Скажи: «Восток и Запад принадлежат Аллаху. Он наставляет, кого пожелает, на прямой путь».
143. Мы сделали вас общиной,придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всемчеловечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих. Мы назначиликиблу, к которой ты поворачивался лицом прежде, только для того, чтобыотличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто повернетсявспять. Это оказалось тяжело для всех, кроме тех, кого Аллах повелпрямым путем. Аллах никогда не даст пропасть вашей вере. Воистину,Аллах сострадателен и милосерден к людям.
Мусульманская община придерживаетсясередины и является самой лучшей и самой справедливой из всех общин,тогда как все остальные общины располагаются по обе стороны от серединыи находятся в опасности. Мусульмане никогда не впадают в крайности ввопросах, которые связаны с религией.
В отношении к пророкам мусульманезанимают промежуточное положение между христианами и прочимизаблудшими, которые чрезмерно возвеличивают Божьих пророков, с однойстороны, и иудеями и им подобными нечестивцами, которые грубо отвергаютпророков, с другой стороны. Мусульмане верят во всех пророков так, какполагается правоверным.
В отношении к религиозным предписанияммусульмане также занимают промежуточное положение между иудеями,которые проявляют излишнюю настойчивость и суровость, и христианами,которые пренебрегают законами религии.
В отношении к обрядам поклонения,ритуальному очищению и запрещенным яствам мусульмане также неуподобляются иудеям, которые совершают молитвы только в храмах исинагогах, не признают очищающей способности воды и не имеют прававкушать некоторые полезные яства в качестве наказания за своюнесправедливость, и не уподобляются христианам, для которых нет ничегонечистого или запрещенного и которые разрешают употреблять в пищу все,что ползает и движется. Мусульмане очищаются самым совершенным и самымправильным образом. Аллах
позволил им употреблять в пищу полезные яства и напитки, носитьпрекрасную одежду и жениться на прекрасных женщинах и запретил имупотреблять в пищу вредные яства и напитки, носить вредную одежду ивступать в недостойные браки.
Аллах почтил мусульман самойсовершенной религией и обучил их самому прекрасному нраву и самымправедным деяниям. Аллах одарил их знанием и выдержкой, справедливостьюи добродетелью, которых не были удостоены другие религиозные общины.Благодаря этим качествам мусульмане являются самой совершенной, самойумеренной и самой справедливой общиной, которая своей справедливостью ибеспристрастностью заслужила право свидетельствовать обо всемчеловечестве.
Мусульманам позволено судить оприверженцах любых вероисповеданий, и никто другой не обладает такимправом. И если мусульманская община признает человека, то ондействительно заслуживает признания, и если мусульманская общинаотвергает человека, то он действительно является отверженным. Однакоможет возникнуть вопрос: почему Аллах признает суждение мусульманотносительно приверженцев других вероисповеданий, если обвинения одноготяжущегося против другого не принято признавать? Дело в том, чтообвинение одного тяжущегося против другого не служит доказательствомего вины, если существуют сомнения в его правдивости. Что же касаетсямусульманской общины, то ее справедливость и беспристрастность невызывает сомнений и подозрений. Свидетельство всегда должноспособствовать вынесению справедливого и правильного приговора, а дляэтого свидетель должен быть беспристрастным и осведомленным. Оба этикачества присущи мусульманской общине, и поэтому ее свидетельство неотвергается. А если кто-либо усомнится в превосходстве мусульманскойобщины и потребует доказательство этого, превосходство мусульманзасвидетельствует лучший представитель человечества – Пророк Мухаммад.Именно поэтому Аллах возвестил о том, что Пророк Мухаммад будетсвидетельствовать о мусульманах.
Мусульманская община будетсвидетельствовать против других религиозных общин в День воскресения,когда Аллах спросит посланников, донесли ли они истину до человечества,а неверующие народы станут отрицать, что им была известна истина. Воттогда пророки приведут мусульман в качестве свидетелей собственнойправдивости, а Пророк Мухаммад подтвердит правдивость самих мусульман.
Этот аят свидетельствует о том, чтоединое мнение мусульман является неопровержимым аргументом и чтомусульманская община не может заблуждаться целиком. В пользу этогосвидетельствует широкий смысл откровения о том, что мусульманскаяобщина придерживается середины,
ведь если бы все мусульмане одновременно заблуждались в некоторыхсуждениях, то мусульманская община была бы справедливой лишь внекоторых вопросах, а не в самом широком смысле этого слова. Этот аяттакже свидетельствует о том, что выносить приговор, даватьсвидетельские показания и издавать религиозные указы имеют право толькосправедливые мусульмане.
Затем Всевышний Аллах сообщил, чтопредписал мусульманам поначалу во время намазов поворачиваться лицом всторону Иерусалима для того, чтобы узнать, кто последует заПосланником, а кто повернется вспять. В этом откровении имеется в видузнание, на основании которого Аллах может вознаградить или наказатьСвоих рабов. Безусловно, Аллаху известно обо всех событиях еще до того,как они происходят, однако на основании такого знания Аллах невознаграждает и не наказывает людей, поскольку божественнаясправедливость совершенна и поскольку Аллах желает довести истину досведения всех рабов, дабы они не могли оправдаться собственнойнеосведомленностью. Когда же люди совершают деяния, они удостаиваютсяза них либо вознаграждения, либо наказания.
Из всего сказанного следует, что Аллахпредписал мусульманам поначалу во время намазов обращаться лицом всторону Иерусалима для того, чтобы подвергнуть их испытанию иопределить тех, кто уверовал в Пророка Мухаммада и готов следовать заним при любых обстоятельствах. Верующий обязан поступать таким образом,поскольку он является рабом, который зависит от воли Аллаха и обязанвыполнять Его повеления. Более того, в предыдущих писаниях сообщалось,что во время намазов правоверные будут поворачиваться лицом в сторонуКаабы. И поэтому повеление поворачиваться лицом в сторону Каабы должнобыло приумножить веру и покорность всякого, кто действительно стремилсяпридерживаться истины. Что же касается грешников, которые повернуливспять, отвернулись от истины и принялись потакать своим желаниям, тониспосланное повеление лишь приумножило их неверие и смятение, ипоэтому они стали оправдывать свои злодеяния порочными доводами,которые зиждились на сомнении и не опирались на истинное знание.
Повернуться лицом в сторону Каабыоказалось тяжело для всех, кроме истинных верующих, которых Аллах повелпрямым путем. Они оценили милость Аллаха, признали ее и возблагодарилисвоего Господа за то, что им позволено поворачиваться лицом к великоймечети, которая превосходит все остальные места на земле, посещениекоторой является одним из столпов ислама и смывает совершенные грехи ипрегрешения. Именно осознание этого облегчило верующим выполнениеБожьего повеления, тогда как для всех остальных это повеление явилосьтяжелым бременем.
Затем Всевышний Аллах сообщил, что Он никогда не даст пропасть веремусульман. Не подобает Всевышнему Аллаху предавать забвению веру Своихрабов. Подобное просто невероятно и невозможно, и откровение об этомявляется великой благой вестью для каждого, кого Аллах почтилобращением в ислам и в правую веру. Аллах непременно сохранит их веру ине даст ей пропасть, причем забота Аллаха проявляется в двух формах.Во-первых, Аллах оберегает веру Своих рабов от тревожных испытаний,порочных воззрений и всего, что может разрушить, испортить илиуменьшить ее. Во-вторых, Аллах приумножает веру Своих рабов ивдохновляет их на деяния, которые приумножают их веру и усиливают ихубежденность.
Аллах одарил их верой, когда впервыепривел их в лоно своей религии, и Он непременно сохранит их веру иокажет им совершенную милость, приумножив их убежденность, увеличив ихвознаграждение и защитив их от печали и досады. Если же мусульманпостигают испытания, их целью является выявление истинных верующих отлжецов. Подобные испытания очищают правоверных и выявляют ихправдивость.
Но может возникнуть ошибочноепредположение о том, что очередное повеление Аллаха стало причиной, покоторой некоторые правоверные отреклись от веры, ведь Всевышний Аллахсказал, что посредством этого повеления были выявлены те, ктопоследовал за Посланником, и те, кто повернул вспять. Для того, чтобыпредотвратить появление подобных ошибочных суждений, Аллах сообщил, чтоникогда не даст пропасть вере истинных правоверных, поскольку тяжестьлюбого испытания всегда оказывается соразмерной с их верой.
Аллах также не даст пропасть вере техправоверных, которые скончались до того, как мусульманам было приказаново время намазов поворачиваться лицом в сторону Каабы. В свое время онинадлежащим образом повиновались Аллаху и Его посланнику и готовы былиповиноваться Ему во все времена. Этот коранический аят является однимиз доводов приверженцев Сунны и единой мусульманской общины в пользутого, что деяния являются частью веры.
Затем Аллах сообщил о своембезграничном милосердии и сострадании к людям. Благодаря этим качествамАллах довел до конца милость, которую начал оказывать своим искреннимрабам; провел различия между ними и лицемерами, которые уверовалитолько на словах и чьи сердца не прониклись верой; подверг верующихиспытанию, которое приумножило их убежденность и вознесло их на болеевысокие ступени; а также обратил их лица к самой славной и самойвеликой мечети.
СУРА "АЛЬ-БАКАРА"("КОРОВА")
Тафсир Шейха Ас-Саади