Каким образом определяется начало месяца и его завершение

ИзображениеПередаётся от Абдуллы ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, чтопосланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, упомянул Рамадан, исказал: “Не поститесь до тех пор, пока не увидите новый месяц, и непрерывайте пост, пока не увидите его. Если же он будет скрыт от вас, тоотсчитывайте его”. (Аль-Бухари, Муслим)
 В версии Аль-Бухари: “Когда увидите его (новый месяц), то поститесь, итакже когда увидите его, прекращайте пост. Если же он будет скрыт отвас, то отсчитывайте его1“.
  “…отсчитывайте его” – значит, определяйте его величину,соответственно самому большему количеству дней в месяце, что в лунномкалендаре составляет тридцать дней. Это означает, что месяц надодовести до тридцати дней. Это единое мнение всех учёных, как саляфов ,так и более поздних богословов2.
 На это указывают следующие версии хадисов: “….А если он будет скрыт отвас, то отсчитывайте тридцать дней”. В другой версии: “…доводите дополного числа”. Все указанные версии содержатся в “Сахыху Муслим”3
 В другом хадисе передаётся от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, мирему и благословение Аллаха, сказал: “Когда увидите новый месяц,поститесь, когда увидите его снова, прекращайте пост. Если же он будетскрыт от вас, то соблюдайте пост в течение тридцати”. В другой версииэтого хадиса говорится: “…Поститесь, когда вы видите его (новый месяц)и прекращайте когда снова его увидите, если же он будет скрыт от вас,то доводите число Шаабана до тридцати”4
  Абдулла ибнУмар, да будет доволен им Аллах, сказал: “Все люди старались разглядетьновый месяц, и я сообщил посланнику Аллаха, мир ему и благословениеАллаха, что я увидел его, тогда он начал пост и повелел людям поститьсявместе с ним”.5(Хадис передан Абу Даудом, ибн Хиббан и Аль-Хаким сочли его достоверным)

  Польза и законы, извлекаемые из данных хадисов:

 1) Начало рамаданского поста определяется видением нового месяца нанебе. Если же облачность, пыль или дым, или нечто подобное,препятствует непосредственному наблюдению месяца, то необходимо довестиШаабан до тридцати дней, после чего начинается Рамадан.

  2)Человек не должен поститься в последний день Шаабана, так сказать “навсякий случай”, даже если он не видит месяц по причине климатическихусловий, пыли и.т.п. Это является харамом, потому что пророк сказал:“Не поститесь до тех пор, пока не увидите новый месяц”.

  3) Если же месяц виден, то ни какие прогнозы астрологов в учёт не принимаются.

 4) Определение начала и конца Рамадана, путем наблюдения за положениемлуны, говорит нам о легкости, заложенной в исламском шариате. Ведьтакой метод прост и не нуждается в особом изучении, каких либо наук.При таком методе начало месяца может определить любой человек с хорошимзрением. Если бы знание о наступлении Рамадана основывалось наастрологических расчётах, то такой вариант оказался бы неудобным длямногих мусульман. Надо учитывать, что люди живут в разных уголках землии в разные времена, и не все сообщества людей обладают хорошимипознаниями в области астрологии.

  5) Обязательным будет, начатьпост, людям той страны, в которой наблюдалось появление нового месяца.Что касается жителей других стран, в которых месяц не было видно, тоони не постятся, потому что начало Рамадана связано с наблюдением залуной. И тот факт, что новолуние было определено в другой стране, неявляется действительным для других стран и городов, так как появлениенового месяца может различаться в разных частях света6.

 6) Свидетельство о наступлении месяца Рамадан может приниматься даже отодного человека, если нет ни каких сомнений в его надёжности, как наэто указывает хадис ибн Умара. Что касается окончания этогоблагословенного месяца, то необходимо свидетельство двух надежныхлюдей, как на это указывают другие хадисы7.

 7) Оповещение людей о начале поста и празднике Аль-Фитр8должно исходить только от правителя мусульман, или надлежащих органов,учреждённых этим правителем для исполнения данной функции9.

 8) Тому, кто увидел новолуние, следует оповестить об этом правителя или его заместителя по данному вопросу.

 9)Необходимо принимать в расчеты объявления о наступлении и окончанииРамадана, которые делаются современными средствами массовой информации,при условии, что эти объявления исходят от правителя или ответственныхорганов10.

 10)Выходить на улицу и искать новый месяц, является желательным для всехмусульман. Это делается в последний день Шаабана и Рамадана, для того,чтобы узнать начало и конец священного месяца.

 11)Если же новый месяц увидит женщина? В этом вопросе имеются некоторыеразногласия среди учёных. Шейх ибн Баз, да окажет Аллах ему своюмилость, считал наиболее правильным, что свидетельство женщины в этомвопросе не принимается, потому что участие в его решении ограничиваетсямужчинами, так как они имеют больше опыта и познаний в данной сфере11.

________________________

  1 Аль-Бухари(1087, 1081), Муслим (1080)
  2 Смотри комментарий Ан-Навави к “Сахыху Муслима”(7\186)
  3 Муслим(1080-1081)
  4 Аль-Бухари (1810), Муслим (1081), первая и вторая версия принадлежат Муслиму, а третья Аль-Бухари
  5Хадис привёл Абу Дауд(2343), Ад-Дарими (1691), Ад-Даракутни (2\156),Аль-Байхакы (4\212), Ат-Табарани в книге “Аль-Аусат”(3877), его сочлидостоверным ибн Хиббан (3447), Аль-Хаким который сказал, что этот хадиссоответствует условиям Муслима (1\585), а так же Ан-Навави назвал егодостоверным в книге ” Аль-маджму” (6\276)
  6 Смотри коментарии ибн Муляккын(5\181-182)
  7Ат-Тирмизи в своей книге “Джами”(3\74) сказал: “Между учёными не былони каких разногласий в том, что для окончания поста необходимосвидетельство двух мужчин”
  Ан-Навави в своем комментарии к “СахыхуМуслим”(7\190) сказал: “Имеется ввиду, видение месяца частью мусульман,наблюдение же месяца всеми людьми не требуется. Более того,свидетельство двух надёжных людей достаточно. Что касается началапоста, то наиболее правильным, является мнение о достаточности одногонадежного мужчины. В тоже время, для завершения Рамадана и наступленияШавваля, нельзя принимать свидетельство только одного человека. Этомнение всех учёных, кроме Абу Саура, он позволял свидетельство одногочеловека о прекращении поста”. Смотри “Маджму-уль-фатава”Ибн Баз(15\62).
  8Праздник Аль-Фитр – один из двух праздников установленных Всевышним,для мусульман, по случаю окончания рамаданского поста, отмечаетсяпервого Шавваля.
  9 “Аль-Булюг” с комментариями Абу Кутайбы Аль-Фараяби(1\412), смотри “Аль-Фатава Ас-Саадия”
 10 Смотри “Маджму-уль-фатава”Ибн Баз(15\86-87).
 11Хадис приводимый ибн Умаром, будет доволен им Аллах, говорит о том, чтодозволенно принимать свидетельство одного человека, если он утверждает,что видел на небе новый месяц. Опираясь на этот хадис некоторые учёныесчитали допустимым свидетельство женщины, как об этом упомянулАль-Хаттаби в книге “Маалим-ус-Сунан” в комментарии к = =”Сунану АбиДауд”(2\753), шейх ибн Баз, да окажет Аллах ему свою милость, считалнаиболее правильным, что свидетельство женщины в этом вопросе непринимается. Смотри”Маджму-уль-фатава”Ибн Баз(15\62).


“Избранные хадисы о Рамадане.”
Ибрахим Мухаммад Аль-Хукайль.
Перевел Абу Ясин Руслан Маликов для сайта “Почему Ислам“

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика