Смысл понятия решения, принимаемого на основании того, что ниспослано Аллахом
ГЛАВА, в которой разъясняется смысл понятия решения, принимаемого на основании того, что ниспослано Аллахом.
Из-за неведения людей об истинной сути Ислама и удаленности от него, а также вследствие усилий, предпринимаемых врагами Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, некоторые из шариатских понятий в умах людей стали изменяться и отклоняться от их истинного значения. К числу тех понятий, которые в умах людей оказались суженными, относится и понятие решения, принимаемого на основании того, что ниспослано Аллахом, в результате чего понятие это, несмотря на свою универсальность и широту, стало в некоторых своих аспектах ограниченным. Так, некоторые люди ограничивают его только теми законами и установлениями, которые связаны с такими семейными делами как браки, разводы, воспитание и так далее. Другие ограничивают его статьями мусульманского права, определяющими наказание за совершенные преступления, (более того, когда в присутствии некоторых произносят слова "правление, основанное на том, что было ниспослано Аллахом", они понимают это только как отсечение руки вора или побивание камнями за прелюбодеяние, считая что это и есть правление на основании ниспосланного Аллахом и что призывающие к применению законов Аллаха призывают только отсечению рук и побиванию камнями, и именно такое ограниченное понимание стало одним из средств, используемых сторонниками светского образа жизни в их борьбе против призыва к применению шариата на практике), или чем-то подобным. Третьи сводят это понятие к набору каких-то неясных слов, записанных на клочке бумаги, который не имеет никакой цены и который они именуют конституцией или еще как-нибудь. И разных примеров подобного усечения правильного понятия на основании того, что было ниспослано Аллахом, существует очень много, а тачнее - столько же, сколько видов страстей, заблуждений и невежества существует среди людей.
В связи с этим в данном послании нам необходимо пояснить, в чем же состоит истинная суть понятия решения, основанного на том, что было ниспослано Аллахом.
Ему обратиться к слову "решение" /хукм/, (это слово и в самом деле весьма многозначно, что создает определенные трудности при переводе и заставляет нас переводить его по-разному в зависимости от контекста. Так, например, оно означает и "решение", и "мудрость", и "установление" и "правление"), то мы увидим, что слово "хукм" многозначно, но из тех значений которыми оно обладает, с темой нашего разговора связаны два значения, а именно:
Первое: суждение и решение по определенным вопросам на основании уже вступившего ранее в силу закона. В данном случае роль судьи сводится к поиску такого шариатского текста, который соответствовал бы рассматриваемому случаю, и вынесению решения, соответствующего смыслу этого закона. На это значение понятия "хукм" указывают такие слова Всевышнего:
"Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его и, когда вы судите среди людей, то судить по справедливости".
(Женщины, 61).
Аллах Всевышний также сказал:
"А если станешь судить, то суди их по справедливости..."
(Трапеза, 46).
Аллах Всевышний также сказал:
"Мы низвели Тору, в которой руководство и совет; судят по ней пророки, которые предались..."
(Там же, 48).
Можно привести и другие подобные примеры.
Таким образом ясно, что в этих и подобных им аятах под словом "хукм" подразумеваются суждения и решения, которые принимаются по тем или иным вопросам в соответствии с законом, ниспосланным Всеблагим и Всевышним Аллахом.
Решения такого рода имеют отношение не только к Аллаху Всевышнему, поэтому мусульманину не запрещено принимать их и поэтому каждый мусульманин, полностью удовлетворяющий известным требованиям, которыми должен обладать юрист, может принимать их.
По своей природе такие решения связаны только с определенными фактами и событиями.
Второе: суждение и решение относительно тех или иных вопросов без опоры на уже имеющийся закон, то есть суждение и решение по определенным вопросам на основе закона, установливаемого судьей или правителем самостоятельно, а не установленного для него кем-то другим.
Такой вид решения следует считать введением нового закона самим судьей без опоры на помощь кого бы то ни было со стороны и без следования в этом кому бы то ни было, после чего он может прийти к решению в первом из рассматриваемых нами значений, но может и не прийти к этому.
Действия судьи по отношению к решению такого рода состоят в установлении закона самостоятельно и разъяснении установлений, вытекающих из соответствующих слов и действий.
После этого судья может вынести решение по какой-либо проблеме или определенному факту, опираясь на этот закон, но может и не выносить в связи с этим самостоятельного решения.
О том, что слово "хукм" можно понимать и так, свидетельствуют слова Аллаха Всевышнего:
"Таково для вас решение Аллаха. Он решает между вами".
(Истыпуемая, 10).
Аллах Всевышний также сказал:
"Но как они поставят тебя судьей, когда у них - Тора, в которой суд Аллаха?"
(Трапеза, 47).
Аллах Всевышний также сказал:
"Решение - только у Аллаха".
(Скот, 57).
Аллах Всевышний также сказал:
"О да, у Него власть..."
(Там же, 62).
Аллах Всевышний также сказал:
"... и никогда Он не делает соучастником Своего решения".
(Пещера, 25).
Аллах Всевышний также сказал:
"Разве я пожелаю судьей кого-либо, кроме Аллаха”.
И об этом же свидетельствуют многие другие аяты.
Итак, под словом "хукм" во всех питированных и многих подобных им аятов подразумевается законотворчество с целью принятия решения как по общим, так и по определенным частным вопросам.
