», «в безопасности»,«уважаемыми», когда надевают хиджаб (обязательный по религии скромныйнаряд, который скрывает формы тела и включает в себя платок или вуаль).Теперь появились доказательства того, что их ощущения имеют научноеобъяснение.

Когда психологСюзан Фиске и команда исследователей Принстонского университета провелимагнитно-резонансную томографию головного мозга у мужчин традиционнойориентации, которым предложили просмотреть серию фотографийполуобнаженных и полностью одетых мужчин и женщин, они обнаружили, чтореакция мужчин на женщин, одетых в открытую одежду, совершенно ясна инедвусмысленна. Чем меньше на них было надето, тем сильнееактивизировалась у мужчин премоторная кора головного мозга и задняячасть средней височной борозды. Эти зоны мозга отвечают за обращение синструментами, движения рук и побуждение к действию (Сикара, Дель-Амор).

«Какбудто они сразу же подумали о том, что бы хотели сделать с этимителами», - объяснила Фиске во время ежегодной встречи Американскойассоциации развития науки в Чикаго 12-16 февраля. «Они реагируют на этифотографии так, как люди реагируют на объекты», - говорит она(Николсон).

Тесты на скорость усвоения на мужчинах показали, чтоони лучше всего запомнили фотографии женщин без головы, одетых вбикини, хотя смотрели на них лишь долю секунды (Ландау).

Фиске иее команда также протестировала мужчин на враждебные женофобскиенастроения. Оказалось, что те, кому была приписана более высокаястепень агрессии, имели довольно низкую активность в тех зонах мозга,которые отвечают за обдумывание мыслей и чувств других людей (феноменосмысления действий), во время просмотра фотографий женщин в бикини.

«Они не думают об их уме», - говорит Фиске (Сикара, Дель-Аморе, Ландау).

Женщины, подчеркивающие свою сексуальность, воспринимаются как менее «человечные»

Поданным доклада Фиске, предоставленного «IslamOnline», когда системаосмысленная окружающей реальности мужчины закрывается, это означает,что он воспринимает женщин с выраженной сексуальностью как менее«человечных» (Сикара). Этот тип «обесчеловечивания» довольно редконаблюдается в лабораторных исследованиях - по словам Фиске, такоеотмечалось лишь раз – в недавней статье «National Geographic»говорилось об исследовании, в котором люди демонстрировали признакиотвращения при виде фотографий бомжей и наркоманов (Дель-Аморе).

Вслучае с полуодетыми женщинами мужчины демонстрируют не такое чувствоотвращения, как в случае с бездомными. Напротив, им хотелось бы«толкнуть», «взять в руки», «схватить» объекты в купальниках,изображенные на фотографиях (Дель-Аморе, Ландау).

Мина Сикара,выпускница Принстонского университета, участвовавшая в проведенииисследования, добавляет, что мужчины не смотрят на своих жен или сестертак же, как на женщин в откровенной одежде. К тому же, мужчиныассоциировали изображения полностью одетых женщин с глаголами в третьемлице – «она толкает», «она держит в руках», «она хватает», что, помнению Фиске, означает, что мужчины воспринимают полностью одетыхженщин более независимыми и в гораздо меньшей степени считают ихобъектами для манипуляции (Эшльман, Ландау).


Больше одежды – больше уважения

ПоФиске, результаты исследования позволяют сделать важные выводы дляженщин, особенно работающих – наблюдение за женщинами с выраженнойсексуальностью может повлиять на то, как мужчины воспринимают женщин иобщаются с ними впоследствии (Ландау, Сэмпл).

Изучениеженофобии, проведенное профессором университета в Лоуренсе, ПитеромГликом, показало, что женщины-специалисты, надевающие более откровеннуюодежду на рабочем месте, воспринимаются менее компетентными иинтеллигентными, особенно, когда им принадлежат высокие посты. Поданным «DiversityJobs», исследования Глика показали, что «женщинам навысоких уровнях иерархии и топ-менеджерам следует одеваться болеескромно и консервативно, чтобы завоевать уважение коллег».

Рядисследований также показывает связь между просмотром порнографии исовершением актов насилия против женщин, включая сексуальное насилие.Во время войн в Боснии и Ираке солдаты, совершавшие зверства ипреступления против человечности, оказывались постоянными потребителямипорнографии, даже смотрели ее, чтобы «расслабиться» после убийств (Чу,Риджали).

Фиске сравнила результаты исследования с выводамидругих ученых, показавших, что просмотр телепрограмм может сократитьэмоциональную чувствительность человека к насилию.

Достоинство и уверенность

Несмотряна очевидные доказательства преимуществ скромного и консервативногостиля одежды, характеристики хиджаба в СМИ часто изображают мусульманокугнетенными и забитыми. Карен Дэниэльсон, однако, убеждена, что ношениехиджаба придает женщине уверенность и достоинство.

