Абу Бакр ас-Сиддик (Халиф 11 – 13 гг. х. /632 – 634 гг.)

ИмяАбу Бакра, да будет доволен им Аллах, ? Абдуллах бин Усман бин Амир бинАмр Ибн Ка‘б бин Са‘д бин Тайм бин Мурра. Мурра был также и предкомПророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в шестом колене.

ПосланникАллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, назвал Абу Бакра“Сиддик” (правдивейший) после ночного путешествия и вознесения, когдатот поверил тому, что говорил пророк, да благословит его Аллах и даприветствует, тогда как многобожники объявили его слова ложью.

Сообщается, что после того как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, был перенесён ночью к Отдалённейшей Мечети (аль-Масджид аль-Акса),люди стали говорить об этом. Некоторые из тех, кто уверовал в Пророка,да благословит его Аллах и да приветствует, и верил его словам,отступились от веры, явились к Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, исказали: «Веришь ли ты утверждениям твоего друга о том, что ночью егоперенесли в Иерусалим?» (Абу Бакр) спросил: «А он говорит так?» Ониответили: «Да». (На это Абу Бакр) сказал: «Если он сказал так, значит,так оно и есть». (Эти люди) спросили: «И ты веришь, что за одну ночь ондобрался до Иерусалима и вернулся до наступления утра?!» (В ответ имАбу Бакр) сказал: «Да, более того, я верю ему и в том, что большеэтого! Я верю вестям с небес, (которые он приносит) утром и вечером».Вот почему Абу Бакр получил прозвище “Сиддик”. (Этот хадис приводит аль-Хаким)

Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, родился в Мекке на два года позжепосланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и выросв этом городе.

ИСЛАМ АБУ БАКРА И НЕКОТОРЫЕ ЭПИЗОДЫ ЕГО ЖИЗНИ

АбуБакр, да будет доволен им Аллах, сразу же откликнувшийся на призывпосланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,считается первым из мужчин, кто принял ислам. Пророк, да благословитего Аллах и да приветствует, упоминал о том, что когда Аллах направилего к людям, те посчитали его слов ложью, а Абу Бакр поверил ему.Сообщается, что однажды пророк, да благословит его Аллах и даприветствует, сказал: «Поистине, Аллах послал меня, и высказали: “Ты лжёшь!” ? а Абу Бакр сказал: “Он говорит правду!” ? и онподдерживал меня и (не жалел) для меня своих денег!»«Не прекратите ли вы обижать моего сподвижника?!»
(А потом Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) дважды (сказал): (Этот хадис приводит аль-Бухари)

АбуБакр сопровождал пророка, да благословит его Аллах и да приветствует,во время его переселения в Медину, о чём был ниспослан следующий айат:

«Есливы и не поможете ему, то Аллах уже оказал ему помощь, когда изгнали еготе, кто не уверовал. (Будучи) одним из двоих пещере, он сказал своемуспутнику: “Не печалься, (ибо,) поистине, Аллах с нами!” Тогда Аллахниспослал ему спокойствие (от) Себя, и подержал его воинами, которых выне видели, и сделал слово тех, кто не уверовал, нижайшим, высшим жеявляется Слово Аллаха; Аллах ? Всемогущий, Мудрый». (“Покаяние”, 40)

АбуБакр, который постоянно поддерживал общение с Пророком, да благословитего Аллах и да приветствует, торговал одеждой. К тому времени, когда онпринял ислам, его капитал составлял сорок тысяч дирхемов (серебрянаямонета весом до 3,9 гр.), и все эти деньги он потратил на делоисламского призыва, уделяя особое внимание освобождению рабов из числамусульман. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, которыйимел возможность распоряжаться деньгами Абу Бакра, как своимисобственными, сказал о пользе этого для ислама так: «Ничьи деньги не принесли мне столько пользы, сколько деньги Абу Бакра». (Этот хадис приводит Ахмад)

ПосланникАллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, порадовал еговестью о Райе, приказал не оставлять в мечети незапертых дверей, кромедвери Абу Бакра, велел ему руководить общими молитвами во время своейболезни, советовался с Абу Бакром и породнился с ним, взяв в жёны егодочь Аишу, да будет доволен ею Аллах.

ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА И ДОСТОИНСТВА АБУ БАКРА

Внешний вид


ДочьАбу Бакра, Аиша, да будет доволен Аллах ими обоими, описывала егоследующим образом: «Он был белокож, худ лицом и телом и сутул. У негобыли глубоко посаженные глаза, выпуклый лоб и редкая борода на щеках, ана пальцах не было волос».

Нравственные качества


АбуБакр, да будет доволен им Аллах, часто вздыхал, отличался большойстыдливостью и благочестием, был требователен по отношению кродственникам и хранил свою честь и достоинство. Нет никаких указанийна то, что он когда-нибудь поклонялся идолам, но есть множествосвидетельств его благонравия.

Все сунниты едины во мнении о том,что достойнейшим из людей после посланника Аллаха, да благословит егоАллах и да приветствует, был Абу Бакр, затем ? Умар, затем ? Усман, азатем ? Али, да будет доволен ими Аллах.

Абу Бакр был мудрымчеловеком, мудрость и самообладание которого особенно ярко проявились вего поведении, когда мусульманская община была поражена известием окончине Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Крометого, сила его личности и политический опыт нашли достойное применениена встрече под навесом рода бану саида.

После избрания халифомАбу Бакр держался крайне скромно и отличался воздержанностью. Обращаяськ людям, принёсшим ему присягу, он, в частности, сказал: «Я получил власть над вами, не являясь лучшим из вас».

Несмотряна прекрасное знание Корана и сунны , глубокое понимание целей иустановлений шариата и тот факт, что Абу Бакр сам выносил фетвы, ончасто обращался за советом к другим сподвижникам. Обычно Абу Бакрсклонялся к проявлению милосердия, примером чего может служить то, чтоон посоветовал не казнить курайшитов, взятых в плен во время битвы приБадре, а принять от них выкуп.

ПРИСЯГА АБУ БАКРУ, да будет доволен им Аллах

Послесмерти Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, ансарысобрались под навесом рода бану саида для того, чтобы выбрать халифа изсвоей среды. На этой встрече присутствовало и несколько мухаджиров, втом числе Абу Бакр, Умар бин аль-Хаттаб и Абу Убайда Амир биналь-Джаррах, да будет доволен ими Аллах. Взяв слово, Абу Бакр отметилдостоинства ансаров и сказал: «Я бы хотел, чтобы вы избрали одного изэтих двоих, так принесите же присягу тому из них, кому пожелаете»,после чего взял за руки ‘Умара бин аль-Хаттаба и Абу ‘Убайду биналь-Джарраха. Тогда Умар сказал: «О ансары, разве вы не знает, чтопосланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел АбуБакру проводить молитвы с людьми? Так кто же из вас согласится занятьместо выше Абу Бакра?» В ответ на это ансары сказали: «Мы прибегаем кзащите Аллаха от того, чтобы желать этого!»

Таким образом,напомнив людям о том, что во время своей болезни Пророк, да благословитего Аллах и да приветствует, велел Абу Бакру проводить молитвы слюдьми, Умар бин аль-Хаттаб использовал это в качестве доказательствапреимущественного права Абу Бакра на то, чтобы стать халифом. ЗатемУмар попросил Абу Бакра протянуть руку, чтобы принести ему присягу.Потом он принёс присягу, и его примеру последовали мухаджиры и ансары,ни один из которых не отказался от этого после того, как Умар указал имна преимущества Абу Бакра перед другими сподвижниками, и все онипоклялись ему в верности. На следующий день Абу Бакр поднялся на минбарв мечети, и присягу ему принесли все остальные.

МЕТОДЫ ПРАВЛЕНИЯ АБУ БАКРА

Отом, какими будут методы его правления, Абу Бакр, да будет доволен имАллах, объявил в краткой речи, с которой он обратился к людям в мечетипосланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.Восславив и возблагодарив Аллаха, он сказал:

«Я получил властьнад вами, не являясь лучшим из вас. Если я буду действовать правильно,оказывайте мне помощь, а если поступлю неверно, поправьте меня.Правдивость проявляется в верности, а ложь есть вероломство. Каждыйслабый из вас будет для меня сильным, пока я, с соизволения Аллаха, неверну слабому то, что причитается ему по праву, а каждый сильный из васбудет для меня слабым, пока я, с соизволения Аллаха, не возьму с негодолжное. Если люди откажутся от джихада на пути Аллаха, Он непременнооставит их без помощи, и если разврат получит распространение средилюдей, Аллах непременно поразит бедствием их всех. Повинуйтесь мне,пока сам я буду повиноваться Аллаху и Его посланнику, если же яослушаюсь Аллаха и Его посланника, вы будете вправе не повиноватьсямне».

В этой речи Абу Бакр изложил основные направления своей политики, которые сводились к следующему:

1. Он приравнял себя ко всем остальным людям, заявив, что на него распространяется действие тех же законов, что и на них.
2. Он заявил, что будет придерживаться принципа взаимодействия на основе справедливости.
3. Он призвал придерживаться правдивости и объявить войну лжи.
4. Он заявил о необходимости подавления притеснителей и проявления справедливости по отношению к притесняемым.
5. Он призвал к джихаду на пути Аллаха.
6. Он призвал людей препятствовать распространению разврата в обществе.
7. Он призвал людей подчиняться ему лишь до тех пор, пока сам он не будет нарушать заповеди Аллаха.

ДЕЛА АБУ БАКРА

АбуБакр совершил великие дела и добился осуществления многих важных целей.Дни его жизни были полны благими делами, однако правил он только двагода и три месяца. Ниже перечислены важнейшие из его дел:

1. Незадолго до своей кончины посланник Аллаха,да благословит его Аллах и да приветствует, подготовил к походу на Мутувойско, во главе которого поставил Усаму бин Зайда, да будет доволен имАллах. Усама получил приказ двигаться к границам Шама (старое названиетерриторий, на которых ныне расположены такие страны, как Сирия, Ливан,Иордания и Палестина.) и стал лагерем в аль-Джурфе, где к немуприсоединились виднейшие сподвижники, среди которых был и Умар бинпль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах. Однако это войско не покидалоМедину из-за болезни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и даприветствует, и оставалось в своём лагере вплоть до его кончины иприхода к власти Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.

Когдадо Медины дошли известия о первых проявлениях вероотступничества, Усамапосчитал, что необходимо выжидать, пока положение не прояснится,особенно с учётом того, что с ним находились многие авторитетные лица.Однако Абу Бакр, настаивавший на том, что Усама должен идти туда, кудаему было велено, отверг все предложения и сказал: «Лучшим началом дляменя станет выполнение веления посланника Аллаха, да благословит егоАллах и да приветствует, и пусть лучше меня унесут птицы, чем я невыполню его!» После этого он попросил Усаму оставить ему Умара. Усамапозволил Умару остаться, после чего двинулся в путь.

Усаманаправился к границам Шама. Во время этого похода он разгромилвероотступников из племени кудаа, которые бежал в Думат аль-Джандаль,Усама же продолжал поход, пока не дошёл до окрестностей Муты. Там онуспешно выполнил свою задачу и через 40 дней благополучно вернулсяобратно с добычей.

2. Военные действия против вероотступников

Вестио вероотступничестве дошли до столицы исламского государства (Медины).Вероотступники подразделялись на три группы. В первую входили те, ктовернулся к идолопоклонству. Во вторую входили люди, которые последовализа теми, кто выдавал себя за пророков. К третьей относились те, ктопродолжал исповедовать ислам, но отрицал обязательность закята, утверждая, что обязательным он был только при жизни Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

Дляпереговоров с халифом представители третьей группы направили в Мединуделегацию, члены которой остановились у всех влиятельных сподвижников,за исключением аль-Аббаса бин Абд аль-Мутталиба, да будет доволен имАллах. Некоторые из этих сподвижников, в том числе Умар бин аль-Хаттаб,Абу Убайда бин аль-Джаррах, вольноотпущенник Абу Хузайфы Салим идругие, согласились с предложениями посланцев и стали обсуждать этотвопрос с Абу Бакром. Однако Абу Бакр не принял их предложения ипроизнёс получившие широкую известность слова:

«КлянусьАллахом, даже если они откажутся отдать мне верблюжьи путы, которые ониобычно отдавали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и даприветствует, я непременно стану сражаться с ними и из-за (этих пут)!»

В “Сахихе” аль-Бухари приводится хадис, в котором сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

?Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,умер и Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, стал (халифом), а некоторыеиз арабов вернулись к неверию, Умар, да будет доволен им Аллах, спросил(Абу Бакра): «Как же ты можешь сражаться с этими людьми?!1 Ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Мне было велено сражаться с этими людьми (имеются в виду многобожники),пока они не скажут: “Нет бога, кроме Аллаха”, а кто произнесёт (этислова, тем самым) защитит от меня своё имущество и свою жизнь, еслитолько (не совершит ничего такого, за что его можно будет лишитьимущества или жизни) по праву2, и тогда (лишь) Аллах произведёт с ним расчёт”!» (В ответ на это Абу Бакр, да будет доволен им Аллах,) сказал: «Клянусь Аллахом, я непременно стану сражаться с теми, кто отделяет молитву от закята3, ведь закят

Таково было мнение Абу Бакра, да будет доволен им Аллах,рассматривавшего ислам как единое и неделимое целое, в силу чего он несчитал возможным делать различия между теми или иным религиознымиобязанностями. Закят является важнейшим элементом исламскойэкономической системы, одним из столпов ислама и одним из видовпоклонения. Эту религию нельзя исповедовать частично, выполняя лишьнекоторые из её установлений и не заботясь о других. Однако отдельныесподвижники посчитали, что в данном случае лучше проявить мягкость.

Умарсказал: «О халиф, добивайся расположения этих людей и прояви поотношению к ним доброту!» На это Абу Бакр ответил: «Я надеялся на твоюпомощь, а ты пришёл, чтобы оставить меня без поддержки! Неужели тот,кто во времена джахилийи  былмогуч, стал слабым в исламе? Откровения свыше прекратились, ибо этарелигия стала совершенной, так неужели же она уменьшится, пока я жив?!Разве посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, несказал, что исповедовать ислам можно только благодаря выполнению того,чего требует свидетельство? Свидетельство же требует совершения молитвыи выплаты закята, и, клянусь Аллахом, даже если все люди покинут меня, я буду сражаться с ними сам!»

Послеэтого Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, написал всем вероотступникамобщее послание и разослал его во все концы Аравии с посланцами, закоторыми следовали войска. Эти посланцы должны были прочесть егопослание людям, чтобы дать им возможность вернуться к истине, обдуматьсложившееся положение и выполнить свой долг перед Аллахом, прежде чемначнутся военные действия и дело дойдёт до кровопролития.

Врезультате произошло несколько столкновений между отрядами мусульман ивероотступниками, а также лжепророками. Мусульмане не жалели сил, ведяэти боевые действия, и их вера проявилась наилучшим образом. Не прошлои года, как им удалось полностью остановить распространение смуты ивернуть вероотступников в лоно религии, которую принёс им посланникАллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.

3. Собирание священного Корана

Мысльо необходимости собирания Корана пришла в голову Умара бин аль-Хаттаба,да будет доволен им Аллах. В “Сахихе” аль-Бухари приводится хадис, вкотором сообщается, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах,сказал:

«После истребления вероотступников из Йамамы4Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, послал за мной, (когдаже я пришёл к нему,) оказалось, что у него находится Умар биналь-Хаттаб. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Умар пришёлко мне и сказал: “Для чтецов Корана (имеются в виду люди, знавшие Коранна память) бой в Йамаме был трудным. Я опасаюсь, что чтецы станутпогибать и в других сражениях, вследствие чего многое из Корана будетутрачено, и считаю, что ты должен велеть собрать Коран воедино”, и Умарповторял мне это, пока Аллах не вразумил меня, и я согласился с егомнением».

После этого Абу Бакр отдал приказ Зайду, и тот сталсобирать Коран, (переписывая то, что было записано) на голых пальмовыхветвях и плоских белых камнях, и записывая то, что запомнили наизустьлюди.

4. Мусульманские завоевания

Послетого как власть Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах,упрочилась, мятежи вероотступников были подавлены и все дела пришли впорядок, Абу Бакр занялся тем, что является высшей целью ислама, тоесть возвышением свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха, иМухаммад ? посланник Аллаха, и выведением людей с помощью этогосвидетельства из мрака к свету. Настало время распространенияисламского призыва за пределами Аравийского полуострова.

Прижизни Абу Бакра мусульманские завоевания велись на двух направлениях.Первым было восточное направление, где мусульманам противостоял Иран.После того как Халид бин аль-Валид закончил сражаться свероотступниками, Абу Бакр направил войско под его командованием в Иракдля сражений с персами, которые отвергли исламский призыв. Первым былосражение при Казиме. Персы потерпели поражение, их командующий погиб, амусульмане захватили богатую добычу. После этого мусульмане одержалипобеды в нескольких других битвах, после чего в результате боевыхдействий или мирных переговоров, подчинили себе большинство районовстраны к западу от Евфрата, сделав центром завоёванных земель Хиру.
 
Вмесяце сафар 13 г. х. Абу Бакр приказал Халиду бин аль-Валиду взятьчасть войска и направиться в Шам для оказания помощи мусульманам,сражавшимся с византийцами. Наместником Ирака был назначен аль-Мусаннабин Хариса.

Вторым было северное направление, где мусульманесражались с византийцами. Абу Бакр послал в Шам войско подкомандованием Халида бин Саида бин аль-‘Аса, который разбил лагерь вТайме и встретился с византийцами, после чего отправил Абу Бакрупослание с просьбой о помощи. В ответ на это Абу Бакр снарядил четыреотряда. Первый, которым командовал Амр бин аль-‘Ас, был направлен вПалестину; второй отряд под командованием Шурахбиля бин Хасана былнаправлен в Иорданию; третий под командованием Йазида бин Абу Суфйанабыл направлен в Балку, а четвёртый под командованием Абу Убайды биналь-Джарраха был направлен в Химс.

Отряды мусульман достиглиШама и Палестины в начале 13 г. х. Сначала дело ограничилось мелкимистычками, за которыми последовали крупные сражения и великие завоевания.

Сражение при Аджнадайне (13 г. х.)

После первых стычек мусульман с византийцами император Византии Ираклий собрал для сражения с ними большую армию.

Мусульманеобратились за помощью к Абу Бакру, который велел Халиду бин аль-Валиду,да будет доволен Аллах ими обоими, выступить из Ирака с частью войск.Халид бин аль-Валид удивительно быстро пересёк пустыню и соединился ссилами мусульман в Шаме. Он взял на себя общее командование и провёлпрекрасную реорганизацию войска, после чего все мусульманские отрядыдвинулись на соединение с Амром бин аль-‘Асом, который противостоялкрупным силам византийцев в месте под название Аджнадайн на территорииПалестины. После этого началась битва, в которой византийцы потерпеликрупное поражение.

Сражении при Мардж ас-Суффар (13 г. х.)

