Является ли рвота нечистотой (наджаса)?
Вся хвала Аллаху.
Во-первых:
Большинство ученых считает, что рвота является наджасой (нечистотой)
Сказано в аль-Маусуа аль-Фикхия (34/87):
Существуют различные мнения относительно чистоты рвоты. Ханафиты и Ханбалиты говорят, что это нечистота (наджаса) и они опираются на разные доводы. И это мнение Маликитов относительно еды, которая была изменена в процессе пищеварения, даже если она не приобрела характеристик кала. В качестве довода они приводили слова Пророка (мир ему и благословения Аллаха): «О, Аммар, одежду следует мыть в пяти случаях: кал, моча, рвота, кровь и семя»
Они также цитировали в качестве довода, что это нечистоты тот факт, что это можно сравнить с калом, по причине запаха и отталкивающего вида.
Некоторые ученые, как ибн Хамз и Шаукани считали, что рвота чиста (тахир), потому что основа всему – чистота, и нет достоверного сообщения относительно того, что это нечистоты.
Он отвечали на хадис Аммара, что это слабый (даиф) хадис.
Ан-Навави сказал в аль-Маджму (2/549): «Хадис Аммара был передан Абу Яла аль-Маусили в своем муснаде, Даракутни и аль-Байхаки. Аль-Байхаки сказал: это ложный хадис без основы. Даракутни и аль-Байхаки постановили, что это слабый хадис (даиф)»
Он был также оценен как слабый (даиф) аль-Хафизом ибн Хаджаров аль-Талхис аль-Хабир, 1/33
Шейх Альбани сказал в Тамам аль-Минна (стр. 53), комментируя мнение автора Фикх аль-Сунна о том, что рвота является нечистотой:
«Я говорю: автор не привел доводов для этого, кроме слов: «Существует консенсус, что это нечистоты». Это ошибочное заявление, потому что ибн Хазм не был на этом мнении, когда заявил, что рвота мусульманина чиста. Это было мнением имама Шаукани в Дарар аль-Бахия и Сиддик Хана в его комментарии; они не считали рвоту человека относящейся к нечистотам в целом и это правильно. Они сказали, что это относится к разногласиям ученых, и они не могут быть убраны без наличия достоверного довода. Подобное было сказано Шаукани в аль-Сайль аль-Джарар»
Шейх Сулейман аль-Альван был спрошен о том, является ли рвота нечистотой и он ответил: «Правильным мнением является то, что это чисто (тахир) в любом случае (т.е. изменилась еда или нет). То, что рвота неприятна и отталкивает, не указывает на нечистоту.
Основным принципом в этом вопросе является чистота всего, кроме того, что имеет довод на нечистоту. Нет довода на то, что рвота нечиста, поэтому она чиста»
См. Маджму, 2/570; аль-Мугни 1/485
Во-вторых:
Относительно того, аннулирует ли рвота омовение, то правильным мнением ученых является то, что рвота не аннулирует омовение. Смотрите ответ на вопрос 2570.