Смысл по­ня­тия ре­ше­ния, при­ни­мае­мо­го на ос­но­ва­нии то­го, что ни­спос­ла­но Ал­ла­хом

 

ГЛА­ВА, в ко­то­рой разъ­яс­ня­ет­ся смысл по­ня­тия ре­ше­ния, при­ни­мае­мо­го на ос­но­ва­нии то­го, что ни­спос­ла­но Ал­ла­хом.

 

Из-за не­ве­де­ния лю­дей об ис­тин­ной су­ти Ис­ла­ма и уда­лен­но­сти от не­го, а так­же вслед­ст­вие уси­лий, пред­при­ни­мае­мых вра­га­ми Ал­ла­ха и Его по­слан­ни­ка, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, не­ко­то­рые из ша­ри­ат­ских по­ня­тий в умах лю­дей ста­ли из­ме­нять­ся и от­кло­нять­ся от их ис­тин­но­го зна­че­ния. К чис­лу тех по­ня­тий, ко­то­рые в умах лю­дей ока­за­лись су­жен­ны­ми, от­но­сит­ся и по­ня­тие ре­ше­ния, при­ни­мае­мо­го на ос­но­ва­нии то­го, что ни­спос­ла­но Ал­ла­хом, в ре­зуль­та­те че­го по­ня­тие это, не­смот­ря на свою уни­вер­саль­ность и ши­ро­ту, ста­ло в не­ко­то­рых сво­их ас­пек­тах ог­ра­ни­чен­ным. Так, не­ко­то­рые лю­ди ог­ра­ни­чи­ва­ют его толь­ко те­ми за­ко­на­ми и ус­та­нов­ле­ния­ми, ко­то­рые свя­за­ны с та­ки­ми се­мей­ны­ми де­ла­ми как бра­ки, раз­во­ды, вос­пи­та­ние и так да­лее. Дру­гие ог­ра­ни­чи­ва­ют его стать­я­ми му­суль­ман­ско­го пра­ва, оп­ре­де­ляю­щи­ми на­ка­за­ние за со­вер­шен­ные пре­сту­п­ле­ния, (бо­лее то­го, ко­гда в при­сут­ст­вии не­ко­то­рых про­из­но­сят сло­ва "прав­ле­ние, ос­но­ван­ное на том, что бы­ло ни­спос­ла­но Ал­ла­хом", они по­ни­ма­ют это толь­ко как от­се­че­ние ру­ки во­ра или по­би­ва­ние кам­ня­ми за пре­лю­бо­дея­ние, счи­тая что это и есть прав­ле­ние на ос­но­ва­нии ни­спос­лан­но­го Ал­ла­хом и что при­зы­ваю­щие к при­ме­не­нию за­ко­нов Ал­ла­ха при­зы­ва­ют толь­ко от­се­че­нию рук и по­би­ва­нию кам­ня­ми, и имен­но та­кое ог­ра­ни­чен­ное по­ни­ма­ние ста­ло од­ним из средств, ис­поль­зуе­мых сто­рон­ни­ка­ми свет­ско­го об­раза жиз­ни в их борь­бе про­тив при­зы­ва к при­ме­не­нию ша­риа­та на прак­ти­ке), или чем-то по­доб­ным. Тре­тьи сво­дят это по­ня­тие к на­бо­ру ка­ких-то не­яс­ных слов, за­пи­сан­ных на клоч­ке бу­ма­ги, ко­то­рый не име­ет ни­ка­кой це­ны и ко­то­рый они име­ну­ют кон­сти­ту­ци­ей или еще как-ни­будь. И раз­ных при­ме­ров по­доб­но­го усе­че­ния пра­виль­но­го по­ня­тия на ос­но­ва­нии то­го, что бы­ло ни­спос­ла­но Ал­ла­хом, су­ще­ст­ву­ет очень мно­го, а тач­нее - столь­ко же, сколь­ко ви­дов стра­стей, за­блу­ж­де­ний и не­ве­же­ст­ва су­ще­ст­ву­ет сре­ди лю­дей.

В свя­зи с этим в дан­ном по­сла­нии нам не­об­хо­ди­мо по­яс­нить, в чем же со­сто­ит ис­тин­ная суть по­ня­тия ре­ше­ния, ос­но­ван­но­го на том, что бы­ло ни­спос­ла­но Ал­ла­хом.

