Завещание
??? ???? ?????? ??????
? ?? ??????
ХвалаАллаху, Господу миров, мир и благословления посланнику Аллаха. Ясвидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха,нет Ему сотоварища, а так же свидетельствую, что Мухаммад - Его раб ипосланник.
А затем:
Важным делом, о котором ясчитаю, следует напомнить всем мусульманам, является написаниезавещания. Это потому что, в написании его заложена мирская ирелигиозная выгода, а также, потому что об этом часто забывают многиеверующие.
Ели вы сегодня скажетекому-либо: “Написал ли ты завещание?”, то он взглянул бы на васудивленным и недоумевающим взглядом, как бы спрашивая; разве он насмертном одре, чтоб писать завещание?
Мало кто извлекает урок изтого, что он видит и слышит каждый день, как внезапно гибнут люди.Аллах Всевышний говорит, что одним из Его наказаний является то, что онумерщвляет людей внезапно, и они не успевают завещать свое посланиеперед смертью, Аллах говорит:
“Они говорят: «Когдасбудется это обещание, если вы говорите правду?» Им нечего ожидать,кроме одного только гласа, который поразит их тогда, когда они будутпрепираться. Они не смогут ни оставить завещание, ни вернуться к своимсемьям”. Сура Я-син 48-50 аят.
Сколько же людей умерло,оставляя долги, сколько ушло в иной мир обладателей имущества, но этоимущество не принесло им пользы после смерти? Сколько прав былопопрано, сколько имущества данного на хранения не было возвращено, ивсе это по причине не серьезного отношения к написанию завещания.
Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Душа верующего связанна её долгом, до тех пор, пока этот долг не вернут”[1].
Завещание, это Сунна нашегоПророка, и пророков до него. Каждому мусульманину желательно, следоватьв этом примере за ним, и завещать своим детям, родным и близким, чтобони боялись Аллаха, и держались за Его религию, завещать то, чтозавещал Ибрахим своим детям, и то же, что завещал Якъуб. Аллах сказал вКоране:
“Кто же отвернется отрелигии Ибрахима (Авраама), кроме глупца? Мы избрали его в мирскойжизни, а в Последней жизни он будет в числе праведников. Вот сказалГосподь Ибрахиму (Аврааму): «Покорись!» Он сказал: «Я покорился Господумиров». Ибрахим (Авраам) и Якъуб (Иаков) заповедали это своим сыновьям.Якъуб (Иаков) сказал: «О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. Иумирайте не иначе, как будучи мусульманами»”. Сура аль-Бакъара 130-132 аяты.
Завещание, в зависимости от обстоятельств, может быть: обязательным, желательным или запрещенным.
Оно будет являтьсяобязательным для мусульманина, если на нем есть обязанности передВсевышним Аллахом, которые он не выполнил, как клятвы, Закят, Хадж ит.п. Либо если на нем лежат имущественные или другие обязательстваперед людьми.
Передается от АбдаЛлаха ибнУмара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословитего Аллах и приветствует, сказал: “Непозволительно мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не имея составленного завещания”[2]. Ибн Умар сказал: “Не прошла и одна ночь, после того как я услышал эти слова, как я написал свое завещание”.
Желательным, является длятого, у кого есть достаточное имущество и он желает что-то из негозавещать на благотворительность, что будет для него постоянноймилостыней после смерти. У подобного рода завещания есть два условия:
- Чтоб оно не превышало 1\3 части от всего его имущества, так какпосланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказалСааду, когда тот желал оставить что-то на благотворительность: “Треть, хотя и треть - это много”[3].
- Чтоб это завещание было не для наследников. Передается от АбуУмамы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословитего Аллах и приветствует, сказал: “Поистине Аллах, наделил каждого обладателя права его долей, посему нет имущественного завещания для наследников”[4].
Запрещенным же является то,что противоречит Шариату, как если кто-то завещал своим роднымпричитания по поводу его смерти, либо обрывание родственных связей,либо принесение вреда кому-либо из верующих, или какое-либо зло вообще.Если кто-то завещал что-либо из этого, то подобное завещание считаетсяне действительным и его не следует исполнять. Аллах Всевышний сказал:
“Если же кто-либоопасается, что завещатель поступит несправедливо или совершит грех, иустановит мир между сторонами, то на нем не будет греха. Воистину,Аллах Прощающий, Милосердный”. Сура аль-Бакъара 182 аят.
Ибн Касир, да смилуется надним Аллах, привел от Ибн Абаса, да будет доволен Аллах ими обоими, чтопод “джанаф” (?????), - несправедливостью, подразумевается ошибка.Затем сказал: “И сюда входит все виды ошибок, которые могут исходить от завещателя”[5].
К пользам от написания завещания можно отнести следующие:
- Великая награда для того, кто делает это, подчиняясь Аллаху и Его посланнику. Аллах говорит:
“А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха”. Сура аль-Ахзаб 71 аят.
- Великая награда, в том, что он завещает, наставляя своих близких в том, в чем заключается польза для них.
- Полное избавление себя от каких-либо нарушений Шариата, после егосмерти, а так же избавление себя от долгов и других обязанностей.
- Предотвращение, каких либо разногласий среди наследников, после его смерти.
Образец завещания:
После вознесения хвалы Аллахуи благословления на Пророка, следует сказать: Это то, что завещаеттакой-то, сын такого-то, свидетельствующий, что нет божества достойногопоклонения, кроме Аллаха Единственного, нет Ему сотоварища, и чтоМухаммад, Его раб и посланник, и что Иса, раб и посланник Аллаха.Свидетельствующий так же, что Рай - Истина, и что Ад - Истина, что ЧасСудный, нет в нем сомнения, и что Аллах воскресит всех кто в могилах.
Я завещаю моим детям и моимродным и близким и всем мусульманам богобоязненность. Завещаю им то,что завещал Ибрахим сыновьям своим:
“О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами”. Сура аль-Бакъара 132 аят.
Я завещаю, расплатиться с моими долгами (если есть на нём долги).
Если желает, то можетсказать: А так же завещаю треть моего состояния, дать такому-то, либоизрасходовать его на благотворительность. Для моих женесовершеннолетних детей, попечителем станет такой-то, который долженбудет сохранить их наследство, пока они не достигнут зрелого возраста.
Затем он может завещать, чтожелает. После может упомянуть, как следует его омыть и подготовить кзахоронению, следуя пророческой Сунне. Затем может закончить мольбой опрощении за себя, прося Милости Аллаха и Рая.
Все это закрепляется свидетельством двух справедливых мужчин.
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословления нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.
[1]Приводит ат-Тирмизи под номером 1078 и 1079, сказав: “Хадис хороший”;Шейх Албани назвал хадис достоверным в “аль-Джами ас-Сагъир” подномером 6779.
[2] Передает Имам Бухари в “Сахихе” под номером 2738.
[3] Передает Имам Бухари в “Сахихе” 2\287 и Муслим, под номером 1627.
[4] Передает ат-Тирмизи, это часть от хадиса под номером 2121, сказал ат-Тирмизи: “Хадис хороший”
[5] Тафсир Ибн Касира 1\112-113.