Глава 21 ЧРЕЗМЕРНОЕ ПОЧИТАНИЕ МОГИЛ ПРАВЕДНИКОВ ДЕЛАЕТ ИЗ НИХ ИДОЛОВ, КОТОРЫМ ПОКЛОНЯЮТСЯ ПОМИМО АЛЛАХА
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл понятия «идол».
2. Смысл понятия «поклонение».
3. Пророк взывал к Аллаху о помощи только в том случае, когда боялся, что может произойти нечто плохое.
4. Он имел в виду превращение могил пророков в мечети.
5. Упоминание о сильном гневе Аллаха.
6. Важнейшим вопросом можно считатьзнание причины поклонения ал-Лат (идолу женского рода), который былодним из главных идолов древних арабов.
7. Знание того, что этим идолом являлась могила праведного человека.
8. Знание того, что ал-Лат — это имянаходящегося в могиле, и упоминание смысла его имени. (По мнению многихучёных, среди которых Ибн Аббас и Муджахид, имя ал-Лат (или ал-Латт)происходит от арабского глагола «латта», одним из значений которогоявляется «готовить кашу», что и явилось истиной причиной его имени).
9. Проклятие Пророком женщин, посещающих могилы.
10. Проклятие им тех, кто зажигает на могилах светильники.
Имам Малик в своём сборнике «аль-Муватта» приводит следующий хадис:
« Посланник Аллаха сказал: ОАллах! Не делай мою могилу идолом, которому поклоняются. Поистине,силён гнев Аллаха на людей, которые превращают могилы своих пророков вмечети». ( Малик, Ахмад 2/246, «аль-Хилйа» Абу Наима 7/317 от Абу Хурайры; достоверный хадис).
Ибн Джарир приводит переданный Суфйаном ас-Саури от Мансура от Муджахида комментарий последнего к высказыванию Всевышнего «Размышляли ли вы об ал-Лат и аль-Уззе?...» (Звезда, 19). «Он [идол. — Ред.] готовил им кашу из крупы, а когда умер, они начали молиться на егомогиле». То же самое рассказал Абу аль-Джауза от Ибн Аббаса: «Онготовил для паломников кашу из крупы».
Ибн Аббас также рассказывал:
«Посланник Аллаха проклял женщин, посещающих могилы, и тех, кто возводит на них мечети и зажигает светильники». Этот хадис приводится в сборниках хадисов «ас-Сунан». (Абу Дауд (3236),ат-Тирмизи (320), ан-Насаи 4/94 и 95, Ахмад 1/229, 287, 324 и 337;слабый хадис, в иснаде которого Абу Салих Маула Умм Хани не заслуживаетдоверия)*.
*В этой главе поднимается вопрос онежелательности посещения могил женщинами. Абу Хурайра рассказывал, что«посланник Аллаха проклял женщин, постоянно посещающих могилы». (Ахмад2/337 и 356, ат-Тирмизи (1056), Ибн Маджа (1576); достоверный хадис).
Те же, кто утверждает, что женщинамразрешено посещать кладбища, опираются на хадис Абдуллы ибн АбуМулайки: «Однажды Аиша возвращалась с кладбища, и я сказал ей: “О матьправоверных! Разве посланник Аллаха не запретил навещать могилы?” Онасказала: “Да, вначале он запретил навещать могилы, а затем приказалделать это”».
Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал: «Вэтом хадисе нет аргументов. Опирающийся на него защищается тем, чтообщий запрет аннулирован, но он не принимает в расчёт особый запрет дляженщин, в котором они проклинаются за посещение могил».
Пророк сказал: Навещайте могилы, потому что они напоминают вам о смерти. (Муслим (976), Абу Дауд (3234), Ибн Маджа (1572) от Абу Xурайры). Этовысказывание отменяет установленный им ранее запрет на посещениекладбищ. Из этого вытекает несколько важных вопросов:
Во-первых, кладбища должны посещаться не с целью мольбы или просьбы у покойников.