Ему об­ра­тить­ся к сло­ву "ре­ше­ние" /хукм/, (это сло­во и в са­мом де­ле весь­ма мно­го­знач­но, что соз­да­ет оп­ре­де­лен­ные труд­но­сти при пе­ре­во­де и за­став­ля­ет нас пе­ре­во­дить его по-раз­но­му в за­ви­си­мо­сти от кон­тек­ста. Так, на­при­мер, оно оз­на­ча­ет и "ре­ше­ние", и "муд­рость", и "ус­та­нов­ле­ние" и "прав­ле­ние"), то мы уви­дим, что сло­во "хукм" мно­го­знач­но, но из тех зна­че­ний ко­то­ры­ми оно об­ла­да­ет, с те­мой на­ше­го раз­го­во­ра свя­за­ны два зна­че­ния, а имен­но:

Пер­вое: су­ж­де­ние и ре­ше­ние по оп­ре­де­лен­ным во­про­сам на ос­но­ва­нии уже всту­пив­ше­го ра­нее в си­лу за­ко­на. В дан­ном слу­чае роль су­дьи сво­дит­ся к по­ис­ку та­ко­го ша­ри­ат­ско­го тек­ста, ко­то­рый со­от­вет­ст­во­вал бы рас­смат­ри­вае­мо­му слу­чаю, и вы­не­се­нию ре­ше­ния, со­от­вет­ст­вую­ще­го смыс­лу это­го за­ко­на. На это зна­че­ние по­ня­тия "хукм" ука­зы­ва­ют та­кие сло­ва Все­выш­не­го:

 

"Ал­лах, по­ис­ти­не, по­ве­ле­ва­ет вам воз­вра­щать до­ве­рен­ное иму­ще­ст­во вла­дель­цам его и, ко­гда вы су­ди­те сре­ди лю­дей, то су­дить по спра­вед­ли­во­сти".

(Жен­щи­ны, 61).

 

Ал­лах Все­выш­ний так­же ска­зал:

 

"А ес­ли ста­нешь су­дить, то су­ди их по спра­вед­ли­во­сти..."

(Тра­пе­за, 46).

 

Ал­лах Все­выш­ний так­же ска­зал:


"Мы низ­ве­ли То­ру, в ко­то­рой ру­ко­во­дство и со­вет; су­дят по ней про­ро­ки, ко­то­рые пре­да­лись..."

(Там же, 48).

 

Мож­но при­вес­ти и дру­гие по­доб­ные при­ме­ры.

Та­ким об­ра­зом яс­но, что в этих и по­доб­ных им ая­тах под сло­вом "хукм" под­ра­зу­ме­ва­ют­ся су­ж­де­ния и ре­ше­ния, ко­то­рые при­ни­ма­ют­ся по тем или иным во­про­сам в со­от­вет­ст­вии с за­ко­ном, ни­спос­лан­ным Все­бла­гим и Все­выш­ним Ал­ла­хом.

Ре­ше­ния та­ко­го ро­да име­ют от­но­ше­ние не толь­ко к Ал­ла­ху Все­выш­не­му, по­это­му му­суль­ма­ни­ну не за­пре­ще­но при­ни­мать их и по­это­му ка­ж­дый му­суль­ма­нин, пол­но­стью удов­ле­тво­ряю­щий из­вест­ным тре­бо­ва­ни­ям, ко­то­ры­ми дол­жен об­ла­дать юрист, мо­жет при­ни­мать их.

По сво­ей при­ро­де та­кие ре­ше­ния свя­за­ны толь­ко с оп­ре­де­лен­ны­ми фак­та­ми и со­бы­тия­ми.

Вто­рое: су­ж­де­ние и ре­ше­ние от­но­си­тель­но тех или иных во­про­сов без опо­ры на уже имею­щий­ся за­кон, то есть су­ж­де­ние и ре­ше­ние по оп­ре­де­лен­ным во­про­сам на ос­но­ве за­ко­на, ус­та­нов­ли­вае­мо­го судь­ей или пра­ви­те­лем са­мо­стоя­тель­но, а не ус­та­нов­лен­но­го для не­го кем-то дру­гим.

Та­кой вид ре­ше­ния сле­ду­ет счи­тать вве­де­ни­ем но­во­го за­ко­на са­мим судь­ей без опо­ры на по­мощь ко­го бы то ни бы­ло со сто­ро­ны и без сле­до­ва­ния в этом ко­му бы то ни бы­ло, по­сле че­го он мо­жет прий­ти к ре­ше­нию в пер­вом из рас­смат­ри­вае­мых на­ми зна­че­ний, но мо­жет и не прий­ти к это­му.

Дей­ст­вия су­дьи по от­но­ше­нию к ре­ше­нию та­ко­го ро­да со­сто­ят в ус­та­нов­ле­нии за­ко­на са­мо­стоя­тель­но и разъ­яс­не­нии ус­та­нов­ле­ний, вы­те­каю­щих из со­от­вет­ст­вую­щих слов и дей­ст­вий.

По­сле это­го су­дья мо­жет вы­не­сти ре­ше­ние по ка­кой-ли­бо про­бле­ме или оп­ре­де­лен­но­му фак­ту, опи­ра­ясь на этот за­кон, но мо­жет и не вы­но­сить в свя­зи с этим са­мо­стоя­тель­но­го ре­ше­ния.

О том, что сло­во "хукм" мож­но по­ни­мать и так, сви­де­тель­ст­ву­ют сло­ва Ал­ла­ха Все­выш­не­го:

"Та­ко­во для вас ре­ше­ние Ал­ла­ха. Он ре­ша­ет ме­ж­ду ва­ми".

(Ис­ты­пуе­мая, 10).

Ал­лах Все­выш­ний так­же ска­зал:

"Но как они по­ста­вят те­бя судь­ей, ко­гда у них - То­ра, в ко­то­рой суд Ал­ла­ха?"

(Тра­пе­за, 47).

Ал­лах Все­выш­ний так­же ска­зал:

"Ре­ше­ние - толь­ко у Ал­ла­ха".

(Скот, 57).

Ал­лах Все­выш­ний так­же ска­зал:

"О да, у Не­го власть..."

(Там же, 62).

Ал­лах Все­выш­ний так­же ска­зал:

"... и ни­ко­гда Он не де­ла­ет со­уча­ст­ни­ком Сво­его ре­ше­ния".

(Пе­ще­ра, 25).

Ал­лах Все­выш­ний так­же ска­зал:


"Раз­ве я по­же­лаю судь­ей ко­го-ли­бо, кро­ме  Ал­ла­ха”.

И об этом же сви­де­тель­ст­ву­ют мно­гие дру­гие ая­ты.

Итак, под сло­вом "хукм" во всех пи­ти­ро­ван­ных и мно­гих по­доб­ных им ая­тов под­ра­зу­ме­ва­ет­ся за­ко­но­твор­че­ст­во с це­лью при­ня­тия ре­ше­ния как по об­щим, так и по оп­ре­де­лен­ным ча­ст­ным во­про­сам.

Сле­до­ва­тель­но, нет ни­че­го уди­ви­тель­но­го в том, что лю­ди, по­стиг­шие суть ре­ли­гии Ис­ла­ма, зна­ют о том, что ре­ше­ния та­ко­го ро­да име­ет пра­во при­ни­мать лишь Гос­подь ми­ров Ал­лах, а ни­кто из со­тво­рен­ных Им при­ни­мать уча­стия в этом не мо­жет.

Ис­хо­дя из все­го это­го, ста­но­вит­ся яс­но, что под ре­ше­ни­ем на ос­но­ва­нии то­го, что ни­спос­ла­но Ал­ла­хом, под­ра­зу­ме­ва­ет­ся сле­дую­щее:

1. ВЕ­РА В ЗА­КОН, НИ­СПОС­ЛАН­НИЙ Все­бла­га­ми и Все­выш­ним Ал­ла­хом, со­гла­сие с этим за­ко­ном, ис­пол­не­ние его, при­зы­ва­ние дру­гих к при­гя­тию его и от­каз от соз­да­ния то­го, что ему про­ти­во­ре­чит.

2. ВЫ­НЕ­СЕ­НИЕ СУ­Ж­ДЕ­НИЙ И ПРИ­НЯ­ТИЕ РЕ­ШЕ­НИЙ ПО ВСЕМ ДЕ­ЛАМ в со­от­вет­ст­вии с за­ко­ном Ал­ла­ха, из­ло­жен­ным в Ко­ра­не и Сун­не.

Яс­ным из все­го вы­ше­из­ло­жен­но­го ста­но­вит­ся так­же и то, что по­ня­тие ре­ше­ния, при­ни­мае­мо­го на ос­но­ва­нии то­го, что ни­спос­ла­но Ал­ла­хом, от­ли­ча­ет­ся ши­ро­той и ох­ва­ты­ва­ет со­бой все то, о чем го­во­рит­ся в имею­щих от­но­ше­ние к ша­риа­ту ая­тах Ко­ра­на и ха­ди­сах, и все то, на что в этих ав­то­ри­тет­ных ис­точ­ни­ках ука­зы­ва­ет­ся.