Даниэльсон,американка, живущая в Иордании, впервые надела хиджаб более двухдесятков лет назад, вскоре после принятия Ислама в 1983 г. «Когда я идупо улице, меня не могут оценивать по моей чувственности или еенедостатку, или по тому, насколько я привлекательна для мужчин, -объясняет она «IslamOnline». - Я оцениваю себя, основываясь надобродетельности поведении и интеллигентности – чему и способствует мойхиджаб – и я выгляжу скромно в непритязательной одежде».

«Ячувствую, что могу быть собой, уникальным индивидом с собственнымголосом для самовыражения, - добавляет Сумайя Финнигэн. - Я неприсоединяюсь к большинству в плане их речей и стиля одежды, и поэтомуостаюсь собой – что делает меня абсолютно свободной».

БалкисМухаммад, американка, принявшая Ислам в 1979 г., придерживаетсяаналогичных взглядов. По ее словам, хиджаб «способствует скромности дляженщин и для всех, кто их окружает». Мухаммад, живущая в СаудовскойАравии, закрывает не только свое тело, но и лицо, и говорит, что еестиль одежды «заставляет остальных, в особенности мужчин, не бытьслишком раскрепощенными и не заводить ненужных разговоров».


Хиджаб и безопасность

«Яопределенно чувствую себя в большей безопасности, нося хиджаб иодеваясь в целом скромно», - говорит Кари Абудейи, еще одна американка,живущая в Иордании и соблюдающая Ислам с 12 лет, в интервью с«IslamOnline».

«Я чувствую, что это мой барьер, закрывающийменя от мужчин, их взглядов и неуважения по отношению ко мне и моимграницам. Это барьер, предотвращающий или меняющий первый инстинктивныйоценивающий взгляд, который бросают мужчины, барьер для предотвращениясексуальных ощущений, которые тебе не нужны от мужчин, или мыслей в ихголовах, которые появляются от провоцирующей одежды».

Онапродолжает, говоря: «Это защита от мужчин, которые пристают к тебе внеподобающей манере, помогающая повлиять на их решение относительнотого, чтобы встать рядом, заговорить, уставиться на тебя или тем болееприкоснуться».

Финнигэн, уроженка Лондона, противопоставляетношение хиджаба, который она характеризует как «акт повиновенияСоздателю, сохраняющий женщину в большей безопасности как в буквальном,так и в духовном смысле», с чувством уязвимости, которую она ощущала допринятия Ислама и хиджаба в 1999 г.

«Было время, когда я жалелао том, что не надела более закрытую одежду, чтобы просто-напростодобраться до дома, не беспокоясь о том, кто может идти за мной следом»,- говорит Финнигэн. «Каждый вечер я выходила из дома и возвращаласьобратно, оборачиваясь через плечо, в страхе, что на меня нападут илиизнасилуют», - рассказывает она.

«Всегда найдутся такие, ктоможет напасть на женщину независимо от их поведения или манерыодеваться», - признает Мухаммад. Но она считает, что мусульманскийхиджаб – «дополнительная помощь в предотвращении ненужных физическихконтактов».

«Одна из главных целей хиджаба – охранять женщин отвзглядов людей со слабым моральным стержнем, и тех, кто любит пуститьсяв излишние устные комплименты», - говорит шейх Рияд аль-Мусаймири,профессор университета Аль-Имам в Эр-Рияде.

По данным«IslamToday», некоторые западные обозреватели считают, что покрытиеголовы у женщин означает их признание своего более низкого социальногостатуса. «Сильнее ошибиться невозможно. Коран недвусмысленно говорит,что причина такого стиля одежды заключается в стремлении к уважению состороны окружающих. Послание женщины в хиджабе звучит примерно так:«Уважай меня за то, кто я есть. Я не сексуальный объект», - отмечаетиздание.

Для Мухаммад выбор хиджаба был очевиден. «Для менявопрос о безопасности не стоял. Я никогда не думала об этом с такойстороны», - объясняет она.

«Это был вопрос следованияустановлениям Аллаха. Я не могла быть счастливой или довольной, ставмусульманкой только наполовину. Или я становлюсь мусульманкой и следуювелениям и установлениям наилучшим образом, или остаюсь прежней», -говорит она.

«Моя одежда помогает мне напомнить самой себе омоем поведении и моей религии, и говорит о том же самом окружающим, -добавляет Дэниэльсон. - И эта безопасность высочайшего уровня; это мирума и защищенное сердце. Слава Всевышнему Аллаху!»

АмельС. Абдалла – писатель, публицист, переводчик. Автор более 200 статей натему здоровья, науки, технологий, культуры, истории, языков иобразования

«IslamOnline»
перевод islam.ru

semya.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика