Когда обязательно внимательно слушать Коран?

Print

Вопрос #88728:

Чтовы можете сказать относительно случаев, когда мы сидим в большомсобрании, в котором читается Коран, а я с моим другом сидим отдельно иразговариваем. Или если водитель автобуса в котором мы едем слушаетКоран или читает его, и мы не принимаем участия в том, что он читает.Или мы находимся в комнате и один из нас совершает намаз в которомКоран читается в слух, или просто читает Коран в слух; Или другиеситуации, в которых Коран читается и мы не принимаем в этом участия,должны ли мы слушать внимательно пока читающий не закончит, или это неотносится к нам?

Ответ

Вся хвала Аллаху
Ученые разногласят относительно правила внимательного слушания чтения Корана вне молитвы. Существует два мнения:

Первое: Это является обязательным. Подобного мнения придерживалисьХанафиты и некоторые из них считали это индивидуальной обязанностью,другие считали общей обязанность. В качестве довода они цитировали аят,в котором Аллах сказал (перевод смысла):
«Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, – быть может, вас помилуют.» (7:204)
Сказано в al-Mawsoo’ah al-Fiqhiyyah (4/86):
Слушание чтения Корана вне молитвы обязательно, если нет шариатской причины, чтобы не слушать.
Ханафиты разошлись относительно того является ли это индивидуальной обязанностью (фард айн) или общей обязанностью (фард кифая)
ИбнАбидин сказал: «Основным принципом является то, что слушание Корана –общая обязанность, потому что таким образом выполняется право Корана,чтобы его слушали и не пренебрегали им, чего можно достичь внимательнымслушанием. И это подобно случаям с ответом на приветствия (салам) –т.е. достаточно одному из группы ответить на приветствие.
АльХамави передал, что его учитель, выдающийся судья Яхья, который большеизвестен как Minqaarizaadah, сказал, что слушать Коран являетсяиндивидуальной обязанностью.
Да, аят суры аль Араф «Когда читаетсяКоран, то слушайте его и храните молчание, – быть может, вас помилуют»был ниспослан относительно запрета на разговоры во время молитвы, нонеобходимо учитывать общий смысл слов, а не специфичную причинуниспослания, а общий смысл подразумевает чтение Корана как в намазе,так и вне»
Второе: Слушание является мустахабом и рекомендуемым. Этиученые считали, что в аяте имеется ввиду только чтение Корана во времямолитвы. Вне молитвы слушание является мустахабом. Это мнениебольшинства ученых.
Ибн Кясир сказал в Tafseer al-Qur’aan il-‘Azeem (2/372):
Али ибн Аби Тальха передал от Ибн Аббаса относительно аята:
«Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, – быть может, вас помилуют» (7:204)
- т.е. в обязательной молитве. Схожее было передано от Абдуллах ибн аль Мугафаля.
ИбнДжарир сказал: Хумайд ибн Масада сказал нам, Бишр ибн аль Муфаддальсказал нам, аль Джарири сказал нам, что Тальха ибн Убайдуллах ибнКурайз сказал: «Я видел как Убайд ибн Умайр и Ата ибн Аби Рабахбеседовали, когда говорил рассказчик историй, и я обратился к ним:«Почему вы не слушаете поминание, хотя это вы должны предостерегать».Они посмотрели на меня, затем они вернулись к разговору. Я повторил, иони опять посмотрели на меня и продолжили свой разговор. Я обратился кним в третий раз, и тогда они посмотрели на меня и сказали: «Это тольково время молитвы: «Когда читается Коран, то слушайте его и хранитемолчание, – быть может, вас помилуют.»
Было передано более чем отодного человека о Муджахиде. Абдульраззаг передал от аль Саури отЛайса, что Муджахид сказал: «Нет ошибки в том, чтобы разговаривать,когда Коран читается вне молитвы»
Похожее было передано, от Sa’eedibn Jubayr, al-Dahhaak, Ibraheem al-Nakha’i, Qataadah, al-Sha’bi,al-Saddi и ‘Abd al-Rahmaan ibn Zayd ibn Aslam, то что в аяте имелосьввиду молитва.
Ибн Джарир также предпочел мнение, что приказвнимательно слушать относится к молитве и к хутбе, как сказано вХадисах, которые призывают внимательно слушать имама во время хутбы»
Похоже,что это мнение правильное, потому что для обязательности необходимясный довод, иначе получается, что людей обязывают и усложняют им безналичия довода.
Шейха ибн Усеймина (да помилует его Аллах) спросили, как об этом сказано в Liqaa’aat al-Baab il-Maftooh (197/26):
«Группалюдей путешествуют на машине, и один из них включил кассету с записьюКорана; следует ли им всем слушать эту кассету, и совершает ли грехтот, кто разговаривает при этом?
Он ответил:
Имам Ахмад (да помилует его Аллах) сказал в отношении этого аята:
«Онотносится к молитве. Они единогласны в том, что этот аят применяется вотношении молитвы. Основываясь на этом, если я сижу рядом с читающимКоран вслух, и при этом совершаю тасбих или говорю «ля иляха ильАллах», то я не должен слушать его. Это относится только к молитве».
Ноя обращаюсь к брату, который включил кассету: Не ставь ее, когда людине уделяют этому внимания, потому что самое меньшее что может бытьсказано об этом – это слова Аллаха: «Неверующие сказали: «Неслушайте этот Коран, а начинайте говорить вздор (опровергайте его любымспособом или шумите во время его чтения). Быть может, вы одержите верх»(41:26). Если вы видите, что ваши братья не хотят слушать, иони заняты беседой, то не включайте кассету. Если же вы желаетепослушать, включите наушники и слушайте сами»
Сказано в al-Muntaqa fi Fataawa al-Fawzaan (3/ 437):
«Япровожу много времени на кухне готовя еду мужу, и я хочу хорошоиспользовать свое время, поэтому я слушаю Коран по кассетам или радио.Правильно ли это, или мне не следует делать этого, потому что Аллахговорит: ««Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, – быть может, вас помилуют.» (7:204)»
Ответ:«Нет ошибки в том, чтобы слушать Священный Корана по радио или изкассет во время работы, и подобное не идет против приказа: «Когдачитается Коран, то слушайте его и храните молчание, – быть может, васпомилуют.», потому что внимательное прослушивание  Корана требуется отчеловека по мере его возможностей, и тот, кто ставит кассету долженслушать Коран настолько внимательно, насколько может»
Отдаваяпредпочтение тому мнению, что это относится к мустахабу, человек недолжен быть беспечным и невнимательным к словам Аллаха, когда оничитаются. Стремление внимательно прослушать должно быть основой в жизнимусульманина, и ему не следует поступать иначе, кроме как в случаяхвыполнения работы
Ан Навави сказал в al-Tabyaan fi Adaab Hamalat al-Qur’aan (92):
«Необходимоуделить внимание в отношении проявления почтения к Корану, когданекоторые из невежд могут быть беспечны по отношению к нему всобраниях, где читается Коран. Нельзя смеяться болтать и говорить вовремя чтения, кроме случаев необходимости; необходимо подчинятьсясловам Аллаха: ««Когда читается Коран, то слушайте его и хранитемолчание, – быть может, вас помилуют» и следовать примеру, который былпередан от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) – он не разговаривалпока не заканчивалось чтение»
Шейх ибн Усеймин (да помилует егоАллах) сказал в Liqaa’aat al-Baab il-Maftooh (146/9): «Не являютсяхорошими манерами пренебрежение к Книге Аллаха, когда она читается,даже если это запись на кассете»
И Аллаху известно лучше.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика