Куда попадут дети, умершие в раннем возрасте: в Ад или Рай?
Вопрос: Попадут ли в Рай все дети, умершие не достигнув совершеннолетия, или ими окажутся лишь дети мусульман?
Ответ: Хвала Аллаха!
ИншаАллах мы можем разделить этот вопрос на 2 части:
Во-первых: Участь детей мусульман;
Во-вторых: Участь детей неверующих.
Чтокасается первого вопроса, то Ибн Касир (да смилуется над ним Аллаха)писал: «Что касается детей верующих, то не существует разногласия средиученых по этому вопросу. Аль-Kади Абу Йа’ла ибн аль-Фарра аль-Ханбалисообщает от Имама Ахмада о том, что «не существует разногласия в том,что они (дети мусульман) будут среди обитателей Рая. Это хорошоизвестно всем (т.е. ученым) и в этом мы определенно уверены, ИншаАллах(Преславлен Он и Велик)» («Тафсир аль-Kур’ан аль-Азым», 3/33)»
ИмамАхмад (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Кто же сомневается в том,что дети мусульман попадут в Рай?». Он также говорил: «Поистине, нетразногласий в этом». («Хашийа Ибн аль-Kаййим аля Сунан Абу Дауд», 7/83)
Имам Ан-Навави писал: «Заслуживающие доверия мусульманские ученыеединогласны в том, что ребенок мусульман окажется среди обитателей Рая,ибо он не несет какой-либо ответственности (т.е. не достиг тоговозраста, когда на него возлагались бы определенные обязательства)».(«Шарх аль-Муслими», 16/207)
Куртуби сообщал: «Мнение о том, чтоони будут в Раю, является точкой зрения большинства». Он также сказал:«Некоторые ученные отрицают любые противоречия по этому поводу».(«Аль-Тазкира», 2/328).
Что же касается второго вопроса, т.е.участи детей неверующих, то мнение ученых разделились. Существуетнесколько точек зрения относительно этого вопроса:
1. Эти детипопадут в Рай. Однако некоторые ученые считали, что они будутнаходиться в аль-Арафе (место между Раем и Адом). Причиной жевысказывания о том, что они попадут в Рай и является то, что это и естьокончательное пристанище обитателей А’рафа. Это мнение большинстваученых, как об этом сообщал Абд аль-Барр в «Аль-Тамхиде» (18/96).
Доказательствами же, приводимыми ими служат:
А)Хадис Самурах (да будет доволен им Аллах) о том, что пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) видел детей мусульман и мушриковрядом с Ибрахимом (мир ему). Хадис привел Аль-Бухари (6640).
Б)Хасна бинт Муавийа рассказывала со слов Бани Сурайм, как та говорила:«Мой дядя (по отцу) рассказывал мне, что: «(Однажды) я сказал: «О,Посланник Аллаха, кто будет в Раю?» Он ответил: «В Раю будут пророки, вРаю будут шахиды, в Раю будут младенцы и девочки, похороненныезаживо»»». Хадис привел Имам Ахмад (409/5). Аль-Албани охарактеризовалего «слабым» в «Даиф аль-Джами» (5997).
2. Они будут в Аду вместесо своими родителями. Аль-Kади Абу Йа’ля приписывает данноевысказывание Ахмаду. Однако Шейхуль-Ислам (Ибн Теймиййа) отмечает, чтоподобное утверждение является серьезной ошибкой. См. «Хашийат Ибналь-Kаййим Аля Сунан Абу Дауд» (7/87).
Доказательством этой группы ученых является следующий хадис:
А)Салама ибн Kайс аль-Ашджаи рассказывал, что: «(Однажды) я и мой братпришли к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказалиему: «Наша мать умерла во времена джахилиййи. Она оказывала почестигостям и поддерживала родственные отношения. Однако, она заживопохоронила нашу сестру, не достигшую совершеннолетия». (Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует)) ответил: «Хоронившая своих детейзаживо и похороненная заживо, обе, в Огне, за исключением той изпохоронивших, кого достиг Ислам и которая стала мусульманкой»».Аль-Хафиз ибн Кассир в «Тафсире» (3/33) классифицировал хадис, как«хороший», а до него ещё Ибн Абд аль-Барр в «Тамхиде» (18/20) сказал тоже самое.
Б) Существуют и другие хадисы, являющиеся, однако, слабыми.
Хаммадибн Зайд, Хаммад ибн Салама, ибн аль-Мубарак и Исхаk ибн Рахавейх невысказывали какого-либо мнения по этому вопросу. Причиной тому являетсяследующее:
а) Согласно Ибн Аббасу: «Пророку (да благословит егоАллах и приветствует) был задан вопрос о детях мушриков, на что онответил: «Аллах лучше знает, что они совершили»». (Аль-Бухари, 1383;Муслим, 2660)
б) Имеется подобный хадис от Абу Хурейры (Аль-Бухари, 1384; Муслим, 2659).
3.Среди ученых есть и такие, которые говорили, что дети мушриков будутслугами обитателей Рая. Шейх уль-Ислам Ибн Теймиййа (да смилуется надним Аллах) говорил: «Нет основания для этого высказывания». («Маджмуаль-Фатава», 4/279). Я же говорю: «Относительно этого имеется хадис,приведенный Табарани и ал-Баззаром. Однако, он классифицирован имамами,в том числе и ал-Хафизом ибн Хаджаром в его «Фатхе» (3/246) как«слабый»».
4. Они будут подвергнуты испытанию на Том свете, и ктопокорится Аллаху, тот войдет в Рай, а кто нет – тот войдет в Огонь. Этовысказывание большинства приверженцев Сунны и мусульманской общины, какоб этом сообщил Абдуль Хасан аль-Аш’ари. Также, оно является мнениемаль-Бейхаkи и ряда других исследователей. К этому мнению склоняется иШейх уль-Ислам ибн Теймиййа. Он упоминает, что в этом и заключаетсясмысл текстов Имама Ахмада и что оно является мнением, рассматриваемымаль-Хафизом ибн Кассиром как наиболее правильное. Он пишет: «На этоммнение сходятся все предания, и об этом ясно говорится в приведенныхвыше хадисах, которые подкрепляют друг друга». (« Аль-Тафсир», 3/31).
Аргументами являются следующие хадисы:
а)Передают со слов Анаса, что пророк (да благословит его Аллах иприветствует) сказал: «В День Воскресения будут приведены четверо:младенец, душевно больной, и человек, умерший в период Фатрах (отрезоквремени между двумя пророками) и дряхлый старик. Каждый из них будетговорить в своё оправдание. И Господь (Преславен Он и Велик) скажетгруппе людей, войдущих в Ад: «Подойдите поближе!» И скажет Он им: «Япосылал к рабам своим пророков из их среды. Теперь Я сам Посланник квам. Входите туда (т.е в Огонь)». И скажут обреченные на мучения: «О,Господь, как же мы войдем туда, когда мы стремились избежать этого?» Теже, кому было предначертано оказаться среди преуспевших, поспешатустремиться в него. И скажет Аллах (Велик Он) (первой группе людей):«Вы были бы ещё более непослушны по отношению к Посланникам Моим. Ивойдут те – в Рай, а эти – в Огонь»». Хадис приведен Абу Йа’лой (4224).Имеется множество сведений, подкрепляющих данный хадис, о которых всвоем «Тафсире» (3/29-31) упоминает Аль-Хафиз ибн Касир. Ибн уль-Каййим(да смилуется над ним Аллах) говорил: «Это – наиболее разумное извысказываний, согласовывающее всё сообщения и на котором сходятсяхадисы данной главы. Согласно сказанному некоторые из этих людейпопадут в Рай, как об этом говорится в хадисе от Самуры, некоторые жепопадут Ад, как на это указывает хадис от Аишы. Ответ Пророка (даблагословит его Аллах и приветствует) свидетельствует об этом. Онговорил: «Аллаху ведомо лучше, что бы они совершили, ибо Он – ихСоздатель»».
Известно, что Аллах не наказывает никого на основаниитого, что ему ведомо, пока не свершится то, о чем Он знает. И Онподвергает мучению тех, кто заслуживает наказания, на основании того,что Ему известно. Эта осведомленность Его опирается на прежнее знание,а не на новейшие. И эта осведомленность Его проявится в Загробнойжизни.
Выражение «Аллаху ведомо лучше, что бы они совершили»указывает на то, что Аллах (Преславен Он) знает, что бы они натворили,если бы прожили. И тот, кто подчиняется Ему во время испытания,является из числа тех, кто повиновался бы Ему в этой жизни, если быпрожил. А кто ослушается Его, тот и является из числа тех, ктоослушался бы Его в этом мире, если бы прожил. Это служитдоказательством того, что Ему ведомо то, чего не произошло, а если ислучилось бы, то как бы это произошло. Аллаху ведомо лучше».
(«Хашиййа Ибн аль-Kаййим аля Сунан Абу Дауд», 7/87).
И то, что следует из некоторых вышеприведенных хадисов , мы считаем наиболее правильным.
Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) писал: «Хадисы о подвержении испытанию являются специфическими».
Душутого, кого Аллах знает, что подчинится Ему, Он отправит в аль-Барзахвместе с Ибрахимом и другими детьми мусульман ,умершими в состоянииФитрах. Дело же того, кого Аллах знает, что он не подчинится Ему, будетв руках Аллаха Всевышнего. И в День Воскресения он будет в Огне, как наэто указывают хадисы об испытании, и как об этом поведал аль-Аш’ари отприверженцев Сунны» («Аль-Тафсир», 3/33).
Слово же «Аллаху ведомо лучше, что они совершили» не означают, что ученые не давали объяснения по этому поводу.
Ибналь-Каййим (да смилуется над ним Аллах) писал: «Доказательство,приводимое данной группой, требует дальнейшего изучения. Ответ пророка(да благословит его Аллах и приветствует) не означает, что он не хотелдавать каких-либо разъяснений. Более того, он приписывает Аллаху знаниетого, что бы они сделали, если бы прожили. Это и есть ответ на ихвопрос о том, как они могут быть со своими родителями, без совершениякаких-либо дел. Это – одна часть хадиса. Пророк (да благословит егоАллах и приветствует) относит Аллаху знание того, что бы они совершили.Он не говорил, что Аллах лучше знает, где они будут и где поселятся.Это доказательство противоречит мнению данной группы».
Аллаху ведомо лучше.
Шейх Мухаммед Салих аль-Мунаджид