На­при­мер:

1. БО­ГАТ­СТ­ВА ИС­ЛАМ­СКО­ГО ГО­СУ­ДАР­СТ­ВА: оп­ре­дел­ние их ис­точ­ни­ков и пу­тей их рас­хо­до­ва­ния, ме­то­дов их при­об­ре­те­ния в Ис­ла­ме, а так­же то­го, что из этих бо­гатств яв­ля­ет­ся доз­во­лен­ным, а что - за­прет­ным! И по­ня­тие ре­ше­ния, при­ни­мае­мо­го на ос­но­ве то­го, что ни­спос­ла­но Ал­ла­хом, вклю­ча­ет в се­бя все это.

2. ДОС­ТОЯ­НИЕ НА­ЦИИ, ХРА­НЯ­ЩЕЕ­СЯ В НЕ­ДРАХ ЗЕМ­ЛИ ИЛИ НА ЕЕ ПО­ВЕРХ­НО­СТИ: оп­ре­де­ле­ние то­го, что из это­го  при­над­ле­жит го­су­дар­ст­ву, а что - от­дель­ным лю­дям, оп­ре­де­ле­ние спо­со­бов рас­пре­де­ле­ние этих бо­гатсв сре­ди лю­дей по ис­ти­не и спра­вед­ли­во­сти, что­бы од­на груп­па их не ов­ла­де­ва­ла эти­ми бо­гат­ст­ва­ми в ущерб дру­гой. И по­ня­тие ре­ше­ния, при­ни­мае­мо­го на ос­но­ве то­го, что бы­ло ни­спос­ла­но Ал­ла­хом, вклю­ча­ет в се­бя все это.

3. КА­ЧЕ­СТ­ВА ПРА­ВИ­ТЕ­ЛЯ И ТЕ УС­ЛО­ВИЯ, КО­ТО­РЫМ ОН ДОЛ­ЖЕН УДОВ­ЛЕ­ТВО­РЯТЬ: его обя­зан­но­сти и пра­ва, ме­то­ды его из­бра­ния или от­ре­ше­ния, при­ни­мае­мо­го на ос­но­ве то­го, что бы­ло ни­спос­ла­но Ал­ла­хом, вклю­ча­ет в се­бя так­же и это.

4. МЕ­Ж­ДУ­НА­РОД­НЫЕ ОТ­НО­ШЕ­НИЯ: ха­рак­тер свя­зей, под­дер­жи­вае­мых му­суль­ман­ским го­су­дар­ст­вом со стра­на­ми не­вер­ных: на­сколь­ко да­ле­ко мо­гут за­хо­дить эти от­но­ше­ния? Под­ра­зу­ме­ва­ют ли они во­ен­ные дей­ст­вия или под­дер­жа­ние ми­ра? А мо­жет быть это под­ра­зу­ме­ва­ет со­бой вре­мен­ное пе­ре­ми­рие или не­что иное? И по­ня­тие ре­ше­ния, при­ни­мае­мо­го на ос­но­ве то­го, что бы­ло ни­спос­ла­но Ал­ла­хом, вклю­ча­ет в се­бя все это.

5. НА­РУ­ШЕ­НИЯ ЗА­КО­НА ЛЮДЬ­МИ И ИХ ПРЕ­ГРЕ­ШЕ­НИЯ: что имен­но из это­го по­тре­бу­ет при­ме­не­ния оп­ре­де­лен­ной ста­тьи му­суль­ман­ско­го пра­ва, ус­та­нав­ли­ваю­щей на­ка­за­ние, а что по­тре­бу­ет все­го лишь осу­ж­де­ния? И по­ня­тие ре­ше­ния, при­ни­мае­мо­го на ос­но­ве то­го, что бвло ни­спос­ла­но Ал­ла­хом, вклю­ча­ет в се­бя так­же и это.

6. ВНУТ­РИ­СЕ­МЕЙ­НЫЕ ОТ­НО­ШЕ­НИЯ: бра­ки, раз­во­ды, оп­ре­де­ле­ние пе­рио­да, в те­че­ние ко­то­ро­го жен­щи­на по­сле смер­ти му­жа не мо­жет сно­ва вый­ти за­муж, про­бле­мы раз­де­ла иму­ще­ст­ва при раз­во­де и так да­лее. И по­ня­тие ре­ше­ния, при­ни­мае­мо­го на ос­но­ве то­го, что бы­ло ни­спос­ла­но Ал­ла­хом, вклю­ча­ет в се­бя так­же и это.

Та­ким об­ра­зом, по­ня­тие ре­ше­ния, при­ни­мае­мо­го на ос­но­ве то­го, что бы­ло ни­спос­ла­но Ал­ла­хом, име­ет ку­да бо­лее ши­ро­кое зна­че­ние, чем это пред­став­ля­ют се­бе мно­гие лю­ди, ибо ес­ли взять лю­бой аят или ха­дис, со­дер­жа­щий в се­бе то или иное из ус­та­нов­ле­ний ша­риа­та, то эти ус­та­нов­ле­ния обя­за­тель­но яв­ля­ют­ся со­став­ной ча­стью то­го ре­ше­ния, ко­то­рое яв­ля­ет­ся пред­ме­том на­ше­го раз­го­во­ра.

Воз­мож­но, что по­сле все­го ска­зан­но­го ста­нет со­вер­шен­но яс­но, что тре­бо­ва­ния тех, кто тре­бу­ет при­ни­мать ре­ше­ния на ос­но­ва­нии то­го, что бы­ло ни­спос­ла­но Ал­ла­хом, под­ра­зу­ме­ва­ют не толь­ко ис­пол­не­ние тех ус­та­нов­ле­ний, ко­то­рые име­ют от­но­ше­ние к се­мей­ным де­лам или при­ме­не­нию ста­тей му­суль­ман­ско­го пра­ва, ус­та­нав­ли­ваю­щих на­ка­за­ния за пре­сту­п­ле­ния. В дей­ст­ви­тель­но­сти речь идет о не­ук­лон­ном со­блю­де­нии всех ус­та­нов­ле­ний ша­риа­та, о ко­то­рых упо­ми­на­ет­ся в со­от­вет­ст­вую­щих ав­то­ри­тет­ных тек­стах, при­ня­тие ре­ше­ний, ис­хо­дя из их тре­бо­ва­ний, и соз­да­ние для лю­дей всех не­об­хо­ди­мых ус­ло­вий, по­зво­лив­ших бы им стро­го со­блю­дать за­кон Все­бла­го­го и Все­выш­не­го Ал­ла­ха. По­это­му нель­зя счи­тать тот или иной ре­жим дей­ст­вую­щим на ос­но­ва­нии ни­спос­лан­но­го Ал­ла­хом в пол­ном смыс­ле это­го сло­ва, ес­ли та­кой ре­жим не пре­дос­тав­ля­ет слу­жа­щим или ра­бо­чим, жи­ву­щим под его вла­стью, воз­мож­но­сти со­вер­шать мо­лит­вы в ус­та­нов­лен­ное для них вре­мя! Нель­зя счи­тать та­ко­вым и та­кой ре­жим, ко­то­рый не да­ет лю­дям ни­ка­ких воз­мож­но­стей при­дер­жи­вать­ся доз­во­лен­но­го в том, что ка­са­ет­ся еды, пи­тья и жен­щин, но в то же вре­мя пре­дос­тав­ля­ет им воз­мож­но­сти для раз­но­го ро­да от­кло­не­ний и не­по­требств. Нель­зя счи­тать та­ко­вым и тот ре­жим, ко­то­рый ожес­то­чен­но пре­сле­ду­ет лю­дей, по­свя­тив­ших се­бя де­лу при­зы­ва дру­гих к Ал­ла­ху, в то же вре­мя пре­дос­тав­ляя ши­ро­кие воз­мож­но­сти для дея­тель­но­сти тех, кто при­дер­жи­ва­ет­ся не­вер­ных убе­ж­де­ний и сле­ду­ет гу­би­тель­ным но­во­вве­де­ни­ям. И, на­ко­нец, нель­зя счи­тать, что тот или иной ре­жим дей­ст­ву­ет на ос­но­ва­нии ни­спос­лан­но­го Ал­ла­хом, да­же ес­ли в кон­сти­ту­ции та­ко­го ре­жи­ма за­пи­са­но, что прин­ци­пы ис­лам­ско­го фикх пред­став­ля­ет со­бой ос­нов­ной ис­точ­ник для при­ня­тия за­ко­нов в этой стра­не, в то вре­мя как в су­дах та­кой стра­ны лю­дей со­вер­шен­но от­кры­то су­дят, опи­ра­ясь на то, что про­ти­во­ре­чит ус­та­нов­ле­ни­ям Ко­ра­на и сун­ны про­ро­ка, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет.

 

ПОИСТИНЕ, АЛЛАХ ЯВЛЯЕТСЯ СУДЬЕЙ 

МУХАММАД БИН ШАКИР АШ-ШАРИФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика