Закят аль-Фитр (Милостыня Разговения)
![]() Имам аль-Хаттаби сказал: “В этом хадисе содержится указание на то, чтозакят аль-Фитр является обязательным, и то, что он обязателен, являетсямнением всех ученых”. См. “Ма’алиму-Ссунан” 3/214. Имам ан-Науауи сказал: “Все ученые сходятся на том, что закят аль-Фитробязателен для каждого мусульманина”. См. «аль-Маджму’» 6/106. Также на единогласное мнение (аль-иджма’) относительно того, что закяталь-Фитр является обязательным указывал и имам Ибн аль-Мунзир. См.«аль-Иджма’» 34. Для кого является обязательным закят аль-Фитр? Закят аль-Фитр обязателен для каждого мусульманина, имеющеговозможность его выплатить. Однако ученые разошлись в вопросе, обязан личеловек отдавать Фитр за тех, кого он обязан содержать или же каждыйобязан отдавать его только за себя. Имам ан-Науауи говорил: “Человекобязан отдавать этот закят за самого себя, а также за тех, на кого онобязан расходовать свои средства, а именно – за жену, детей иродителей”. См. «аль-Маджму’» 6/128. Сторонникиэтого мнения, что человек обязан отдавать Фитр как за себя, так и затех, кого обязан содержать, опираются на следующий хадис от Ибн ‘Умара,что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Отдавайте Фитр затех, кого вы обязаны содержать». ад-Даракъутни 2/141, аль-Байхакъи 4/161. Ноученые разошлись в достоверности этого хадиса. Имамы Ибн аль-‘Араби,аз-Захаби, ан-Науауи и Ибн Хаджар назвали этот хадис слабым, аад-Даракъутни сказал: “Правильно то, что эти слова принадлежать самомуИбн ‘Умару, но не Пророку, мир ему и благословение Аллаха”. Однаконекоторые имамы, среди которых шейх аль-Альбани, опирались на этотхадис и усиливали его достоверность другими подобными сообщениями. См. “Ируауль-гъалиль” 835. Также к этому мнению склонились ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима). См. “Фатауа аль-Ляджна” 9/367. Чтоже касается имама Ибн Хазма, то он считал, что Фитр обязательно следуетвыплачивать и за плод, находящийся в чреве матери. Однако это мнениеошибочно, и никто из имамов о подобном не говорил. Имам Ибн аль-Мунзирсказал: “Ученые единогласны в том, что за зародыша, находящегося вчреве матери выплачивать Фитр необязательно” См. «аль-Иджма’» 31. Чтоже касается известного и распространенного сообщения, которое приводитИбн Абу Шайба, что ‘Усман ибн ‘Аффан давал Фитр за свою семью и даже затех, кто находился во чреве, то оно слабое. См. “Ируауль-гъалиль” 3/330.Но даже если бы это сообщение и было бы достоверным, то максимум на чтооно указывает, так это на дозволенность выплаты Фитра за зародыша, ноникак не на обязательность. Абу Къиляба рассказывал: “Саляфы любилидавать Фитр даже за детей, находящихся в утробах”. Ибн Абу Шайба 3/173, Абдур-Раззакъ 5788. Иснад достоверный. Такжеученые разошлись в вопросе, обязан ли выплачивать Фитр каждыймусульманин или только тот, кто соблюдал пост. Большинство ученых,среди которых и имамы четырех мазхабов считают, что выплачивать Фитрследует даже тому мусульманину, кто не соблюдал пост, как напримербольной или старый человек, неспособный соблюдать пост. Некоторыеученые считали, что выплачивать Фитр обязан только тот, кто соблюдалпост, поскольку в хадисе Ибн ‘Аббаса сказано: “Пророк (мир ему иблагословение Аллаха) предписывал закят аль-Фитр, как очищение дляпостящегося от пустых разговоров”. Абу Дауд 1609, Ибн Маджах 1827, ад-Даракъутни 2/138.См. “Фатхуль-Бари” 3/364. Нетсомнения, что закят аль-Фитр искупляет прегрешения допущенные во времяпоста, однако наличие прегрешений не является условием его выплаты.Более того в хадисе Ибн ‘Умара сказано: “Пророк (мир ему иблагословение Аллаха) вменил Фитр рабу и свободному, мужчине и женщине,малому и старому из числа мусульман”. аль-Бухари 1503. Есличеловек хочет выплатить Фитр за кого-либо, то он обязан известить егооб этом и сделать это только с его разрешения, поскольку закят – этопоклонение, при котором необходимо иметь намерение. Еслиже у человека нет возможности выплачивать Фитр, то на нем нет греха, ион не должен брать для этого в долг. Всевышний Аллах сказал: «Аллах не возлагает на душу то, что ей не под силу» (аль-Бакъара 2: 286). А Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Из того, что я вам повелел, делайте то, что вам под силу!» аль-Бухари 1/234. Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Единогласны ученые в том, что тот, у кого нет возможности, не обязан выплачивать Фитр”. См. «аль-Маджму’» 6/113. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби имаман-Науауи и шейх аль-Альбани. Однако ответ на этот довод прост. Развечеловек, который не пустословил во время поста Рамадана, исходя изэтого, не обязан платить Фитр? Конечно же обязан. Под словом «малый» подразумевается ребенок, а известно, что ребенок не обязан поститься. Мудрость закята аль-Фитр ВсевышнийАллах вменил общине Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, закяталь-Фитр, чтобы избавить нуждающихся от просьб в день праздника и чтобыон послужил искуплением упущений, допущенных во время поста. Ибн ‘Аббасрассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязывалвыплачивать закят аль-Фитр, как очищение для постящегося человека отпустых разговоров и как пропитание для неимущих. Кто бы ни уплатил егодо праздничной молитвы – это приемлемый закят, а кто выплатил его послемолитвы, в таком случае он рассматривается только как милостыня”. Абу Дауд 1609, Ибн Маджах 1827, ад-Даракъутни 2/138. Уаки’ ибн аль-Джаррах говорил: “Закят аль-Фитр в месяце Рамадан, подобен саджда сахуа1 в намазе. Закят аль-Фитр искупляет упущения поста, так же как саджда сахуа искупляет недостатки в намазе”. См. «аль-Маджму’» 6/321. Чтоже касается хадиса: «Месяц Рамадан находится между небом и землей, иничего его не поднимет к Аллаху, кроме закята аль-Фитр» ад-Дайлями и Ибн Шахин,то он является недостоверным о чем сообщили имам Ибн аль-Джаузи, хафизас-Суюты и шейх аль-Альбани, который сказал: “Нам неизвестно, чтобыхоть кто-либо из ученых говорил о том, что пост без закята аль-Фитр непринимается”. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 1/118. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани. Кому дается закят аль-Фитр? Большинствоученых считают, что закят аль-Фитр распределяется также, как и обычныйзакят, среди восьми категорий, указанных в Коране: «Пожертвованияпредназначены для нищих и бедных; для тех, кто занимается сбором ираспределением закята; и для тех, чьи сердца хотят склонить (к Исламу);для выкупа рабов; для должников; для расходов на пути Аллаха и дляпутников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (ат-Тауба 9: 60). Однакоэто мнение ошибочно, поскольку эта аналогия противоречитвышеприведенному хадису Ибн ‘Аббаса, который сказал: “Пророк (мир ему иблагословение Аллаха) предписывал закят аль-Фитр, как очищение дляпостящегося человека от пустых разговоров и как пропитание длянеимущих”. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не дозволено давать закяталь-Фитр кроме как нуждающимся”. См. “Маджмууль-фатауа”, “Ихтияратуль-фикъхия” 102.См. “Задуль-ма’ад” и “Сайлюль-джарар” 2/86. Разрешаетсядавать одному бедняку несколько Фитров, или же распределить один Фитрсреди нескольких бедняков. Это говорили Малик, Ахмад, а такжешейхуль-Ислам. Однако, бедняка которому отдана часть Фитра, следуетпредупредить, что он получил меньше одного са’, поскольку он можетотдать полученное в качестве закята аль-Фитр от себя. См. «Шархуль-Мумти’» 6/179. Дозволенноодному человеку отдавать Фитр размером больше чем один са’, однаконельзя выплачивать меньше чем один са’, в чем нет разногласий. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/70. Спросилиученых Постоянного комитета: «Можно ли выплачивать закят аль-Фитр тем,кто попрошайничает на рынках, тогда как мы не знаем их истинногоположения?» Они ответили: “Фитр следует выплачивать бедным мусульманам,даже если они являются грешниками, но не вышедшими из Ислама. Следуетсмотреть на внешнее состояние бедняка, даже если он на самом делеокажется богатым. Однако следует по возможности искать достойныхбедняков. Если человек после выплаты своего закята узнал, что он попалв руки состоятельного человека, то это не повредит его закяту”. См. “Фатауа аль-Ляджна” № 3055. То же самое говорили шейх Ибн аль-Къайим, имам аш-Шаукани и другие исследователи. Можно ли отправлять закят аль-Фитр в другой город? Неследует отправлять Фитр в другой город, кроме как при необходимости,что может заключаться в отсутствии в своем городе бедняков или жебольшая нужда в Фитре в другом городе. Мусульманин должен выплачиватьсвой Фитр в той местности, где его застал конец месяца Рамадан. На этоуказывали многие ученые. Спросили имама Малика о человеке, которыйпроживает в одной из стран Африки, однако который в день разговениянаходится в Египте: «Где он должен выплачивать закят аль-Фитр?» Маликответил: “Следует выплачивать Фитр там, где он находится. Но если егосемья (проживающая на его родине) выплатит Фитр за него, то ему этозасчитывается”. См. “аль-Мудауина” 1/337. ИмамИбн Къудама сказал: “Что касается закята аль-Фитр, то его следуетвыплачивать в том городе, в котором пребывает тот, кому он сталобязательным, независимо от того проживает он в этом городе или нет”. См. “аль-Мугъни” 2/590. Шейх Ибн Баз сказал: “Сунной является давать Фитр беднякам своей местности и не направлять Фитр в другой город”. См. “Маджму’у фатауа уа макъалят”.Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Дозволено ли отправлять в другой городзакят аль-Фитр?» Он ответил: “Если в городе человека, который хочетотправить свой Фитр нет неимущих (мусульман) то нет в этом проблем.Однако если в этом нет надобности, и в его городе есть те, кому можнодать Фитр, то нельзя отправлять Фитр в другой город, на что указалинекоторые ученые”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 18/318. Кому запрещено давать закят аль-Фитр Недозволено выплачивать закят аль-Фитр неверным, ибо нет для них ничего вобязательных предписаниях выплаты закята. Посланник Аллаха, мир ему иблагословение Аллаха, отправляя Му’аза в Йемен призывать людей кИсламу, сказал ему: «И если они подчинятся тебе в этом (т.е. вединобожии и в совершении молитв), то дай им знать, что Аллах обязал ихбогатых делать пожертвования в пользу их бедных». аль-Бухари 3/225, Муслим 19. Имам ан-Науауи говорил: “Мы считаем, что не дозволено давать Фитр неверному, однако дозволил это Абу Ханифа”. См. «аль-Маджму’» 6/142.Хасан аль-Басри говорил: “Нет для неверных, проживающих на земляхмусульман ничего из обязательной милостыни (закят и закят аль-Фитр),однако если человек пожелает он может дать им добровольную милостыню”. Абу ‘Убайд 1/236.Что же касается сообщения, что Абу Майсара собирал закат аль-Фитр ираспределял его среди монахов, то оно является недостоверным. См. “Тамамуль-минна” 389. Такжезакят аль-Фитр не выплачивается тем, кого человек обязан содержать, аэто родители дети и жены. Имам Малик говорил: “Не давай закят никому изчисла своих близких родственников, которых ты обязан содержать!” См. “аль-Мудауина” 1/344. Имам аш-Шафи’и сказал: “Закят не дается ни отцу, ни матери, ни дедушке, ни бабушке!” См. “аль-Умм” 2/87.См. «аль-Иджма’» 32. Однако жена может выплатить мужу закят, поскольку она не обязана его содержать. Выплачиватьзакят и закят аль-Фитр родственникам мусульманам, которых человек необязан содержать ? лучше, как сказал шейх Ибн ‘Усаймин. Такжезакят не выплачивается богатому и сильному, трудоспособному человеку.Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не дозволенамилостыня (садакъа) для богатого, а также для сильного, трудоспособногочеловека!» Абу Дауд 2/234, Ибн аль-Джаруд 363.Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар и шейхаль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. Имам Ибн Къудама сказал:“Не дается богатому пожертвование, предназначенное для нищих и бедных,и нет в этом вопросе разногласий среди ученых”. См. “аль-Мугъни” 2/522. Имам Ибн аль-Мунзир сказал, что в том, что закят не выплачивается тем,кого человек обязан содержать не было разногласий среди ученых. Размер закята аль-Фитр Сослов Ибн ‘Аббаса сообщается, что посланник Аллаха, мир ему иблагословение Аллаха, сказал: «Давайте закят аль-Фитр в виде одного са’еды». Абу Ну’айм 3/262, аль-Байхакъи 4/167. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 282. Закяталь-Фитр следует давать в виде одного са’ продуктов питания. Один са’равен четырем муддам, а один мудд – это то, что помещается в двесоединенные ладони. См. “Маусу’атуль-фикъхия” 3/163. Объемодного са’ приблизительно соответствует объему пшеницы в 3 кг, каксказал это шейх Ибн Баз. В зависимости от разновидности продуктов, еговес может быть различным. Так, например, объем ячменя в один са’, будетвесить меньше чем 3 кг, тогда как рис или творог объемом в один са’может весить чуть больше, чем 3 кг. Тому, кто желает выплатить точныйФитр в один са’, следует определить объем продуктов равный весу пшеницыв 2,4 кг, о чем говорил шейх Ибн ‘Усаймин в «Шархуль-мумти’». Чем следует выплачивать закят аль-Фитр? АбуСа‘ид аль-Худри сказал: “Мы выплачивали закят аль-Фитр одним са’ еды,или одним са’ ячменя, или фиников, или творога, или изюма”. аль-Бухари 1506. Ученыевысказывали различные мнения относительно толкования слова «та’ам»(еда) упомянутого в хадисах. Некоторые сказали, что под словом «еда»подразумевается пшеница. Другие сказали, что дозволенно выплачиватьтолько тем пропитанием, которое упоминается в хадисах. На самом же делемнение тех ученых, кто считает, что слово «та‘ам» в хадисах являетсяобобщенным и имеет отношение ко всей еде, которую можно отмерить,сильнее и обоснованней. Более того, следует выплачивать закят аль-Фитрименно теми продуктами, которые являются основными в каком-либорегионе, на что указывает хадис Абу Са’ида, который сказал: “При жизнипосланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы выплачивали Фитродним са‘ продуктов питания, а питались мы в то время ячменем, изюмом,сушеным творогом и финиками”. аль-Бухари 1510. Ашхабрассказывал: “Я слышал, как имам Малик сказал: «Не выплачивается ячменьтем, кто не употребляет его! Следует выплачивать тем, что употребляютлюди»”. См. “аль-Истизкар” 9/263.Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “Учитывать пропитание, являющеесяосновным в какой-либо местности, является обязательным во все времена”.См. “ат-Тамхид” 7/127. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Пророк (мир ему и благословениеАллаха) обязал выплачивать закят аль-Фитр одним са’ фиников или ячменя,поскольку это было пропитанием жителей Медины. И если бы жители Мединыупотребляли в пищу не эти, а другие продукты, то Пророк (мир ему иблагословение Аллаха) не обязал бы их выплачивать продукты, которые онине использовали”. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/68. ШейхИбн аль-Къайим писал: “Те, продукты, что упоминаются в хадисах, былиосновными продуктами жителей Медины. Если же продуктами жителейкакой-либо местности являются не эти продукты, то им следуетвыплачивать Фитр ходовыми у них продуктами, как например кукуруза, рис,инжир и прочие продукты. Если же их пищей являются не сыпучие продуктыа, например, мясо или рыба, то следует им выплачивать Фитр тем, чем онипитаются, что бы это ни было. Это мнение большинства ученых, и оноявляется правильным”. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 3/12. ШейхИбн ‘Усаймин говорил: “Если сыпучие продукты не являютсяпродовольствием жителей какой-либо местности, а наоборот, их едойявляется, например мясо, и это является их основной пищей, то имследует выплачивать Фитр мясом, что является правильным”. См. «Шархуль-мумти’» 6/182. Чтокасается хадиса от Абу Са’ида, что они выплачивали Фитр одним са’ муки,то он является слабым, о чем говорили имам Абу Дауд и другие. См. “Ируауль-гъалиль” 848.Однако, несмотря на то, что этот хадис слабый, все же группа ученыхдозволяла выплачивать закят аль-Фитр мукой. Имам Ибн Къудама говорил:“Дозволено выплачивать Фитр мукой и об этом говорил имам Ахмад”. См. “аль-Мугъни” 2/357.Этого мнения придерживались также имам Абу Ханифа, шейхуль-Ислам ИбнТаймия, шейх Ибн аль-Къайим, а из современных ученых отдал емупредпочтение шейх Ибн ‘Усаймин. Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Дозволено также выплачивать Фитр имакаронами, если они из числа основных продуктов питания в определеннойместности”. См. «Шархуль-мумти’» 6/191. Такимобразом, на основании всего сказанного становится ясно, что Фитр можновыплачивать любыми продуктами, будь то гречка, фасоль, макароны, рис,пшенка, мясо и т.п., если данные продукты являются основными в той илииной местности. И человек не обязан выплачивать Фитр самым дорогимпродуктом, он может выплатить его средним из того, чем он питается сам. Нельзяплатить Фитр испорченными продуктами, а также не следует давать егобыстро-портящейся едой. Ибн аль-Къайим сказал: “Что касается хлеба иприготовленной еды, то даже если в них есть польза для бедняков и этотребует траты времени и сил, то все равно пользы в сыпучих продуктахбольше, так как хранить их можно дольше. Что касается хлеба иприготовленной еды, то даже если их будет много, они быстро испортятсяи их невозможно долго хранить”. См. “И’лямуль-муаккъи’ин” 3/18. Также нельзя давать Фитр сахаром, солью и т.п. поскольку все это не еда, а приправа. А Всевышний Аллах сказал: «Никогдане достигните вы благочестия, пока не будете расходовать то, чтолюбите, а что бы вы ни израсходовали – Аллах про это знает» (Али ‘Имран 3:, 92). Можно ли давать закят аль-Фитр деньгами? Недозволено давать закят аль-Фитр ни одеждой, ни деньгами, ни чем-либоеще, кроме еды, поскольку это противоречит велению посланника Аллаха,мир ему и благословение Аллаха, велевшего выплачивать Фитр едой.Однако, несмотря на это некоторые ученые дозволили выплачивать Фитрденьгами. Имам ан-Науауи сказал: “Большинство факъихов не дозволилидавать Фитр деньгами, и дозволил это Абу Ханифа. Также Ибн аль-Мунзирпередал дозволенность этого от Хасана аль-Басри, ‘Умара ибн‘Абдуль-‘Азиза и Суфьяна ас-Саури”. См. “Шарх сахих Муслим” 7/60. Имамаль-Хаттаби, приведя хадис Абу Са’ида: “При жизни посланника Аллаха(мир ему и благословение Аллаха) мы выплачивали фитр одним са’ еды, апитались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками”,сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что выплачивать деньгамиФитр нельзя, поскольку упоминаются определенные продукты, а не деньги”.См. “Ма’алиму-Ссунна” 2/44. Динарыи дирхамы существовали и во времена Пророка, мир ему и благословениеАллаха, однако вместо денег шариат предписал выплачивать Фитр именноедой, на чем необходимо остановится. Посланник Аллаха, мир ему иблагословение Аллаха, говорил: «Тот, кто совершит деяние, на которое небыло нашего указания, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/236. Спросилиимама Ахмада о человеке, который решил выплатить закят аль-Фитрдирхамами и он ответил: “Я опасаюсь, что это не будет ему засчитаноиз-за противоречия Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха)!”Также сообщается, что когда имам Ахмад сказал: “Не следует выплачиватьФитр деньгами вместо еды!”, - его спросили: “Тут люди заявляют о том,что ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз выплачивал деньгами”. Тогда он сказал:“Оставляют слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) иговорят: «Сказал такой-то!»” См. “аль-Мугъни” 2/671. Когда следует выплачивать закят аль-Фитр? ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Абуль-‘Алия относительно слов Всевышнего Аллаха: «Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал молитву» (аль-А’ля 87: 14-15), сказали: “Это значит: выплатил закят аль-Фитр, а затем отправился на праздничную молитву”. См. “Ахкамуль-Къуран” 3/176. Ибн ‘Умар сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел выплачивать Фитр перед выходом на праздничную молитву”. аль-Бухари 1503. Имам Ибн ат-Тин сказал: “Время выплаты Фитра после утреннего намаза и до праздничной молитвы”. См. “аль-Мутауари” 135, “Фатхуль-Бари” 3/478. Некоторыеученые посчитали, что время выплаты Фитра начинается после заходасолнца последнего дня Рамадана и длится до праздничной молитвы. Однакопервое мнение, что его следует выплачивать перед выходом на праздничнуюмолитву сильнее, поскольку опирается на прямой хадис. Чтоже касается мнения тех ученых, кто считал, что Фитр можно выплачиватьдаже в начале Рамадана, то оно является ошибочным и ни на что неопирается, а более того, противоречит сообщению от Ибн ‘Аббаса, вкотором сказано что смысл Фитра состоит в пропитании для бедняков вдень праздника. Имам Ибн Къудама сказал: “Смысл обязанности закятааль-Фитр – это праздник Разговения”. См. “аль-Мугъни” 2/676. Имамыаш-Шаукани и Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади говорили: “Большинство ученыхсчитало, что выплата закята аль-Фитр до праздничной молитвы являетсялишь желательным, и считало, что его можно выплатить до конца дняРазговения. Однако хадис Ибн ‘Аббаса является опровержением им!” См. «‘Аунуль-Ма’буд», “Найлюль-аутар” 4/255. Спросилишейха аль-Альбани: «Дозволено ли выплачивать закят аль-Фитр занесколько дней или недель до праздничной молитвы?» Он ответил: “Это недозволено, поскольку смысл закята аль-Фитр состоит в том, чтобыизбавить нуждающихся от просьб в день праздника. Если ты выплатишь Фитрза долго до него, то нет сомнения в том, что нуждающийся не продержитэто продовольствие до праздника”. См. “аль-Хауи мин фатауа шейх аль-Альбани” 283. Ноесли человек опасается, что он не успеет выплатить Фитр до праздничноймолитвы, то можно его выплатить за день-два до праздничной молитвы, чтоявляется исключением. Нафи’ рассказывал: “Ибн ‘Умар бывало, выплачивалзакят аль-Фитр за день-два до праздника”. аль-Бухари 1511, Муслим 986. Некоторыеученые сказали, что Ибн ‘Умар выплачивал Фитр за день за два не самимбеднякам, а человеку, которого назначали собирать Фитр, на чтоуказывают другие сообщения. Нафи’ рассказывал: “Ибн ‘Умар посылал закяталь-Фитр за два-три дня до праздника тому, кто собирал его2”. Малик 1/285.Также сообщается от Айюба, что на вопрос: “Когда Ибн ‘Умар выплачивалФитр?” Нафи’ ответил: “Когда сборщик начинал собирать Фитр”. Егоспросили: “А когда сборщик начинал собирать Фитр?” Он ответил: “Задень-два до праздника”. Ибн Хузайма 4/83. Однаковажно отметить, что закят аль-Фитр не засчитывается, если отдан послепраздничной молитвы, как сказал Ибн ‘Аббас: “А кто выплатил его послемолитвы, в таком случае он рассматривается только как обычнаямилостыня”. Ученые Постоянного комитета сказали: “Тот, кто не выплатил Фитр в еговремя, совершил грех! Он обязан принести покаяние за задержку выплатыФитра и все равно дать его беднякам”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 9/369. Исключением является тот, кто не знал об этом. Выплата закята аль-Фитр засчитывается лишь тогда, когда отдана бедняку.Она должна дойти до него или до доверенного лица, собирающего Фитрсвоевременно. Бедный человек может доверить другому лицу, собиратьвыплачиваемый ему закят. Своевременное поступление закята к доверенномулицу означает его получение бедным человеком. Однако ученые сошлись на том, что если человек не успел или забылвыплатить закят аль-Фитр до праздничной молитвы, он становится долгом,выплата которой все равно остается обязательной. См. “аль-Мугъни” 2/458, “Маусу’атуль-фикъхия” 41/43. Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Я выплатил закят аль-Фитр когда был вЕгипте в начале Рамадана, но теперь я нахожусь в Мекке. Является ли дляменя обязательным опять выплатить Фитр?» Шейх ответил: “Да, ты обязанвыплатить Фитр, поскольку выплатил его преждевременно! Вещь связана спричиной, а причиной Фитра является день Разговения и это времяявляется временем данного закята. Хорошо известно, что день Разговениянаступает только в конце Рамадана, и не выплачивается Фитр кроме какпосле захода солнца последнего дня Рамадана. Однако есть облегчение вдозволенности выплаты Фитра за день-два до праздничной молитвы, и этотолько облегчение, поскольку истинное время этого закята начинается свечера последнего дня Рамадана и длится до праздничной молитвы. А еслиесть возможность, лучше всего выплатить Фитр утром до праздничноймолитвы”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 18/180. ________________________ 1 Саджда сахуа – два земных поклона в конце молитвы, совершаемые за допущенную ошибку или упущение в молитве. Источник: islamhouse.com |