Во-вторых, снятие запрета касается и могил неверных, так как Пророк навещал могилу своей матери.
В-третьих, посещение кладбищ является желательным только для мужчин.
В другом хадисе Абдуллы ибн Абу Мулайкиот Аиши, переданном ат-Тирмизи, говорится, что «она пошла на могилусвоего брата Абдуррахмана, и сказала: “Если бы ты видел, что я пришла ктебе...”» Это указывает на то, что для женщин посещение могил неявляется желательным. Иначе не было бы разницы, видел бы её брат этоили нет. Более того, нет необходимости говорить подобные слова, еслисовершаешь дозволенное.
Посещение могил женщинами не считалось желательным ни при жизни Пророка ни в эпоху праведных халифов. Пророк разрешая мужчинам посещать кладбища, как это передал Ахмад в «аль-Муснаде», сказал: Это напоминает о смерти, размягчает душу и слезит глаза. Если же открыть эту дорогу женщинам, то их охватит печаль и плач в силу ихслабости и недостатка терпения. А запрещается это для того, чтобы невозникло повода для совершения греха, ибо рыдание по умершему являетсягрехом, который Пророк назвал неверием времён джахилиййи.
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВАХ ДВАДЦАТОЙ И ДВАДЦАТЬ ПЕРВОЙ
В этих двух главах автор книги подробно разъясняет то, что творится в настоящее время у могил праведников и других покойных.
Необходимо отметить, что подобные действия могут носить либо разрешённый, либо запрещённый характер.
Разрешённые действия, позволяемыеШариатом в силу утверждения этого Законодателем, включают посещениемогил в соответствии с предписаниями Аллаха, без преследования особойцели и без предпринятия путешествий ради этого.
Согласно Сунне, мусульманин припосещении могил молится Аллаху за умерших в целом, а также за своихродственников и знакомых в частности. Тем самым он делает для нихдобро, обращая свою мольбу за них к Аллаху и испрашивая для нихпрощения, отпущения грехов и милости. Одновременно мусульманин делаетдобро и для себя, следуя Сунне, думая о Будущей жизни, принимая её вовнимание в своих делах и извлекая для себя полезные уроки.
Что же касается запрещённых действий, то они могут быть двух видов:
1) запрещённые действия, ведущие кширку. Это — припадание к могиле, обращение к Аллаху черезпосредничество покойников, совершение Намаза у могил, зажигание на нихсветильников, строительство каких-либо сооружений на могилах,возвеличивание могил и покойников, даже если это и не достигает уровняпоклонения;
2) великий ширк, которым являетсямольба, обращённая к умершим, испрашивание у них помощи, благ в мирскойи Будущей жизни. Именно так поступают идолопоклонники со своимиидолами. При этом не имеет значения, убеждён ли совершающий это в том,что покойники самостоятельно ниспосылают блага, либо являютсяпосредниками пред Аллахом, ибо Аллах сурово порицает мушриков, которыеговорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху...» (Толпы, 3), «и говорят: “Это — наши заступники пред Аллахом”» (Йунус, 18).
Кто же полагает, что не являетсяневерным взывающий к покойникам, но тем не менее не убеждённый в том,что они сами приносят пользу и оберегают от вреда, что не являетсяневерным убеждённый в том, что всё делает Аллах, однако те, у кого ониспрашивает помощи, являются посредниками в этом — тот своимисуждениями отвергает аргументы из Книги Аллаха и Сунны, а такжеединогласное мнение общины, что взывающий не к Аллаху является мушрикоми неверным в обеих из указанных ситуаций, вне зависимости от того,считает ли он покойников, к которым он взывает, независимыми или толькопосредниками между ним и Аллахом. Это с полной ясностью вытекает изрелигии Ислама.
Вам следует внимательно отнестись кизложенной в этой важной главе разнице, ибо она является источникомволнений и смуты, от которой может спастись лишь знающий истину иследующий ей.
Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб