Можно ли присягать кяфиру?
Вся хвала Аллаху.
Присяга (беят) – клятва на подчинение. И это шариатский договормежду тем, кто клянется и тем кому клянутся – правитель или халиф.
Присяга это клятва халифу, которая дается после того какавторитетные люди (ahl al-hill wa’l-aqd) выберут его; они должнызаслуживать доверия и обладать сильным мнением.
В al-Mawsoo’ah al-Fiqhiyyah (9/274) сказано:
«Bay’ah или присяга, как было определено ибн Халдуном в Muqaddimah,означает: клятва на подчинение; приносящий клятву обещает правителю,что он примет его власть в отношении своих дел и дел мусульман и он небудет спорить с ним в этом, и он будет исполнять все обязанности, влегкие и трудные времена. После принесения присяги они кладут руку вего руку в знак подтверждения клятвы. Это похоже на то, как продавец ипокупатель заключают сделку, и беят или присяга сопровождаетсярукопожатием»
Также сказано (9/278):
«Избрание со стороны принимающих решение и принесения клятвы –основа для занятия им должности. Принимающие решение (ahl al-hillwa’l-‘aqd) это ученые и мудрые люди с высоким статусом, чье знаниеподкреплено следующими условиями: обладание доверием, хороший характери мудрость»
Наряду с условиями, которые должны быть выполнены в отношениипринимающих решения, также есть условия, которым должен отвечать халиф,которому приносится клятва. Некоторые из них являются предметомразногласий, но по другим существует консенсус. Ни один из ученых неоспаривал, что правитель должен быть мусульманином, потому что беят(присяга) подразумевает применение законов Аллаха, применениешариатских наказаний (Хадд) и защита границ Ислама. И как же кяфирможет применять Законы Аллаха и выполнять все это? Напротив, еслиправитель мусульманин стал кяфиром, то он должен быть свергнут попричине своего куфра.
Ибн Хазм (да помилует его Аллах) сказал в обсуждении условий правителя:
«Он должен быть мусульманином, потому что Аллах сказал (перевод смысла):
«Аллах не откроет неверующим пути против верующих» (4:141)
Правление – один из величайших путей. И Аллах предписал нам возвращать людей писания в их места и брать с них джизью»
Al-Fasl fi’l-Milal wa’l-Ahwa’ wa’l-Nihal (4/128).
Ан Навави (да помилует его Аллах) сказал:
«Кади сказал: Ученые единогласны, что кяфир не может быть назначенправителем, и если правитель становится кяфиром, то его следуетсвергнуть»
Sharh Muslim (12/229).
В al-Mawsoo’ah al-Fiqhiyyah (6/218) сказано:
Факихи установили условия для правителя, по некоторым есть консенсус, по другими разногласия.
Среди вопросов по которым есть консенсус:
1- Ислам (т.е. правитель должен быть Мусульманином), потомучто это условия для принятия свидетельства и попечительства, и этоменее важные вопросы чем правление. Аллах сказал (перевод смысла):
«Аллах не откроет неверующим пути против верующих» (4:141).
И как сказал ибн Каййум, правление – величайший из этих путей. И он тот, кто выполняет интересы мусульман»
Основываясь на это, нельзя давать присягу правителю кяфиру, и еслиправитель становится неверным, то его следует сместить, согласноусловиям известные ученым.
И Аллаху известно лучше.