Брак Мисйар определения и правила.
Вопрос:
На вашем сайте была информация о браке Мисйар. Что это за вид брака? Является ли это халалом или харамом?
Ответ:
Вся хвала Аллаху.
Во первых:
БракМисйар - это брак при котором мужчина заключает шариатский договор сженщиной, выполняя все необходимые условия брака, но при этом женщинаотказывается от своих прав, как например на жилище, на проведение ночис мужем или содержание.
Следующие причины могут привести к заключению подобных браков:
1
Увеличениечисла одиноких женщин, которые не могут выйти за муж, из-за высоких ценна содержание семьи и стоимости свадьбы или из-за большого количестваразводов. В данных условиях, некоторые женщины соглашаются стать второйили третьей женой, отказываясь при этом от некоторых прав
2
Некоторыеженщины вынуждены оставаться в доме у родителей, потому что ониединственные опекуны членов семьи, или потому что у них есть некоторые(умственные или физические) недостатки, и ее семья не желает, чтобы мужнес излишнюю нагрузку, или если у нее есть дети и она не можетпереехать с ними в дом мужа и по другим причинам.
3
Некоторыемужчины желают сохранить честь женщины или им нужна возможностьполучать больше дозволенных наслаждений, без причинения неудобствпервой жене и детям.
4
В некоторых случаях, муж желает скрыть от первой жены свой первый брак, опасаясь последствий и проблем во взаимоотношениях.
5
Мужчиначасто отправляется в поездку в определенное место и остается там надолгий период. Вне всяких сомнений, пребывание там с женой лучше, чемоставаться там одному.
Это наиболее основные причины для заключения подобных браков.
Во вторых:
Ученыеразошлись во мнениях в отношении подобных браков, и существуетнесколько мнений, которые меняются от того что это дозволено, до тогочто это макрух или что это не позволено. Необходимо отметить некоторыемоменты:
1.
Никто из ученых не сказал, что подобные бракнедействительны или неправильны; они не разрешали подобные браки из-запоследствий, к которым они могут привести, и что этим могутвоспользоваться плохие люди, что окажет влияние на общество, ведьженщина может сказать, что ее друг является ее мужем. Это такженегативно скажется на детях, так как они будут воспитываться вотсутствии отца.
2.
Некоторые из тех, кто заявлял одозволенности этого опровергли данный подход. Среди больших ученых,которые говорили о дозволенности этого: 'Abd al-'Azeez ibn Baaz иShaykh 'Abd al-'Azeez Aal al-Shaykh; и среди больших ученых, которыесказали о допустимости этого, но затем отказались от этого был шейхУсеймин; среди больших ученых, которые сказали что это не позволено былшейх Албани.
3.
Те кто заявил о том, что это дозволено, несказали о том, что можно устанавливать ограничение во времени брака,как в случае с мута. И они не сказали, что подобный брак можнозаключать без попечителя (вали). И они не говорили о том, что этот бракможно заключать без присутствия свидетелей или без присутствия жены,напротив необходимо чтобы все это было.
В третьих:
Мнение ученых относительно подобных браков:
1.
Шейхаибн Бааза (да помилует его Аллах) спросили о браке мисйар; когдамужчина берет вторую, третью или четвертую жену, и эта жена вынужденаоставаться с родителями или с одним из них в своем доме, и муж приходитк ней время от времени, в зависимости от обстоятельств. Какое правило вотношении подобного брака?
Он ответил:
"Нет ничего неправильногов подобном браке, если при этом выполняются все условия шариата, такиекак присутствие вали и согласие партнеров, присутствие двухблагочестивых свидетелей для подписания контракта, у партнеров нетпрепятствий, так как на это указывают слова Посланника Аллаха (даблагословит его Аллах и приветствует): "Условия брачного контракта,которые более всего заслуживают выполнения это те, посредством которыхстановится дозволенной интимная связь" и "Мусульмане связаныусловиями". Если партнеры согласны на то, что женщина будет оставатьсясо своей семьей или что она будет с мужем днем, но не ночью, или лишь вопределенные дни или ночи, то нет ничего неправильного в подобномбраке, если он не был скрыт и о нем было сообщено"
Fataawa 'Ulama' al-Balad al-Haraam (p. 450, 451) и Jareedah al-Jazeerah no. 8768, Monday 18 Jumaada al-Oola 1417 AH.
Однако,некоторые ученики Шейха сказали, что позже он отказался от мнения одозволенности этого, но мы не смогли найти письменного подтвержденияэтому.
2.
Шейха 'Abd al-'Azeez Aal al-Shaykh (да помилует его Аллах) спросили:
Многоразговоров относительно дозволенности брака мисйар. Мы хотим получитьопределенный ответ от Вас по этому вопросу, с описанием условий иобязательств, если это дозволено.
Он ответил:
"Условиями длябрака являются: согласие партнеров, наличие вали (попечителя) и двухсвидетелей. Если выполнены эти условия и о браке было публичносообщено, и они (муж, жена, свидетели) не желают скрывать этого, и ониорганизовали валиму (угощение) или свадебное празднование, то подобныйбрак действителен, и вы можете называть это любым именем после этого."
Jareedah al-Jazeerah, Friday 15 Rabee' al-Thaani 1422 AH, issue no. 10508.
3.
Шейха ал Албании спросили о браке мисйар и он не позволил это по двум причинам:
(i)
Аллах сообщил о цели брака (перевод смысла):
"Среди Его знамений - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас,чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь имилосердие. Воистину, в этом - знамения для людей размышляющих" Но вподобных браках этого не достичь.
(ii)
Может случиться так, чтоу мужа будут дети с этой женщиной, но так как он находится далеко отнее и редко навещает ее, то это негативно скажется на их воспитании иотношениях с детьми.
См: Ahkaam al-Ta'addud fi Daw' al-Kitaab wa'l-Sunnah (стр. 28, 29).
4.
Шейхибн Усеймин (да помилует его Аллах) говорил о дозволенности этогобрака, но затем он перестал это делать, из-за отрицательныхпоследствий, которые возникали в результате действий некоторыхгрешников.
В итоге, мы считаем:
При брак мисйарвыполняются условия брака, такие как: предложение, согласие,присутствие попечителя и свидетелей, оглашение брака, и подобный видбрака очень удобен для определенных случаев, как для мужчины так и дляженщины. Но это люди со слабой верой могут злоупотреблять этим. Поэтомудозволенность не может быть рассмотрена как общая фатва. Необходимоизучать каждый случай в отдельности и если подобный вид брака подходитлюдям, то его следует разрешить, в противном случае не следуетпозволять делать это. Это необходимо для того, что оградить людей отполучения низменных удовольствий пренебрегая другими благами брака, илидля того, что предотвратить браки в которых женой будут пренебрегать,когда муж будет уезжать от жены на много месяцев, и будет оставлять ееу себя дома, смотреть телевизор и посещать чаты или Интернет. Как можнопозволить слабой женщине проводить время таким образом? И это отличноот случаев, когда жена живет с детьми или со своей семьей и достаточнорелигиозна, послушна, целомудренна, что поможет ей быть терпеливой вотсутствии мужа.
islamqa.com