Этосражение с византийскими войсками, которые пришли из расположенного насевере Химса произошло к югу от Дамаска. Халид и Абу ‘Убайда находилисьза рядами воинов и вместе с ними двигались навстречу посланной Ираклиемармии. У византийцев было достаточно сил, чтобы спасти гарнизоносаждённого мусульманами Дамаска. Мусульмане были вынуждены выступитьнавстречу византийцам, численность которых достигала 10 000 человек.Мусульмане встретились с ними на равнине Мардж ас-Суффар, и когда Халидбин аль-Валид увидел противника, он поспешил построить свои войска также, как и в день битвы при Аджнадайне. После этого началось сражение, вкотором византийцы потерпели поражение. Многие из них погибли, аостальные разбежались, мусульмане же захватили их лагерь.

 
с имущества брать обязательно! И, клянусь Аллахом, если они откажутсяотдать мне хотя бы козочку, которую отдавали посланнику Аллаха, даблагословит его Аллах и да приветствует, я стану сражаться с ними из-заэтого!»

БОЛЕЗНЬ И КОНЧИНА АБУ БАКРА, да будет доволен им Аллах

АбуБакр заболел после купания в холодный день. У него началась горячка,продолжавшаяся 15 дней, в течение которых он не выходил на общуюмолитву и приказывал проводить молитвы с людьми Умару бин аль-Хаттабу,да будет доволен Аллах ими обоими. Всё это время, которое он провёлдома, люди навещали его, а Усман, да будет доволен им Аллах, вообще непокидал Абу Бакра, пока тот болел.

Абу Бакр, да будет доволен имАллах, скончался в ночь на вторник за восемь дней до завершения месяцаджумада аль-ахира 13 г. х. Его правление продолжалось 2 года 3 месяца и10 дней.

Согласно завещанию Абу Бакра, обмыть его тело должнабыла его жена Асма бинт Умайс. По одним сведениям, его тело былозавёрнуто в два савана, а по другим ? в три. Заупокойную молитву понему прочитал Умар бин аль-Хаттаб, после чего Абу Бакра похоронилирядом с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует. Да будетдоволен Аллах Абу Бакром и да воздаст Он ему наилучшим воздаянием!


ВОПРОСЫ

     1. Расскажите о происхождении Абу Бакра и о том, почему его стали называть “ас-Сиддик”.
     2. Кто являлся общим предком пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и Абу Бакра?
     3. Где и когда родился Абу Бакр?
     4. Расскажите о том, как он принял ислам.
     5. Расскажите о том, как выглядел Абу Бакр.
     6. Кто из людей после пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, является наиболее достойным?
     7. Расскажите, как Абу Бакр стал халифом.
     8. Каковы были методы правления Абу Бакра.
     9. Расскажите об основных направлениях его политики.
     10. Абу Бакр совершил много великих дел. Приведите два примера.
     11. Кто посоветовал Абу Бакру заняться собиранием Корана?
     12. Кто участвовал в битве при Аджнадайне и кто одержал победу?
     13. Сколько времени Абу Бакр был халифом?
     14. Когда умер Абу Бакр и где он был похоронен?

_____________________

1 АбуБакр, да будет доволен им Аллах, принял решение начать боевые действияпротив тех племён, которые отказались выплачивать закят.

2То есть если человек не будет нарушать установлений шариата, посколькулишь в этом случае он может лишиться гарантированного исламом права нанеприкосновенность личности и имущества.

3 Молитва изакят относятся к числу столпов ислама, и в этом смысле они неотделимыдруг от друга. Таким образом, человек, не признающий необходимостьвыплаты закята, отрицает один из столпов ислама, что равнозначноотрицанию и всех остальных его столпов, так как подобное ставитчеловека вне рамок исламской религии.

4 Йамама ?район на северо-востоке Аравийского полуострова, где мусульманесражались со сторонниками лжепророка Мусайлимы, которые были разбиты в634 г. в битве при Аркабе.

Саид бин Абдуллах аль-Гамиди, Халид бин Сулейман аль-Хусейнан
Перевод: Владимир (Абдалла) Нирша.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика