В данной сфере слава Ислама и величие его шариата проявились так жеярко, как и в других областях. Впервые в истории Ислам предстал какисточник милости для всего мира, как религия, обращенная ко всемучеловечеству и считающая всех людей на земле равными друг другу. Шариатне делает различий между людьми на основании их происхождения,этнической принадлежности, цвета кожи или языка. Человек как таковойнаделен определенными правами и одновременно должен выполнятьопределенные обязательства. Всевышний говорит в Священном Коране: “О люди! Мы создали вас мужчинойи женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали другдруга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом - самыйблагочестивый”. (Сура "Комнаты" аят13). Подчеркивая важность этой идеи, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал во время Прощального хаджа: "Олюди! Поистине, ваш Господь - один, и ваш отец - один. Ни один араб неимеет преимущества перед неарабом, но и неараб не имеет преимуществаперед арабом; черный не имеет никакого преимущества перед красным, икрасный не имеет преимущества перед черным, кроме как в вопросахблагочестия и богобоязненности". Здесь мы впервые в истории встречаем объявление принципа равенства всехлюдей перед Законом Аллаха, независимо от расы, национальности,происхождения, социального и материального положения. Принциправенства, как он провозглашен Исламом, не являлся абстрактной идеейподобно тому, как это было в революционных лозунгах или в международныхдекларациях прав человека. Ислам практически претворил этот принцип вжизнь в обществе, в котором в то время существовала жесткаядискриминация по признакам происхождения, расы и имущественногоположения людей. Самовозникновение общины, в которой бывшие рабы Биляль Аль-Хабаши, СухейбАль-Руми, Салман аль-Фариси, Хаббаб ибн аль-Арат и Альмар ибн Якирстояли рядом с халифами-правителями мусульман Умаром ибн Аль-Хаттабом,Усманом ибн Аффаном и Абу Суфьяном, является убедительнымдоказательством того, что национальные и этнические предрассудки былиотброшены, и их место заняла единственно возможная связь между людьми -вера в единственного Господа под общим знаменем Ислама и одна системажизни - шариат, ниспосланный Аллахом. Шариат не делает различий между людьми; он, наоборот, считает их всехравными. Ислам не признает разницы между правителем и подданным,знатным человеком и простолюдином, сильным и слабым. 1. Всевышний упрекал Своего Пророка, за то, что он уделил большевнимания вождям курайшитов, чем слепому бедняку (Ибн Мактум или Амр ибнКейс), попросившему Мухаммада научить его тому, что открыл ему Аллах. Втот момент Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, беседовал свождями и старейшинами курайшитов с целью склонить их к Исламу, ипоэтому, когда Ибн Мактум перебил его, Пророк выразил своенеудовольствие тем, что отвернулся от Ибн Мактума, продолжив разговор свождями курайшитов. По этому поводу были ниспосланы следующие аятыКорана: "Он нахмурился и отвернулсяот того, что подошел к нему слепой. А что дало тебе знать, - можетбыть, он очистится [имеется в виду - в духовном смысле], или станетпоминать увещевание, и поможет ему воспоминание. А вот тот, кто богат,к нему ты поворачиваешься, хотя и не на небе лежит [вина], что он неочищается [духовно]. А тот, кто приходит к тебе со тщанием и испытываетстрах, - ты от него отвлекаешься. Но нет! Это ведь напоминание..."(Сура "Нахмурился" аяты 1-11). 2. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прилагал всеусилия, чтобы претворить в жизнь принцип равенства, провозглашенныйшариатом, и уничтожить всякого рода дискриминацию. Например, он неколебался ни минуты, когда потребовалось применить этот принцип вотношении знатной женщины из семьи курайшитов, совершившей кражу. Люди,начали заступаться за нее перед Пророком, вынесшим решение отрубить ейруку. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратилсяк ним: "Бывшие до вас народы погибли, так как прощали воров иззнатных семей и наказывали тех, кто происходил из низов. КлянусьАллахом, даже если дочь Мухаммада Фатима совершит кражу, я отрублю ейруку" (этот хадис приведен Бухари в "Китаб алъ-Анбия" и Муслимом в "Китаб Аль-Худуд"). 3.Абу Зар рассказывал, что он однажды в присутствии Пророка, даблагословит его Аллах и приветствует, поссорился с одним человеком,назвав его "сыном черной женщины". Пророк, да благословит его Аллах иприветствует, сказал: "Ты допустил несправедливость. Сын белой женщины не имеет никаких преимуществ перед сыном черной женщины". Абу Зар рассказывает, что тогда он лег на землю и попросил обиженного поставить ногу на его щеку. (Данный хадис приводит Ибкуль Мубарак В "Аль-Бирр вас - Силях"). 4.Известную историю о Джебелле ибн Аль-Айхаме стоит послушать тем, ктоутверждает, что принцип равенства впервые провозглашен в Европе.Однажды кочевник наступил на одежду Джебеллы во время тавафа (обходаКаабы при совершении хаджа). Джебелла за это ударил кочевника по лицу,и тот подал жалобу халифу Умару ибн аль-Хаттабу. Халиф приказалнаказать Джебеллу. СамДжебелла, принадлежавший к знатной семье, не мог допустить, чтобы егонаказали из-за какого-то кочевника, и бежал на территорию римлян, гдепринял христианство. Через некоторое время он пожалел о своем решении исложил следующие строки: "Знатный человек принял христианство, чтобы избежать битья. Но не было бы ничего страшного, если бы он стерпел его". 5.Одно из основных положений шариата гласит, что ни личность, ниположение, ни богатство пострадавшей стороны не учитывается приназначении компенсации при разборе дел в суде в отличие от положений,предусмотренных созданными людьми законами. Размер компенсацииопределяется лишь на основании характера нарушения. Таким образом, нетразницы в размере выкупа за убийство знатного или простого человека.Точно так же, если в наши дни рабочий и директор компании в результатенесчастного случая каждый потеряют руку, размер компенсации,назначаемой им, должен быть одинаковым. Эта идея подтверждаетсяследующим хадисом: “Кровьвсех мусульман имеет одну и ту же ценность. Они все объединены вместепротив врагов, и даже самый низкий по положению из них может заключатьсоглашение от их имени” (данный хадис приводится Абу Даудом в "Китаб аль-Дият)". Принциправенства перед законом означает, что подход к людям одинаков, длязакона нет знати и простонародья, белых и черных и т.д. Все люди должныподпадать под действие одного и того же кодекса законов, и при решениивсех юридических и судебных вопросов должен соблюдаться принциправенства. В применении закона не должно быть никакой дискриминации, ондолжен быть одинаково строг и справедлив для бедных и богатых, знатныхи простолюдинов, белых и чернокожих, грамотных и неграмотных, арабов инеарабов. Шариатутвердил и упорно отстаивал этот принцип еще четырнадцать столетий томуназад. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, применял этотпринцип в своей деятельности, и его сподвижники шли по его стопам итакже претворяли в жизнь эту основную правовую норму Ислама. Приведемнесколько примеров. 1.Незадолго до смерти, будучи тяжело больным, Пророк, да благословит егоАллах и приветствует, вышел из дома, поддерживаемый Аль-Фадлем ибнАббасом и Али ибн Абу Талибом, и присел на возвышение в мечети. Затемон сказал: "О люди! Если я отстегал кого-то по спине, он должен прийти итоже ударить меня по спине. Если я оскорбил кого-то, пусть он оскорбитменя, а если я взял чью-то собственность, ему тоже разрешается взять измоей собственности, при этом он может не бояться моего гнева, так какне пристало затаивать подобные чувства против кого бы то ни было. Пустьвсе знают, что самый дорогой для меня человек из вас - это тот, ктозабирает у меня что-то по праву, если он действительно прав, и прощаетменя, чтобы я мог встретиться с моим Господом с чистой душой". ЗатемПророк, да благословит его Аллах и приветствует, сошел с возвышения ивозглавил молитву Зухр, после чего сел на прежнее место и еще разповторил для народа то, что сказал ранее. (данный хадис приводится в трудах Ибн аль-Асира, Аль-Табарани, Ибн Саада). 2.Абу Бакр вскоре после того, как стал халифом, поднялся на возвышение вмечети и сказал: "Меня назначили вашим руководителем, хотя я не лучшийиз вас. Если вы увидите, что я иду правильным путем, то помогите мне.Но если вы увидите, что я поступаю неверно, остановите меня.Подчиняйтесь мне, пока я подчиняюсь Аллаху, но если я ослушаюсь Аллаха,то вы не обязаны следовать за мной. Знайте, что самый сильный из вас -это слабый, которому я поручу исполнять какие-либо обязанности (т.е.руководить другими); а самый слабый из вас - это сильный, которого ялишу прав руководить. Вот что я хотел сказать вам, и я прошу у Аллахапрощения и для себя, и для вас” (данный хадис передан Аль-Табарани в "Тарик аль-Русуль аль-Мулюк"). 3.Халиф Умар ибн Аль-Хаттаб обычно приказывал наместникам провинцийсобираться в Медине во время хаджа. Тогда он обращался к паломникам: "Олюди! Я послал своих наместников не для того, чтобы они отнимали у васбогатство или притесняли вас. Я направил их обеспечить мир ибезопасность и распределять среди вас добычу. А если кто-нибудьпретерпел от них несправедливость, пусть встанет". Всталлишь один человек и сказал: “О повелитель правоверных! Твой наместникнаказал меня ста ударами кнутом". Умар спросил наместника , за что былнаказан этот человек, и наказал самого наместника. Амр ибн Аль-Ас встали сказал: "О повелитель правоверных! Если ты будешь продолжатьпоступать так, то слишком много людей будет приходить к тебе, и этостанет традицией, которой будут следовать те, кто придет после тебя". Умарответил: “Как я могу не наказывать людей за их несправедливость, если ясам видел, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просилнаказать его самого?” (данный хадис приводит Ибн Саад в "Аль-Табакат Аль-Кубра"). 4.Анас рассказывал, что однажды к халифу Умару ибн аль-Хаттабу пришелчеловек и сказал: "О эмир верующих! Я пришел к тебе пожаловаться нанесправедливость". Умар ответил: "Ты пришел по адресу!" Тогда человекпродолжил: "Я участвовал в скачках вместе с сыном Амра ибн Аль-Аса(наместника Египта) и выиграл их, однако он стал бить меня кнутом,говоря, что он сын благородных родителей". Умарнаправил Амру послание с приказом явиться в Медину вместе с сыном.Когда тот прибыл, Умар приказал египтянину взять кнут и отстегать сынаАмра. Египтянин начал бить его кнутом, а Умар при этом говорил: "Бейсына благородных родителей". Анас говорил, что он бил его, пока все непопросили, чтобы он это прекратил. Тогда Умар сказал египтянину, чтобыон ударил Амра, но египтянин ответил: "Меня побил его сын, и теперь яотомстил". Умар спросил Амра: "С каких же пор ты сделал рабами людей,рожденных их матерями свободными людьми?" Амр ответил: "Я не знал обэтом случае, египтянин не приходил ко мне". (Этот хадис приводится Ибн абд аль-Хакамом в "Мунтахаб Канз Аль-Уммал"). 5.Абдаллах ибн Умар рассказал, что однажды его брат Абдуррахман вместе сАбу Сарваа пили вино и опьянели. Это случилось в Египте в периодправления халифа Умара. На следующее утро, они отправились к наместникуЕгипта Амру ибн Аль-Асу и сказали: "Дай нам очищение, так как мы былипьяными от вина". Абдаллах сообщает, что его брат рассказал ему об этомслучае, и он, не зная, что наместник уже знает об этом, велел ему войтив дом, чтобы самому очистить его. А затем брат сказал Абдаллаху, что онуже рассказал все наместнику. Абдаллах предложил ему не брить головуперед людьми, так как он сам сделает ему это (дело в том, что обычнообвиняемым брили головы дополнительно к наказанию, предусмотренномуКораном). Абдаллах сообщил, что брат зашел в дом, и он побрил емуголову сам. Затем Амр наказал нарушителей. Но когда сам Умар узнал обэтом происшествии, он написал Амру и потребовал срочно прислатьАбдуррахмана. Когда тот прибыл в Медину. Умар побил его сам кнутом, таккак тот был его сыном". (хадис передан Абдурразаком и аль-Байхаки в "Мунтахаб Канз аль-Уммаль"). 6.Про Умара рассказывают, что он сказал дяде Пророка, да благословит егоАллах и приветствует, со стороны матери Сааду ибн Вухейбу: "О Саад! Негордись тем, что ты дядя или сподвижник Пророка, так как ВсемогущийАллах не простит тебе греха, если ты будешь несправедлив; он проститгрех только тогда, когда ты совершишь благочестивый поступок.Всемогущий Аллах признает только тех, кто подчиняется и покоряется Ему.Люди, будь то знатные или простые, равны перед Аллахом, так как Он - ихГосподь, а они Его слуги. Они различаются только своим поведением иполучают от Него воздаяния за свою покорность". (хадис передан Ибн Джариром). Принциправенства перед судом означает, что суд должен быть один для всехобвиняемых. Ислам никогда не позволял создавать специальные суды дляправителей или наместников; он никогда не давал никаких привилегийкакой-либо социальной группе, как было зачастую принято при другихгосударственных системах. Так поступали во Франции перед революцией, исейчас во многих западных демократических странах руководителя судят вспециальном суде, действующем на основании особых правил, иопределенные привилегированные группы, например, судьи или членыпарламентов, могут предстать перед судом только в исключительныхслучаях. Исламже, в вопросах, связанных с отправлением правосудия, не признаетникаких различий между людьми разного происхождения, расы, социальнойпринадлежности, цвета кожи или богатства. Пророк,да благословит его Аллах и приветствует, в Медине обычно сам вершил суди разрешал споры. В соглашении о мире между мухаджирами (сподвижникиПророка, переселившиеся с ним в Медину) и коренными мединцамиговорилось: "Любой спор или разногласия, которые могут привести кбеспорядкам и нарушению мира между сторонами данного соглашения, будутпредставляться (для разрешения) Аллаху и Его Посланнику". Этоозначало, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,олицетворял собой единственную судебную власть для всего народа; такаясудебная система известна сегодня как унитарная. Умарговорил одному из своих судей: "Обращайся со всеми людьми одинаково,чтобы никто из знати не мог вовлечь тебя в несправедливость и никто изслабых не был разочарован в твоем правосудии ". Согласношариату, халифы, правители и наместники представали перед обычным судоми судились по справедливости. Например, халиф Али ибн Абу Талиб потерялсвой щит, а потом обнаружил его у иудея, заявившего, что он принадлежитему . Дело рассматривалось судьей, который принял решение в пользуиудея против халифа Али. Шаабирассказывает: "Однажды возник спор между Умаром и Убайем ибн Каабом.Умар попросил его назвать человека, который мог бы разрешить спор, иони оба согласились, что это может сделать Зейд ибн Сабит. Ониотправились к нему, и Умар обратился к Зейду со словами: "Мы пришли ктебе уладить наш спор, так как ты достоин сделать это". Когда они вошлив дом, Зейд попросил Умара сесть на возвышение. Умар ответил: "Этопервая несправедливость в твоем суде. Я сяду рядом со своимпротивником". И они сели перед Зейдом. Убай высказал свои аргументы, аУмар отверг их. Зейд повернулся к Убаю и сказал ему: "Избавимповелителя верующих от принесения клятвы; этой услуги я бы не просил утебя ни для кого другого". Но Умар принес клятву, а для себя решил, чтоЗейд не может быть судьей, пока не будет обращаться с ним, как с любымдругим мусульманином". (Данный хадис приводится Ибн Асакиром, Саидом ибн Мансуром и аль-Байхаки). Историясвидетельствует, что во время правления халифа Аль-Мансура группа людейподала прошение, требуя восстановления своих прав, судье Мухаммаду ибнУмару Аль-Тальки. Поскольку жалоба была на халифа, судья послал за ним,и халиф явился в суд. Судья попросил его сесть рядом с истцами.Выслушав обе стороны, судья принял решение против халифа. Когда халифвернулся к себе, он послал за судьей. Тот, хотя и боялся наказания,пришел к нему. Халиф сказал: "Да вознаградит тебя Аллах за преданностьтвоей вере, пути твоего Пророка и за твое образцовое поведение". Соблюдатьпринцип равенства при назначении на государственные должности означаетпредоставлять тем, кто обладает соответствующей квалификацией ипрофессиональными качествами, равные возможности, чтобы важныеадминистративные посты не стали монополией определенного класса, расы,национальности и т.д. Этот принцип предполагает предоставление равныхправ, равной оплаты и одинаковых льгот всем, кто имеет одинаковуюквалификацию и одинаковый опыт. Исламутвердил этот принцип и осуществил его на практике более чем за тысячулет до того, как его осознали созданные людьми исполнительные системывласти. Этого принципа не существовало ни в одной системе до Ислама, онне нашел себе места и в современных Исламу системах. Все онипредоставили право занимать государственные должности определенномуклассу или группе общества по признаку особого социального илифинансового положения, национальному и т.д. Эта дискриминацияпо-прежнему существует в так называемых наиболее цивилизованных странахмира. Всоответствии с главными целями, основными принципами, а такжедетальными положениями и правилами шариата Исламское государствообязано обеспечить равные возможности всем мусульманам при назначениина государственные должности. Если власти назначают кого-либо надолжность, но при этом имеется другой человек, обладающий большимопытом и способностями, то они отнеслись к своим обязанностям небрежнои превысили своих полномочия. Передназначением на должность, Ислам установил ряд условий и предварительныхтребований, таких как благочестие, искренность, честность, способностьнести ответственность. Только благочестия и искренности недостаточно,если должность, требует глубоких знаний, квалификации и опыта. В этойсвязи Всемогущий Аллах упоминает историю Мусы (Моисея) и дочери Шуайба,когда она попросила своего отца взять Мусу на работу и назвала причинысвоей просьбы: "Отец мой, найми его: ведь он - лучший, кого ты можешь нанять, сильный и верный" (Сура "Рассказ" аяты 28-26). Вэтом аяте сила Мусы свидетельствует о его способности нестиответственность, возложенную на него, а верность - о богобоязненности. Втом же контексте следует рассматривать слова Аллаха, когда Он говорит окачествах Талута, которые делают его способным стать царем сыновИсраила: "Аллах его избрал над всеми и увеличил ему широту в знании и теле" (Сура "Корова" аят 247). Обширностьзнаний означает признание Всемогущего Аллаха и знание Его религии, атакже того, что Он сделал разрешенным, а что запрещенным. Физическая жесила делает Талута способным выполнять свои обязанности. Качества, требуемые от каждого работающего, различаются в зависимости от характера поручаемой работы. Исламобязывает правителя мусульман подбирать на каждую должность наиболееподходящего и высококвалифицированного человека, способного выполнятьобязанности наилучшим образом. При этом не должны учитываться ниродственные связи, ни самое высокое социальное положение, ни богатство,ни расовая или национальная принадлежность. Ниже мы приводим рядпримеров применения этого принципа в Исламе. 1.Абу Зар рассказывал, что однажды он попросил Пророка, да благословитего Аллах и приветствует, назначить его на какую-либо государственнуюдолжность. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, похлопалего по плечу и сказал: "ОАбу Зар! Ты слабый человек, а ведь это (должность) - доверенноеимущество (от Аллаха). В Судный день все может обернуться позором ираскаянием, если эту должность человек не получит заслуженно и не будетбезукоризненно выполнять свои обязанности". 2. Ибн Аббас передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал однажды: "Есликто-то назначил одного из мусульман на должность, хотя есть человек,более благочестивый и угодный Аллаху, то назначивший совершилпредательство, по отношению к Аллаху и Его Посланнику". 3. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда определял нагосударственные должности наиболее знающих и опытных людей. Таккомандующим войском он назначил Халида ибн Валида за его военноемастерство и знания, а не какого-либо ветерана из числа мухаджиров иансаров. Точно так же он сделал главнокомандующим своего войска Усамуибн Зейда за его выдающиеся военные способности. 4.Язид ибн Абу Суфьян рассказывал, что Абу Бакр, направляя его в Сирию,сказал ему: "О Язид! Чего я больше всего боюсь, это того, что ты поддавлением родственников будешь назначать их на ответственные должности,предпочтя их другим мусульманам. А Посланник Аллаха, да благословит егоАллах и приветствует, говорил: "Есликто-нибудь занимает государственную должность и сам назначает другогобез учета его достоинств, он будет наказан Аллахом, и от него не будетпринято никакой компенсации взамен, и он будет брошен в адский огонь ". 5.Абу Хурейра рассказывал: "Однажды Пророк разговаривал с людьми, когда кнему подошел бедуин и спросил: "Когда будет Судный день?" Пророк, даблагословит его Аллах и приветствует, как ни в чем не бывало продолжалсвою беседу. Некоторые подумали, что Пророк услышал вопрос, но он емуне понравился. Другие решили, что Пророк вообще не расслышал вопроса.Закончив говорить, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, спросил о том самом бедуине, бедуин отозвался. ТогдаПророк сказал: "Когда доверием злоупотребляют, тогда ждите Дня суда". Бедуин спросил: "А как им злоупотребляют?" Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: "Когда государственные должности отдаются не заслуживающим этого и неопытным людям, тогда и ждите Дня суда". Повсем этим причинам мусульманские правоведы однозначно придерживаютсямнения, что в обязанности правителя мусульман входит подбирать иназначать на каждую государственную должность наиболееквалифицированных и подходящих людей, что находится в полномсоответствии со следующим предписанием Корана:“Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его” (“Женщины”, 4:58). Итак,назначение на государственные должности заслуживающих этого людей безвсякой дискриминации по каким бы то ни было признакам являетсяобязанностью правителя Исламского государства.
Абу Абдурахман Дагестани |