Вопрос: Что означает таухид? И каковы его виды?
Ответ: Хвала Аллаху!
Таухид наарабском-производное от глагола ва ха да имя, означающее (объединяющий,унифицирующий) и относящее к Аллаху единство, уникальность, а такжехарактеризующее его единоличным во всем том, в чем приписывают емусотоварищей или же уподобляют, т.е. в Его сущности и атрибутах. Таухидже употребляется в слове для гиперболы (усиления значения атрибутовВсевышнего).
Так арабы говорят:единый (), один () и единственный (), т.е. единоличный, далекий отподобия и образов, и таухид также это наука об Аллахе едином, которомунет равного. И кто не принимает Аллаха таким, т.е. что Он един и нет уНего сотоварищей, тот не является единобожником.В терминологии же таухид - это единоличность Аллаха Всевышнего в том, что касается божественности, господства, имен и атрибутов.
Употреблениетермина "ТАУХИД", или одного из его производных достоверно ивстречается как в Коране, так и в Сунне. Примером этому могут служитьслова Всевышнего: "Скажи: "Он Аллах-един..." (Сура "Очищение") или "Ваш Бог-един. И нет другого Божества, кроме Аллаха. Всемилостив и Милосерден Он" (Сура "Корова"), а также:"Не уверовали те, которые говорят: "Аллах является третьим в троице".Нет божества, кроме Единственного Бога! Если они не отрекутся от того,что говорят, то неверующих из их числа коснутся мучительные страдания" (сура "Трапеза" 73). И аятов подобного рода множество.
В"Сахих" Бухари (7372) и Муслима (19) приводится хадис от Ибн Аббаса (дабудет доволен им Аллах), что когда пророк (да благословит его Аллах иприветствует) послал Муаза ибн Джабаля в сторону Йемена, то сказал ему:"Ты отправляешься к людям Писания. Пусть первое, к чему тыих призовешь, будет признание единства Аллаха Всевышнего. Если признаютэто, то сообщи им, что Аллах вменил им в обязанность совершение пятимолитв, днем и ночью. Если совершат молитву, то извести их, что Аллахобязал их выплатить закят из имущества, собираемого у богатых ираздаваемого беднякам. Если утвердят и это, то собери закят иостерегайся брать самое дорогое из имущеcтва их".
В"Сахихе" Муслима (16) приводится хадис от Ибн аль Умара (да будетдоволен им Аллах), о том, что пророк (да благословит его Аллах иприветствует) однажды сказал: "Ислам воздвигнут на пятиосновах: исповедовании веры в единого Аллаха, совершении молитвы,выплате закята, поста в месяц Рамадан и Хадже".
Целью таухида вовсех этих текстах является утверждение смысла свидетельства (нетбожества, кроме Аллаха, и Мухаммад посланник Его), являющегосясущностью религии Ислам, и претворениe в жизнь этих слов итерминов-синонимов, чередующихся в Коране и Сунне, а также в другомварианте предыдущего хадиса о Муазе: "Ты отправляешься клюдям Писания. И когда прибудешь к ним призови их к свидетельству, чтонет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад посланник Его". Бухари (1496).
В тексте хадиса от Ибн Умара говорится что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Ислам основан на пяти свидетельствах: Нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад раб и посланник Его". Муслим, 16.Всеэто является доказательством того, что таухид-сущность свидетельства(нет божества кроме Aллаха и Мухаммад посланник Его) и, что это и естьИслам, который ниспослал Всевышний со своим пророком (да благословитего Аллах и приветствует) ко всем людям и джиннам. И не будет доволенАллах религией кого-либо, за исключением Ислама: "Воистину религией у Аллаха является ислам" (Семейство Имрана, 19). "Оттого, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будетпринято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон" (Семейство Имрана, 19).
Если все этопонятно, то знайте, что ученые разделяют таухид на 3 вида: таухид вгосподстве, таухид в божественности и таухид в именах и атрибутах.
1. Таухид в господстве - это единоличность Аллаха в сотворении, владении, управлении, воскрешении, умертвлении и т.п. Доказательствэтого вида таухида в Коране и Сунне множество (обратитесь к вопросу подномером 13532 для ознакомления с некоторыми из них). Кто же верит всуществование создателя помимо Аллаха или же в существование владыки,правящего во вселенной наряду с Аллахом, то он нарушает этот видединобожия не веруя в Аллаха.
Еще первые кяфирыпризнавали в целом этот вид таухида, выступая лишь против некоторых егодеталей. Доказательством этому служaт многочисленные аяты в Коране: "Еслиты спросишь их: "Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?" -они непременно скажут "Аллах". До чего же они отвращены от истины! (Сура "Паук" 61). "Еслиты спросишь их: "Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю послетого, как она умерла?" - они непременно скажут: "Аллах". Скажи: "ХвалаАллаху!" Но большинство из них не разумеет. (Сура "Паук" 63). "Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: "Аллах". До чего же они отвращенны от истины! (сура "Украшения").Вэтих аятах Всевышний показывает, как кяфиры (неверующие) признаютАллaха создателем, владыкой, устроителем мироздания. Вместе с тем, онине признают Его одного лишь достойным поклонения, что указывает навеличину их несправедливости, силу клеветы и слабость ума. ИбоОбладатель этих атрибутов желает, чтобы поклонялись лишь только Ему,Хвала Ему, далекого от всего того, что Ему приписывают. Поэтому, длятех, кто подтвердит этот вида таухида, необходимо утвердить и таухид вбожественности Аллаха.
2. Таухид в божественности -это отнесение к Всевышнему Аллаху всех видов поклонений, как явного итайного, так и языком и делами, а также отказ от поклонения кому - либопомимо Него. Как сказал Господь в Суре "Ночной перенос" 23: "Твой Господь предписал вам не поклоняться никому кроме Него..." или же "Поклоняйтесь Aллаху, и не прuобщайте к Нему сотоварищей..." (Сура "Женщины" 36). Можно дать следующее определение этому виду таухида - унификация Аллаха в действиях Его рабов.
Называется этот вид таухидом божественности, ибо основан на обожествлении Аллаха и является поклонением ради любви и почитания.
А также названтаухидом в поклонении, ибо раб поклоняется только Аллаху, исполняя, чтоОн приказал, и воздерживаясь от всего того, что Он запретил.
И третье названиетаухид в желании и цели, ибо раб не просит, не желает и не стремится,кроме как ради Аллаха (Хвала Ему) и искренне поклоняется Ему.
Именно в этом видeвосприятия таухида имели место изъяны. Поэтому и были отправленыпророки, ниспосланы книги, созданы творения и установлены законы. Из-занего происходила вражда между каждым пророком с их соплеменниками,уничтожены упорствующие и спасены верующие. И кто нарушит его, совершивпоклонение кому-либо, помимо Аллаха, то он выйдет из веры, впадет взаблуждение и собьется с истинного пути. Да спасет нас Аллах от этого.
3. Таухид в именах и атрибутах- единость Аллаха (Всемогущ Он и Велик) в именах и атрибутах. РабВсевышнего убежден в том, что нет подобного Ему в именах и атрибутахЕго. Этот вид таухида зиждется на 2-х основах:1. Доказательстве.
Утверждениеустановленного для Себя Аллахом в Коране и подтвержденного пророком (даблагословит его Аллах и приветствует) прекрасных имен и высшихатрибутов, в подобающей Его величию и достоинству форме, т.е. безтолкования смысла, искажения сущности, видоизменения и т.д.
2. Чистоте.
То есть очищениеAллаха от всех недостатков и отвержение всего того, что Он отверг длясебя из несовершенных атрибутов. Доказательством этому служат словаВсевышнего "И не похож Он ни на кого, Он Слышащий, Видящий" и установил для Себя, достойные лишь Его совершенные атрибуты.
См. "Доводы в разъяснении пути" (1/305) и "Блеск яркого света" (1/57).