Следовательно, нет ничего удивительного в том, что люди, постигшие суть религии Ислама, знают о том, что решения такого рода имеет право принимать лишь Господь миров Аллах, а никто из сотворенных Им принимать участия в этом не может.
Исходя из всего этого, становится ясно, что под решением на основании того, что ниспослано Аллахом, подразумевается следующее:
1. ВЕРА В ЗАКОН, НИСПОСЛАННИЙ Всеблагами и Всевышним Аллахом, согласие с этим законом, исполнение его, призывание других к пригятию его и отказ от создания того, что ему противоречит.
2. ВЫНЕСЕНИЕ СУЖДЕНИЙ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ПО ВСЕМ ДЕЛАМ в соответствии с законом Аллаха, изложенным в Коране и Сунне.
Ясным из всего вышеизложенного становится также и то, что понятие решения, принимаемого на основании того, что ниспослано Аллахом, отличается широтой и охватывает собой все то, о чем говорится в имеющих отношение к шариату аятах Корана и хадисах, и все то, на что в этих авторитетных источниках указывается.
Например:
1. БОГАТСТВА ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА: определние их источников и путей их расходования, методов их приобретения в Исламе, а также того, что из этих богатств является дозволенным, а что - запретным! И понятие решения, принимаемого на основе того, что ниспослано Аллахом, включает в себя все это.
2. ДОСТОЯНИЕ НАЦИИ, ХРАНЯЩЕЕСЯ В НЕДРАХ ЗЕМЛИ ИЛИ НА ЕЕ ПОВЕРХНОСТИ: определение того, что из этого принадлежит государству, а что - отдельным людям, определение способов распределение этих богатсв среди людей по истине и справедливости, чтобы одна группа их не овладевала этими богатствами в ущерб другой. И понятие решения, принимаемого на основе того, что было ниспослано Аллахом, включает в себя все это.
3. КАЧЕСТВА ПРАВИТЕЛЯ И ТЕ УСЛОВИЯ, КОТОРЫМ ОН ДОЛЖЕН УДОВЛЕТВОРЯТЬ: его обязанности и права, методы его избрания или отрешения, принимаемого на основе того, что было ниспослано Аллахом, включает в себя также и это.
4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: характер связей, поддерживаемых мусульманским государством со странами неверных: насколько далеко могут заходить эти отношения? Подразумевают ли они военные действия или поддержание мира? А может быть это подразумевает собой временное перемирие или нечто иное? И понятие решения, принимаемого на основе того, что было ниспослано Аллахом, включает в себя все это.
5. НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА ЛЮДЬМИ И ИХ ПРЕГРЕШЕНИЯ: что именно из этого потребует применения определенной статьи мусульманского права, устанавливающей наказание, а что потребует всего лишь осуждения? И понятие решения, принимаемого на основе того, что бвло ниспослано Аллахом, включает в себя также и это.
6. ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: браки, разводы, определение периода, в течение которого женщина после смерти мужа не может снова выйти замуж, проблемы раздела имущества при разводе и так далее. И понятие решения, принимаемого на основе того, что было ниспослано Аллахом, включает в себя также и это.
Таким образом, понятие решения, принимаемого на основе того, что было ниспослано Аллахом, имеет куда более широкое значение, чем это представляют себе многие люди, ибо если взять любой аят или хадис, содержащий в себе то или иное из установлений шариата, то эти установления обязательно являются составной частью того решения, которое является предметом нашего разговора.
Возможно, что после всего сказанного станет совершенно ясно, что требования тех, кто требует принимать решения на основании того, что было ниспослано Аллахом, подразумевают не только исполнение тех установлений, которые имеют отношение к семейным делам или применению статей мусульманского права, устанавливающих наказания за преступления. В действительности речь идет о неуклонном соблюдении всех установлений шариата, о которых упоминается в соответствующих авторитетных текстах, принятие решений, исходя из их требований, и создание для людей всех необходимых условий, позволивших бы им строго соблюдать закон Всеблагого и Всевышнего Аллаха. Поэтому нельзя считать тот или иной режим действующим на основании ниспосланного Аллахом в полном смысле этого слова, если такой режим не предоставляет служащим или рабочим, живущим под его властью, возможности совершать молитвы в установленное для них время! Нельзя считать таковым и такой режим, который не дает людям никаких возможностей придерживаться дозволенного в том, что касается еды, питья и женщин, но в то же время предоставляет им возможности для разного рода отклонений и непотребств. Нельзя считать таковым и тот режим, который ожесточенно преследует людей, посвятивших себя делу призыва других к Аллаху, в то же время предоставляя широкие возможности для деятельности тех, кто придерживается неверных убеждений и следует губительным нововведениям. И, наконец, нельзя считать, что тот или иной режим действует на основании ниспосланного Аллахом, даже если в конституции такого режима записано, что принципы исламского фикх представляет собой основной источник для принятия законов в этой стране, в то время как в судах такой страны людей совершенно открыто судят, опираясь на то, что противоречит установлениям Корана и сунны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
ПОИСТИНЕ, АЛЛАХ ЯВЛЯЕТСЯ СУДЬЕЙ
МУХАММАД БИН ШАКИР АШ-ШАРИФ