Отказ от выплаты Закята, вероотступничество или грех?
??? ???? ?????? ??????
? ?? ?????? ? ?? ???? ? ??? ??????
Сказал Шейх Ибн аль-Усеймин, да смилуется над ним Аллах, по поводу Закята; “Это обязательная выплата (фард) в соответствии с Иджма мусульман[1].Тот кто отрицает его обязательность является неверным, кроме тогослучая, если это исходит от новообращенного мусульманина, либо того ктовоспитался в местности отдаленной от знания и ученых, эти люди имеютоправдание. Им необходимо пояснить, и если после объяснения онипродолжают отказываться признавать обязательность Закята, то онистановятся неверующими вероотступниками. А тот, кто отказался платитьЗакят из-за жадности и беспечности, то в отношении подобных естьразногласия у ученых.
Из них есть те, ктосказал, что таковой становится неверным, и это одна из передач от ИмамаАхмада, среди них так же есть те, кто сказал, что таковой нестановиться неверным, и это верное мнение, однако он совершает великийгрех. Доказательством на то, что он не становится неверным являетсяхадис пришедший от Абу Хурейры, то что посланник Аллаха, да благословитего Аллах и приветствует, упомянул наказание тех, кто не платит закят сзолота и серебра, сказав; ” …пока не рассудят между рабами Аллаха, и он увидит свой путь, либо в Рай, либо в огонь”[2].И если есть возможность ему увидеть путь в Рай, то подобный не являетсяневерным, так как неверный не увидет пути в Рай. Однако нет сомнения,что тот, кто не выплачивает закат по жадности и беспечности, совершаетвеликий грех и ему уготовано то, что в Словах Аллаха;
-”Пусть не думают те,которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости,что поступать таким образом лучше для них. Напротив, это хуже для них.В День воскресения их шеи будут обернуты тем, что они жалели. Аллахупринадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что высовершаете”. Сура Семейство Имрана 180 аят.
-”Обрадуй же тех,которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха,мучительными страданиями. В тот день они (накопленные ими сокровища)будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока испины. Им будет сказано: «Вот то, что вы копили для себя. Вкусите жето, что вы копили!»” Сура Товба 34-35 аяты.
Книга “Маджмуат аль-фатава Шейх Ибн аль-Усеймин”, том 14 стр. 18.
Подобного мнения придерживались большинство Ученых Ахлю-Сунна, из них Имам Абу Ханифа, Имам Шафии, Имам Малик, Имам Бухари[3], Имам Навави[4], Ибн Хаджар Аскалани[5], Ибн Кудама[6], Ибн Раджаб Ханбали[7] и многие другие.
Необходимо указать на то, чтоУченые говорили о том, что Имам имеет право заставить его подчиненныхвыплачивать закат из “общеизвестного имущества”, и сражаться “та’зиран”выражая жесткое осуждение, если определенная группа отказывается егоплатить.
Шейх Ибн Джибрин, да смилуется над ним Аллах, говорит; “…однако тот, кто отказывается платить закят из-за жадности, по поводуэтого пришел хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует; “Поистине мы возьмем его (закят) и часть его имущества…”.Если он, признает обязательность закята, но отказался выплачивать из-зажадности, то Имам может сражаться с ним, чтоб тот выплатил, и жесткоосудить, даже если придется лишить его части имущества[8],наказанием для него и предостережением для других. Однако если онзаявляет, что он сам выплатил то, что положено из его “скрытогоимущества”, как наличные деньги, и товары, то это принимается от него.Однако “общеизвестное имущество”, как зерно с полей, плоды, скот, то онобязан выплачивать закят с него Имаму или тому кого тот назначил, еслиот него это требуется…”. Фатва номер 6066 на официальном сайте Шейха Ибн Джибрина.
[1]То, что Шейх указал на “Иджма”, а не начал с того, что обязательностьвыплаты Закята указана в Коране и Сунне, объясняется тем, что иногдаученные употребляют подобный метод, ввиду того, что Иджма всехмусульман, если соблюдены в ней все необходимые условия, являетсяабсолютным и категоричным доводом, а противоречащий ей становитсяневерным, и нет ему никакого оправдания. Однако если указать что,допустим какое-то действие обязательно по указанию Корана или Сунны, токто-то может оспорить эту обязательность и указать, что этот хукмотменен в Коране другим аятом или в Сунне более поздним хадисом, либозаменен тем, что указывает на желательность этого действия, а необязательность. Однако если утверждается Иджма всех ученых и мусульман,на то, что какое то действие является обязанностью, то здесь нетникакого оправдания тому, кто хочет оспорить это. Именно по этойпричине ученые ограничиваются указанием на Иджма. Мое пояснение.
[2] Приводит Имам Муслим.
[3] Имам Бухари называет главу в своем сборнике “Грех не выплачивающего Закят”. Под таким же название глава у Имама Муслима.
[4] В своих комментариях к сборнику Муслима.
[5] В своих комментариях к сборнику Бухари.
[6] В “Мугъни”.
[7] В своих комментариях на “Арбаин ан-Нававия” он пишет; “Ачто по поводу убийства, не выплачивающего закят, то по этому поводу двамнения у тех, кто указывает на необходимость казни тех, кто оставилмолитву. 1- Его казнят, и это распространенное мнение от Имама Ахмада.2- Его не казнят, и это мнение Имама Малика, Имама Шафии и одно измнений Имама Ахмада”. 1\ 235.
[8]Необходимо отметить, что по этому поводу так же есть разногласие уученых, и указать, что большинство не считали верным забирать что-топомимо закята. Ибн Къудама пишет; ” Если он отказался платитьзакят, признавая его обязательность, и если Имам может забрать у негозакят, то он забирает и осуждает его, но не берет ничего больше, пословам большинства Ученых, из которых Имам Абу Ханифа, Имам Малик, ИмамШафии и их соратники…”. “Мугъни” том 4, стр. 7.