Аллах сообщил о сподвижников Пророка с.а.с в Евангелии и Торе
Сура 48 Победа - аят (29)
Мухаммад – посланник Аллаха. Те,которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Тывидишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха идовольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах.Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, итот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем изних, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великуюнаграду.
Толкование этого аята - Тафсир Ас Саади:
Мухаммад является Посланником Аллаха. Амухаджиры и ансары, которые окружают его, являются истинными верующими.Они обладают самыми прекрасными качествами. Они усердно сражаются смногобожниками и прикладывают все силы для уничтожения неверия
. Они беспощадны к врагам Аллаха, и потому неверующие униженны ибессильны перед ними. Но в то же время они любят своих верующих братьеви сестер, снисходительны и добры к ним. Вместе они подобны единомуорганизму, и каждый из них желает для своего брата того же, что и длясебя.
Так они строят свои взаимоотношения слюдьми, а что касается их отношений с Аллахом, то они совершают многомолитв, и поэтому ты видишь их преклоняющимися и падающими ниц. Темсамым они ищут милости и благоволения Аллаха. Довольство Аллаха и Егощедрая награда – вот их единственная цель.
Благодаря частому, усердному ипрекрасному поклонению их лица стали излучать свет, и на них появилисьследы от челобития. Искренние молитвы сделали их души светлыми, а лица– величественными. Так их описал Всевышний в Торе, которая быланиспослана пророку Мусе.
А в Евангелии они представлены в образепосева, на котором вырос росток и укрепил его. Он все крепнет ивыпрямляется на своем стебле, приводя в восхищение сеятелей своимсовершенством, красотой и прямотой. Всевышний сравнил сподвижников спосевом. Они приносят пользу людям, и люди нуждаются в них. Их сильнаявера и решительные поступки подобны стеблю и ветвям посева. Ановообращенные мусульмане подобны молодым побегам. Они растут идогоняют своих предшественников и помогают им продолжать начатое дело,надлежащим образом исповедовать религию Аллаха и нести ее остальномучеловечеству. Они вызывают гнев у неверующих, которые вступают всхватки и сражения с мусульманами и становятся свидетелями их единстваи непреклонности перед врагом.
Затем Аллах поведал о том, чтосподвижники воплотили в себе два превосходных качества: веру иправедные деяния. А Всевышний Аллах приготовил для них две радости:прощение, которое принесло им избавление от зла на в этой жизни и послесмерти, и великое вознаграждение в обоих мирах.
А теперь я хочу более подробно описатьнекоторые события худейбийского похода, ссылаясь на главы «Пророческийпуть» («аль-Хадй ан-Набави») из книги имама Шамс ад-Дина Ибналь-Кайима. Это поможет читателю лучше понять смысл этой суры ипроникнуть в некоторые из ее тайн.
Худейбийский мир (Худейбийское соглашение)
Нафи рассказывал, что Худейбийский мирбыл заключен в 6 году после хиджры в месяце зу-ль-када. Это мнениеявляется достоверным, и с ним были согласны аз-Зухри, Катада, Муса б.Укба, Мухаммад б. Исхак и многие другие.
Хишам б. Урва рассказывал, что его отецповедал ему, что Посланник Аллаха отправился в Худейбию в месяцерамадан, а заключили мирный договор в шаввале, но это мнение ошибочно.В рамадане Посланник Аллаха покорил Мекку.
В сборниках хадисов "ас-Сахих" имамоваль-Бухари и Муслима приводится достоверный хадис Анаса б. Малика отом, что Посланник Аллаха четыре раза отправлялся в малоепаломничество, и каждый раз это было в месяце зу-ль-када. Одним из этихчетырех паломничеств было прерванное паломничество в тот год, когда былподписан Худейбийский мир. Анас сообщил, что Пророка в тот годсопровождало полторы тысячи человек. В тех же сборниках хадисовприводятся хадисы Джабира и Абдуллаха б. Абу Ауфа, в которыхсообщается, что Пророка сопровождало соответственно тысяча четыреста итысяча триста человек.
Катада рассказывал, что он спросилСаида б. аль-Мусайиба: «Сколько человек присутствовало во время присягидовольства». Он ответил: «Тысяча пятьсот человек». Тогда Катада сказал:«А Джабир б. Абдуллах рассказывал, что их было тысяча четырестачеловек». Саид возразил ему: «Да смилостивится над ним Аллах, ибо оношибся. Он сам рассказывал мне, что их было тысяча пятьсот человек».
Действительно, от Джабира до нас дошлодва достоверных сообщения по этому вопросу. В одном из таких сообщенийговорится, что Джабир рассказывал, что сподвижники в тот год закололисемьдесят верблюдиц: каждую верблюдицу от имени семи человек. А когдаего спросили, сколько же их было, то он сказал: «Тысяча четыреста пешихи всадников».
В хадисе Шубы сообщается, что Катадарассказывал, как Саид б. аль-Мусайиб говорил от имени своего отца, чтовместе с Посланником Аллаха под деревом собралось тысяча четырестачеловек. Из двух мнений я больше склоняюсь к этому. Оно опирается такжена высказывания аль-Бары б. Азиба, Макиля б. Йасара, аль-Мусайиба б.Хузна и на наиболее достоверное сообщение от имени Саламы б. аль-Акваа.
Согласно одному из мнений, в этомпоходе приняло участие всего семьсот человек. Это – очевидноезаблуждение. Сподвижники были вынуждены заколоть всего семьдесятверблюдиц: каждую – от имени семи или, скажем, десяти человек. Этоникоим образом не свидетельствует в
пользу такого мнения. В хадисесовершенно ясно сказано, что семеро мусульман приносили в жертву однуверблюдицу и что всего было заколото семьдесят животных. Допустим, чтов жертвоприношении приняли участие все мусульмане. Тогда получается,что их было всего четыреста девяносто человек, а не семьсот. Но лучшевсего не делать ненужных расчетов, а обратиться к самому хадису, вкотором однозначно сказано, что их было тысяча четыреста человек.
Когда они дошли до Зу-ль-Хулейфы,Посланник Аллаха велел обстричь жертвенных животных и надеть на нихожерелья, надел ритуальную одежду паломника и произнес намерениесовершить умру, т.е. малое паломничество. Затем он послал вперед одногоиз хузаитов, чтобы тот разузнал, что предпринимают курейшиты. Когдамусульмане приблизились к местечку Усфан, этот человек вернулся кПророку и сказал: «Только что я видел Каба б. Луейа. Они взяли с собойэфиопов и собрали огромное войско. Они готовы сразиться с тобой ипомешать тебе вступить в Мекку».
Посланник Аллаха посоветовался сосподвижниками: «Не напасть ли нам на поселения эфиопов, которыеотправились помогать курейшитам. Мы разгромим их, и так они лишатсясвоих родственников и будут сильно опечалены. Если же им удастсяспастись, то Аллах сам покарает их. Или лучше продолжить путь в Мекку исразиться с теми, кто попытается остановить нас?» Абу Бакр сказал:«Аллах и Его посланник лучше знают, как следует поступить. Мы пришли,чтобы совершить паломничество и не хотим воевать. Но если кто-нибудьвстанет на нашем пути, то мы готовы сразиться с ним». Выслушав его,Пророк сказал: «Тогда вперед!»
Сподвижники продолжили путь, и черезнекоторое время Пророк сказал: «Халид б. аль-Валид с отрядомкурейшитской конницы остановился в местечке аль-Гамим. Обойдем ихсправа». Халид не заметил мусульман, а когда понял, что они обошли его,то галопом устремился в Мекку, чтобы предупредить курейшитов.
Когда Пророк дошел до местечка Санийаталь-Марар, его верблюдица Касва опустилась на колени. Люди прикрикивалина нее, чтобы заставить ее продолжить путь, но она не двигалась сместа. Сподвижники стали говорить: «Касва заупрямилась». Но Пророксказал: «Она не заупрямилась. У нее нет такого норова. Ее удерживаетТот, кто удерживал слона». Затем он сказал: «Клянусь Тем, в чьей дланимоя душа! Я соглашусь на любое их предложение, если они сделают его изуважения к запретам Аллаха». Затем Пророк прикрикнул на верблюдицу, иона тотчас вскочила на ноги. Наконец, мусульмане дошли до Худейбии. Тамони нашли колодец, в котором почти не было воды. Сподвижники сталипонемногу пить из него, но быстро осушили его. Они пожаловались
Посланнику Аллаха, и он вынул из своего колчана стрелу и велел имвставить ее в дно колодца. Вода стала прибывать и прибывала до тех пор,пока сподвижники не ушли оттуда.
Курейшиты опасались, что ПосланникАллаха нападет на них, и тогда он решил отправить к ним одного из своихсподвижников и подозвал к себе для этого Умара б. аль-Хаттаба. Умарсказал: «О Посланник Аллаха! В роду Каба в Мекке нет такого человека,который захочет поддержать меня, если курейшиты причинят мне зло. Пошлилучше Усмана б. Аффана. Его родственники там, и он сможет довести до ихсведения все, что ты пожелаешь».
Тогда Посланник Аллах подозвал к себеУсмана б. Аффана, велел ему отправиться к курейшитам и сказал: «Сообщиим, что я не пришел сражаться с ними, а пришел совершить паломничество,а также предложи им принять ислам».
Пророк также велел ему встретиться сверующими мужчинами и женщинами, которые остались в Мекке, обрадоватьих вестью о скорой победе и сообщить им, что великий и могучий Аллахнепременно поможет своей религии одержать верх в Мекке, дабы они непрятались и не скрывали то, что уверовали. Усман отправился в путь ивстретился с курейшитами в местечке Балдах. Язычники спросили его:«Куда ты идешь?» Он сказал: «Посланник Аллаха послал меня для того,чтобы я призвал вас уверовать в Аллаха и обратиться в ислам и сообщилвам, что мы пришли совершить паломничество, а не сражаться с вами». Ониответили: «Мы уже слышали это. Делай то, зачем ты пришел».
Абан б. Саид подошел к Усману ипоздоровался с ним. Затем Абан взял его под свое покровительство,оседлал свою лошадь и усадил Усмана позади себя. Так они приехали вМекку. Мусульмане, не дождавшись возвращения Усмана, стали говорить:«Усман раньше нас добрался до Каабы и уже совершил обход вокруг нее».Посланник Аллаха сказал: «Я не думаю, что он совершил обход вокругКаабы, пока мы находимся в осаде». Люди сказали: «О Посланник Аллаха,что же мешает ему сделать это? Он же уже добрался до Дома Аллаха». Онответил: «Просто я думаю, что он не станет совершать обход вокруг Каабыбез нас».
Пока продолжались переговоры мусульманенаходились недалеко от язычников. В это время между ними завязаласьссора, и произошло небольшое сражение. Противники кричали друг надруга, обстреливали друг друга стрелами и забрасывали камнями, но вконце концов успокоились. Тут до Посланника Аллаха дошел слух о том,что убит Усман.
Пророк призвал правоверных присягнуть ему на верность, и взволнованныемусульмане собрались вокруг него под деревом, присягнули ему наверность и поклялись ни при каких обстоятельствах не бросать его.Принимая присягу, Пророк пожал сам себе руку и сказал: «Это – заУсмана». Тут вернулся и сам Усман, и люди сказали ему: «Абу Абдуллах,остался ли ты доволен обходом вокруг Каабы?» Он сказал: «Плохо же выобо мне подумали! Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, если бы я пробылтам год, а Посланник Аллаха все это время оставался бы в Худейбии, я нестал бы совершать обход до тех пор, пока его не совершил бы ПосланникАллаха. Курейшиты предложили мне совершить обход, но я отказался».Тогда люди сказали: «Воистину, Посланник Аллаха лучше нас осведомлен обАллахе, да и помыслы его чище».
Когда мусульмане приносили присягу поддеревом, Умар держал Посланника Аллаха за руку, а Макиль б. Йасарудерживал ветку, которая мешала Пророку. На верность присягнули все,кроме аль-Джудда б. Кайса. Первым пожал руку Пророка Абу Синаналь-Асади. А Салама б. аль-Аква пожал руку Посланника трижды: в начале,в середине и в конце.
Одним из первых к Посланнику Аллахаприбыл Будейл б. Варка из рода хузаитов вместе с несколькими своимисородичами. Они были наперсниками Посланника Аллаха в Тухаме. Будейлсказал: «Я пришел от Каба б. Луейа и Амира б. Луейа. С огромным войскомони спустились к водам Худейбии. Они взяли с собой даже молодыхверблюжат с их матерями. Они собираются сразиться с тобой и не желаютвпускать тебя в Мекку».
Посланник Аллаха сказал: «Мы не пришлисражаться, а пришли для того, чтобы совершить паломничество. Курейшитыи без того изнурены войной, которая принесла им много горя. Если онипожелают, то я заключу с ними временное перемирие, и тогда они оставятменя в покое. Если они пожелают, то могут принять ислам, как это делаютдругие. Если же они непременно хотят сразиться с нами, то они ужесобрали все свои силы. Клянусь Тем, в чьей длани моя душа! Мы будемсражаться с ними за наше дело, пока не погибнем все как один или покаАллах не завершит начатое им дело». Будейл выслушал его и сказал: «Япередам им твои слова».
Он пришел к курейшитам и сказал: «Я былу этого человека и слышал то, что он говорит. Если хотите, я передамвам его слова». Глупые невежды стали кричать: «Нам не нужно, чтобы тырассказывал нам о нем». Но мудрые старейшины сказали: «Говори, чтоуслышал». Когда Будейл закончил, Урва б. Масуд из племени Сакиф сказал:«Он сделал вам разумное предложение. Примите его и позвольте мнеотправиться к Мухаммаду». Они сказали: «Ступай к нему».
Урва пришел к Пророку и начал с ним переговоры. Пророк сказал ему тоже, что и Будейлу. Тогда Урва сказал: «О Мухаммад! Может быть, тысможешь уничтожить свой народ. Но слышал ли ты, чтобы до тебя кто-либоиз арабов губил своих близких? Но может случиться, что все обернетсяиначе, и мне кажется, что тогда очень многие из твоих людей побегут ибросят тебя». Тут вмешался Абу Бакр и сказал: «Пососи у Лат! Это мы-топобежим и бросим его?!» Урва спросил: «Кто это сказал?» Абу Бакр назвалсебя. Тогда Урва сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани моя душа! Если быне то добро, которое ты мне сделал и за которое я тебя до сих пор так ине отблагодарил, то я бы ответил тебе».
Он продолжал беседовать с Пророком ивремя от времени брал его за бороду. Рядом с Пророком с мечом в ножнахстоял аль-Мугира б. Шуба со шлемом на голове. Когда Урва в очереднойраз протянул руку к бороде Пророка, аль-Мугира ударил его по рукеконцом ножен и сказал: «Убери руку от бороды Посланника Аллаха!» Урваподнял голову и спросил: «Кто ты?» Он ответил: «Аль-Мугира б. Шуба». Онсказал: «Не ты ли оказался самым вероломным из нас?»
Дело в том, что перед тем, как принятьислам, Урва убил в дороге всех своих спутников, забрал их имущество ипришел к Пророку. Посланник Аллаха сказал ему: «Я принимаю то, что тыобратился в ислам, но не возьму ничего из твоего богатства».
Затем Урва начал наблюдать засподвижниками Посланника Аллаха и увидел, что стоило Пророкуотхаркнуться, как один из них подставлял руку, а затем начиналрастирать слизь по коже и по лицу. Когда он отдавал какое-либораспоряжение, они тотчас выполняли его, а когда он совершал омовение,они боролись друг с другом за воду, которой он умылся. Стоило емузаговорить, как они притихали. Из уважения к Пророку они даже неосмеливались пристально посмотреть на него.
Урва вернулся к курейшитам и сказал: «Омои соплеменники! Клянусь Аллахом, я побывал у многих царей. Я был ухосроя, цезаря и негуса. Но – клянусь Аллахом! – я не видел, чтобыокружение этих царей почитало их так, как сподвижники Мухаммадапочитают его. Клянусь Аллахом, стоит ему отхаркнуться, как один из нихподставляет свою руку, а затем начинает растирать слизь по коже и лицу.Стоит ему отдать распоряжение, как они тотчас выполняют его. Когда онумывается, они почти дерутся за воду, которая остается после него. Акогда он разговаривает, они притихают. Из уважения к нему они даже неосмеливаются пристально посмотреть на него. Он сделал вам разумноепредложение. Примите его».
Некий человек из рода Кинана сказал:«Разрешите и мне отправиться к Мухаммаду». Ему позволили сделать, икогда он подходил к Пророку, тот сказал: «Это – такой-то. Его народпочитает жертвенных животных.
Проводите его к ним». Мусульманевстретили его восклицаниями паломников и показали ему жертвенныхживотных. Тогда он сказал: «Свят и безупречен Аллах! Этим людям неследует мешать совершить паломничество».
Затем он вернулся к мекканцам и сказал:«Я видел, что жертвенные животные обстрижены и украшены ожерельями. Ясчитаю, что мы не должны мешать им совершить паломничество».
Тут Микраз б. Хафс поднялся на ноги исказал: «Позвольте и мне отправиться к нему». Завидев его, Пророксказал: «Это – Микраз б. Хафс. Он – человек нечестивый». Пока ПосланникАллаха беседовал с ним, к мусульманам прибыл Сухейл б. Амр. Тут Пророксказал: «Аллах облегчил вашу участь». Сухейл предложил Посланникузаключить с курейшитами договор, и он подозвал писца, а затем велелему: «Пиши: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного"». Сухейлвозразил: «Клянусь Аллахом, мы не знаем никакого милосердного. Напишилучше: "Во имя Аллаха"».
Мусульмане воскликнули: «КлянемсяАллахом, мы начнем договор только словами "Во имя Аллаха милостивого,милосердного"». Но Пророк сказал: «Пиши: "Во имя Аллаха"».
Затем он сказал: «Пиши дальше: "Книжеизложенному соглашению пришли Посланник Аллаха Мухаммад…"» ТутСухейл вновь вмешался и сказал: «Клянусь Аллахом, если бы мы былиуверены в том, что ты действительно Посланник Аллаха, то не мешали бытебе совершить паломничество и не сражались бы с тобой. Пиши лучше:"Мухаммад б. Абдуллах"». Пророк сказал: «Я все равно остаюсьПосланником Аллаха, даже если вы и не верите мне. Пиши: "Мухаммад б.Абдуллах"». Затем Пророк потребовал, чтобы курейшиты освободили путь кКаабе и позволили мусульманам совершить обход вокруг нее, но Сухейлсказал: «Клянусь Аллахом, арабы не будут говорить, что мы уступили вампод давлением. Ты совершишь паломничество в следующем году». Пророксогласился и на это.
Сухейл также потребовал, чтобы Пророквозвращал курейшитам любого сбежавшего в Медину мекканца, даже если тотокажется мусульманином. Мусульмане сказали: «Свят и безупречен Аллах!Как мы можем возвратить язычникам того, кто стал мусульманином?»
В это время со стороны нижней частиМекки в лагерь мусульман пришел закованный в кандалы сын Сухейла АбуДжандал. Он бросился к мусульманам, но в это время Сухейл сказал:«Мухаммад! Вот первый из тех, кого ты вернешь нам». Пророк сказал: «Номы еще не подписали договор». Сухейл же сказал: «Тогда я ни за что незаключу с тобой договора». Пророк сказал: «Позволь ему остаться радименя». Он ответил:
«Я не позволю». Пророк сказал: «Давай, сделай это». Но Сухейл был непреклонен и сказал: «Я не сделаю этого».
