Забой на птицефабрике с предшествующим ударом током
Вопрос:
Ас-саляму алейкум!
Беспокоит вопрос о дозволенности следующего вида закалывания. Мы с братьями очень часто ездим на птицефабрики в своей области, в которых осуществляем забой кур согласно Шариату. Но перед тем как зарезать курицу со словами "БисмиЛляхи, Аллаху Акбар", птица проходит ванночку с электрическим током (для "успокоения", иначе ломаются крылья, шатается конвейер). И буквально через 5-6 секунд каждый из нас перерезает им головы. На наши сомнения по данному поводу "старшие" отвечали, что не раз проверяли, что такие куры после снятия поднимаются через несколько секунд.
Ответьте пожалуйста о дозволенности такого вида забоя (прохождение тока через птицу), действительно ли он попадает под категорию "согласно Шариату"!
Ответ:
Уалейкум ассалам уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Говорит шейх аш-Ширбини, один из поздних специалистов шафиитского мазхаба (умер 988 году по Хиджре) в вопросе необходимости наличия жизни животного при его закалывании:
Достаточно наличие жизни при начале перезания глотки, так как самое большее что от нас требуется по шариату, так это наличие полной жизни при начале процесса зарезания.
И не обуславливается абсолютная уверенность о наличие полной жизни при закалывании, однако достаточно сильного предположения на основе некого внешнего обстоятельства,признака как например это может быть понято из сильных движений животного, или обильного кровотечения. И это положение (примета в виде сильного движения) имеет место в случае если этому не будет предшествовать то, к чему можно отнести смерть (т.е. если предшествовало что то, что может быть причиной смерти, как ранение, падение).
И если это ранение приведет к сильным движениям (предсмертным), а затем оно будет зарезано, то это животное не будет разрешенным. (Т.е. если движения животного после этого ранения будут всего лишь агонией, а не признаком жизни)
И в общем, наличие жизнь (при зарезании) иногда познается на основе полной уверенности, иногда сильного предположения основанного на неких внешних обстоятельствах, знаках, признаках.
И если мы будем сомневаться в наличие жизни, то это животное будет запрещено, по причине наличия сомнения в разрешающем факторе.
См. Мугний аль-Мухтадж 6\112
Практически тоже самое упомянул имам ибн Кудама при разговоре о том, если человек зарезал животное с затылка:
Сказал аль-Кади:
"Если осталась в животном жизнь до перезания глотки, то это будет разрешенным для еды. Если же нет, то нет.
И узнается это по сильным движениям (которые не являются агонией, а признаком жизни)."
И это более правильное мнение, и это мазхаб аш-Шафии.
Так как зарезание если будет в том, в ком есть жизнь (в момент зарезания), то это будет разрешенным для еды.
Как животное на которое напал хищник, упавшее с обрыва (и было зарезано до смерти).
См. аль-Мугний 1\2376
Также говорит имам ибн Кудама в другом месте:
"То животное которое было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами, или задрано хищником, и то что умерло от болезни – все это запрещено.
Кроме как если человек успеет зарезать его. Так как Всевышний сказал(смысл):…..если только вы не успеете зарезать его. Сура аль-Маида 3
Также в хадисе служанки Ка'ба: "То что одна из его овец была ранена, и служанка успела ее зарезать камнем.
Ка'б спросил об этом Посланника Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует- на что он ответил: "Кушайте ее".
См. аль-Бухари 5505.
Если же в этом животном не останется из жизни кроме как предстмертные движения зарезаного животного (т.е. когда животное уже зарезали и оно испуская дух двигается, даже может быть сильно), то его зарезание (в таком случае) не будет действительным.
Если же он застал животное и в нем есть жизнь, так что можно его зарезать, то это будет разрешено отталкиваясь от общего смысла аята и хадиса.
Все равно дошло ли это животное до состояния при котором известно что оно не будет жить (обычно после этого падения, ранения и т.д.), или будет. И это также по доказательству обобщенности аята и хадиса. Так как Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует – не распросил его (т.е. Ка'ба о подробностях состояния животного).
См. аль-Мугний 1\2379
Поэтому брат, в вашем случае если птицы живут после этого удара током, т.е. их движения не движения предстмертной агонии и это доказано опытом, а не просто единичный случай, то тогда это мясо будет разрешенным.Что же касается самого процесса битья током перед зарезанием, то конечно если есть такая возможность, то лучше это оставить, так как в этом есть еще причинение животным дополнительного мучения.
Редакция сайта www.tayhid.lact.ru.