Руки сперва или прежде колени в суджууде?
Вопрос:
Вотношении простирания в молитве, я читал две различных версии. Одна (наэтом вебсайте) говорит, что лучше, чтобы ваши колени касались полапрежде ваших рук. В книге ”Молитва Пророка”, говорится, что нужноставить руки на землю раньше коленей - и указывается хадиис,поддерживающий это (утверждающий, что колени прежде руки подобноверблюду и не желательно). Существует ли правильный способ?
Вопрос:
Вотношении простирания в молитве, я читал две различных версии. Одна (наэтом вебсайте) говорит, что лучше, чтобы ваши колени касались полапрежде ваших рук. В книге ”Молитва Пророка”, говорится, что нужноставить руки на землю раньше коленей - и указывается хадиис,поддерживающий это (утверждающий, что колени прежде руки подобноверблюду и не желательно). Существует ли правильный способ?
Ответ:
Аль-хамду Лилляах (Хвала Аллаху)
Учёныеразделились по вопросу, как нужно наклоняться при исполнении суджуда,нужно ли сначала класть руки или ставить колени. Согласно [мазхабам]Ханафи, Шаафи и мнению, изложенному Ахмадом, молящийся должен сперваопуститься на колени, затем на руки. Аль- Тирмизи полагал, что этогомнения придерживались большинство учёных Ислама, и сказал в его Сунан(2/57): ”Это - так, как делается согласно большинству учёных: ониполагают, что человек должен опускаться на свои колени прежде, чем онпоставит свои руки, и когда он встаёт, он должен поднимать руки прежде,чем колени. Те, кто выражает это мнение, берут в свидетельство хадиисУаа'иля Ибн Хаджара, который сказал: ”Я видел Посланника Аллаха(Салл Аллааху 'Алейхи уа Саллям), когда он делал суджууд, ставя коленивперёд рук, и когда он вставал, он поднимал руки прежде коленей”. (СообщилиАбу Даууд, аль-Тирмизи, аль-Нисаа'и, Ибн Мааджах и аль-Даара?утни(1/345). Он сказал: ”Единственный, кто рассказывал это, был Йазиид ибнХааруун от Шурайка. Никто не сообщил от 'Аасима ибн Кулейба, кромеШурайка, а Шурайк – не ?ауий (сильный)”. Аль-Байха?и сказал в аль-Сунан(2/101): ”Его иснаад – да'ииф (слабый)”. Аль-Альбаани классифицировалего как да'ииф в аль-Мишкаат (898) и аль-Ируа' (2/75). Другие учёныеклассифицировали его как сахиих, такие как Ибн аль-?аййим(Рахима-хуллаах) в его Заад аль-Ма'аад). Среди тех, кто думал, чтонужно сперва становиться в суджуде на колени, был Шейкх аль-Ислаам ИбнТаймийа и его ученик Ибн аль-?аййим; среди современных учёных,одобривших эту точку зрения, шейкх 'Абд ал-'Азииз ибн Бааз и шейкхМухаммад ибн Саалих аль-‘Усаймиин.
Маалик, аль-Аузаа'и иучёные хадиисов полагали, что молящийся должен при наклоне в суджуудставить сначала руки, опираясь на хадиис Абу Хурейра (Ради-йаллааху'анху), который рассказал: ”Посланник Аллаха (Салл Аллааху 'Алейхи уаСаллям) сказал: ”Когда кто-либо из вас простирается, пусть он неопускается, как это делает верблюд; пусть он ставит свои руки внизпрежде коленей””. (Сообщили Ахмад (2/381), Абу Даууд, аль-Тирмизии аль-Нисаа'и. Аль-Навави сказал в аль-Маджмуу' (3/421): ”Это сообщилиАбу Даууд и аль-Нисаа'и с джаййид [хорошим] иснаадом”. Шейкхаль-Альбани классифицировал его как сахиих в аль-Ируа' (2/78), сказав:”Это - сахиих иснаад, все рассказчики которого – си?аат [thiqaat -заслуживают доверия], по критериям Муслима, не говоря о Мухаммаде ибн'Абд-Аллаа ибн аль-Хасан, также известного как аль-Нафс аль-Закиййяаль-'Алауи, который является си?аат.
Шейкх Aль-Ислаам ИбнТаймийя сделал ценный комментарий по этому вопросу в аль-Фатаауа(22/449): ”Молитва допустима обоими способами, согласно согласию междуучёными. Если человек хочет опуститься сперва на колени или сначала наруки, его молитва действительна в любом случае, согласно согласию междуучёными, но они дискутировали на предмет, что являетсяпредпочтительным”.
И Аллах знает лучше.
Шейкх Мухаамад ?аалих аль-Мунаджжид
перевела сестра Марйям