В это время Абу Джандал закричал: «Омусульмане! Неужели вы вернете меня после того, как я сталмусульманином и сумел добраться до вас? Неужели вы не видите, что онисо мной сделали?!» Джандал действительно вынес много страданий на путиАллаха, и это не давало мусульманам покоя.
Позднее Умар б. аль-Хаттаб рассказывал:«Клянусь Аллахом, с того дня, как я принял ислам, сомнения никогда нетерзали меня так, как в тот день. Я пришел к Пророку и сказал: "ОПосланник Аллаха! Разве ты не пророк?" Он ответил: "Конечно, пророк". Ясказал: "И мы правы, а наши враги заблуждаются?" Он ответил: "Конечно".Я сказал: "Зачем же мы унижаем свою религию и возвращаемся домой.Почему Аллах не рассудит между нами и нашими врагами?" Пророк сказал:"Я – Посланник Аллаха. Он помогает мне во всем, и я не собираюсьослушаться Его". Тогда я спросил: "Разве ты не говорил, что мы войдем вмечеть и совершим обход вокруг Каабы?" Пророк сказал: "Да, говорил. Норазве я сказал тебе, что ты сделаешь это в этом году?" "Нет", – ответиля. А он добавил: "Ты непременно войдешь в нее и совершишь обход". Затемя пошел к Абу Бакру и сказал ему то же, что и Посланнику Аллаха. Вответ он сказал мне то же самое, но добавил: "Крепче держись за него.Клянусь Аллахом, он прав". С тех пор я делаю все, чтобы искупитьсодеянное».
Когда договор был подписан, ПосланникАллаха сказал: «Встаньте и заколите животных, а затем побрейте головы».Он трижды повторил это, но ни один из сподвижников не встал.
Тогда он вошел в шатер Умм Саламы ирассказал ей о случившемся. Она сказала: «Как тебе это понравится, оПосланник Аллаха? Ступай и ни с кем не разговаривай, пока не заколешьверблюдицу, а затем позови цирюльника, и пусть он побреет твою голову».Посланник Аллаха вышел и не стал ни с кем разговаривать. Он закололверблюдицу, и цирюльник побрил ему голову. Увидев это, сподвижникиотправились закалывать животных и брить головы друг другу. От сильнойпечали они почти резали друг друга.
Затем в мусульманский лагерь пришли несколько верующих женщин, и великий и могучий Аллах ниспослал аят:
«Оте, которые уверовали! Когда к вам прибывают переселившиеся верующиеженщины, то подвергайте их испытанию. Аллаху лучше знать об их вере.Если вы узнаете, что они являются верующими, то не возвращайте ихневерующим, ибо им не дозволено жениться на них, а им не дозволеновыходить замуж за них. Возвращайте им (неверующим) то, что они потратили на приданое . На вас не будет греха, если вы женитесь на них после уплаты их вознаграждения (приданого). Не держитесь за узы с неверующими женами…» (60:10). Умар в тот день развелся с двумя из своих жен, которые неотреклись от язычества, и только после этого вернулся в Медину. Наодной из них женился Муавийа, а на другой – Сафван б. Умейа.
Когда Посланник Аллаха возвращался домой, ему был ниспослано откровение: "Воистину, Мы даровали тебе явную победу…" Умар спросил его: «Неужели это – победа, Посланник Аллаха?» Он ответил:«Да». Тогда сподвижники сказали: «Поздравляем тебя, о Посланник Аллаха!А что же для нас?» И тут великий и могучий Аллах ниспослал аяты "Он – тот, кто ниспослал покой в сердца верующих…"
Хвала Аллаху, на этом я заканчиваю цитировать имама Ибн аль-Кайима и завершаю толкование суры "аль-Фатх".